Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аблогина Д.О. КОСМИЗМ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(138). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(138).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОСМИЗМ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Аблогина Дарья Олеговна

студент, кафедра художественного металла, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова,

РФ, г. Москва

Агафонова Анастасия Юрьевна

научный руководитель,

проф., канд. искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова,

РФ, г. Москва

COSMISM IN RUSSIAN VISUAL ART

 

Daria Ablogina

student, Department of Artistic Metal, Stroganov Moscow State University of Art and Industry,

Russia, Moscow

Anastasia Agafonova

scientific supervisor, Professor, Candidate of Art History, Stroganov Moscow State University of Art and Industry,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние философии русского космизма на изобразительное искусство ХХ-ХХI вв. Проанализирован вклад в развитие направления П. Флоренского, Н. Федорова, Н. Бердяева, К.  Циолковского. Раскрывается мировоззрение русских художников-космистов, описываются их основные произведения и художественные приемы.

ABSTRACT

The article examines the influence of the philosophy of Russian cosmism on the fine arts of the 20th-21st centuries. The contribution to the development of the direction of P. Florensky, N. Fedorov, N. Berdyaev, K.  Tsiolkovsky is analyzed. The worldview of Russian cosmists is revealed, their main works and artistic techniques are described.

 

Ключевые слова: русский космизм, философия, искусство.

Keywords: Russian cosmism, philosophy, art.

 

Интерес человека к вселенной развивался с глубокой древности.  Изменялись виды мышления, терминология, религиозные догмы популярные философские направления, но поиск человеком высшего начала, смысла и закономерности в окружающего мире и в себе самом не терял актуальность никогда. Какие бы определения не давали люди этому высшему началу: будь то научный закон, Бог или космический разум, потребность исследовать или транслировать это через свои работы, в целом была присуща любом времени.

В то время как ученые и философы пытались разгадать загадки вселенной с точки зрения астрофизики либо метафорически, как законы мироздания, творческие люди выражали свои впечатления и озарения в художественных полотнах, музыкальных произведениях или стихотворных строках.

Огромную роль в развитии изобразительного искусства и образного языка творчества сыграла античная культура. С древнегреческого языка космос переводится как «порядок». С «космосом» греки могли отождествлять любую вещь, которой присуща упорядоченность и противопоставляли это понятие хаосу. Космический порядок – идеал красоты и гармонии, очень важных характеристик искусства.

Человек же понимается как микрокосмос – часть и подобие этого идеально устроенного мира. Таким образом, у истоков космизма стоят древнегреческие философы, такие как Пифагор, Платон, Аристотель, Анаксимен. В средневековой культуре, во многом определяемой религиозным мировоззрением, красота и гармония форм были свидетельством благословения Творца и божественного таланта. Идея Космоса как идеального миропорядка и человека как его неотъемлемой части, меры всех вещей развивалась и в эпоху Возрождения. Технологический прорыв Нового времени позволяет взглянуть на идею космоса по-новому, осмыслив с научной стороны, однако философская интерпретация не теряет своей актуальности, и в начале ХХ века такие известные деятели как Ф. Ницше, А.  Шопенгауэр, Тейяр де Шарден, Э. Фромм и другие развивали идеи единства человека и мира, осмысливали их взаимосвязь.

В России идеи античных философов и мыслителей нового времени объединились с отечественными духовно-религиозными традициями и вдохновением от стремительного развития науки. На рубеже ХХ века стало возможным синтезировать накопленные ранее знания с новыми представлениями о жизни на земле, космосе, месте человека в мире, его духовной и творческой жизни.

Истоки космизма можно проследить еще в русской литературе XIX века, например, русский поэт Ф. Тютчев также выразил свою веру в бессмертие души и возможность её переселения в другие миры. В своих стихах он писал о том, что «всё живое на земле – лишь листок пожухлый», а небо – это «бесконечный идеал».

Однако «космизм» как научный термин был введен религиозным философом С. Булгаковым. Направление было развито Н. Федоровым, Н.  Бердяевым, П. Флоренским. Последний утверждал, что в космизме центральной темой является деятельность человека, как частицы вселенной, свободного в своем творчестве. Н. Бердяевым так же полагал, что творчество, созидательный труд являются как неотъемлемым свойством человека, так и его основной задачей. Одним из важных понятий космизма является «Большая Другая» – высший закон, который управляет вселенной. Это понятие было введено Н. Федоровым, который предлагал создать общество безграничной любви и бессмертия.

Настоящий прорыв произошел в развитии космизма благодаря работам К. Циолковского. Будучи как выдающимся ученым, так и философом, он был первым, кто предложил использовать ракету для достижения космических глубин. При этом он считал, что освоение космоса может стать новой эпохой в эволюции человечества.

Как именно философия космизма повлияла на искусство, какие задачи ставили перед собой художники и какими художественными средствами выразительности пользовались, чтобы донести близкие им идеалы через визуальные образы? Какой путь прошел русский космизм с начала ХХ века до наших дней и актуальны ли сегодня те вопросы, над которыми задумывались космисты?

Русский космизм разнообразен и тесно связан с символизмом, футуризмом и авангардом. В истории космизма, как направления в искусстве есть несколько волн интереса. Они связаны с научными достижениями человечества в конкретно взятый период. На каждом этапе художники использовали новые техники и приемы для передачи красоты и загадочности Вселенной, бесконечности пространства и представлений о будущем.

Одним из выдающихся художников, интересовавшихся этим направлением, хотя и не относящимся к нему напрямую, был В. Кандинский.  В его видении будущего освоение космоса — это космос не только покорение бесконечного пространства материи, но и способ для человека подняться на более высокий духовный уровень. Кандинский писал: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью. Внутри он подчиняется общим законам «космического мира» [1, с. 13]. Его работы «Звезды», «Космический пейзаж», «Астральный» символизируют связь между человеком и космосом.

Другим ярким представителем космизма был Н. Рерих. Его работы с изображением звездного неба вызывают ощущение грандиозности и бесконечности Вселенной. Николай Рерих также придавал немалое значение философской стороне космизма и считал его частью мистического мировоззрения, что делало его живописные работы еще более впечатляющими и наполненными смыслом. «Человек есть природное существо, он связан с космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота космической жизни.» – говорил Рерих. Его работа «Сфера Звезд» содержит глубокий символизм духовного возрождения человека через образ космической энергии.

Известными представителями направления была художественная группа «Амаравелла». Группа включала в себя шесть художников: П. Фатеев, В. Пшесецкая, Б. Смирнов-Русецкий, А. Сардан, В. Черноволенко, С.  Шиголев. Название группы не имеет однозначного перевода, оно является своеобразной криптограммой. Придумал ее А. П. Сардан и расшифровываться она могла по-разному, например, «несущий свет», «творческая энергия», «всходы бессмертия». Художники описали свое творческое кредо в собственном манифесте группы, в котором поясняли смысл и способы восприятия своих работ.

«Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Как и в иконе «элемент технического оформления является второстепенным», как и в иконе восприятие их картин должно идти «путем чувствования и внутреннего сопереживания» [2, с. 13]. Однако, творчество художников группы сильно различалось между собой и часто визуально контрастировало с иконой, не утрачивая, однако, духовного смысла. Сине-черные с оранжевым цвета в композиции Смирнова, Русецкого и Шиголева, сине-зелено-желтые хаотичные фигуры у Фатеева, многослойность в картинах Черноволенко и Сардана [3, с. 13].

А. Леонов, первый человек, совершивший выход в открытый космос, участник двух космических экспедиций: Восход-2 и Союз-Аполлон, является также знаменитым художником. Он показывает космос через призму своего творчества. Например, он изобразил на нескольких своих картинах стыковку космических кораблей, которую наблюдал своими глазами.

В декоративно-прикладном искусстве мы тоже видим яркие образцы от знаменитых архитекторов и уличных художников, вдохновленных темой космоса: здания и памятники, роспись, мозаика, витражи, необычные арт объекты. В московском планетарии сохранились фрагменты семи старых витражей, расположенных по периметру первого этажа музея Урании. Сейчас это музейные экспонаты, но тридцать лет назад они использовались по прямому назначению как витражные картины в четырёх больших окнах фойе Планетария. Изображения посвящались Копернику, эпохе Великих географических открытий – путешествиям Христофора Колумба и Фернана Магеллана, Галилео Галилею и Исааку Ньютону. Космос являлся популярной темой для монументального искусства, несущей идеологический смысл, и являющейся частью декоративного решения интерьера, например, роспись по стеклоплитке «Наука» А. Заславского в Ленинградском институте ядерной физики в г. Гатчина, панно авторства В. Арлашина и А. Барахтянскго, так же носящее название «Наука», мозаика в музее Циолковского в Калуге, созданная А. Васнецовым.

Тема космоса появилась и в советском художественном стекле, фарфоре, керамике. Изделия, посвященные космонавтике, появились на крупнейших фарфорофаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Художники создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду. Некоторые работы были посвящены непосредственным событиям или конструкциям, например, хрустальная ваза «Союз-Аполлон» А. Аствацатурьян. Мастера художественного стекла Шукшановы создали целый цикл работ, посвящённый теме космоса – это сосуды «Рождение Земли», «Марс», «Солнышко», «Млечный путь» и «Космос», реализовав в стеклянных сферических телах свое эстетическое чувство космической гармонии.

В художественном металле тем космоса была не менее популярной. Ее трактовали как буквальными и понятными публике образами космонавтов, так и используя футурологические аллегории и абстрактные формы. Так в бронзовой скульптуре В. Городилова «Космос» мы видим фигуру человека на фоне звезд, планет и космического пространства, словно выходящую из некого портала. Металл используется в композициях И. Балашова «Невесомость», К. Партса «Полет», Н. Урядовой «Бездна звезд полна», У.  Кюттнер «Дорога в космос». Скульптура Ю. Нероды «Полет» изображает фигуру древнегреческой богини Ники, но в более динамическом варианте, чем ее классическое прочтение. За летящим человеческим силуэтом следуют небесные светила, чем автор хотел показать, что человек перешагнул границы Земли, победив земное тяготение. На выставке «Пространство и форма – III» был представлены футуристические изделия из металла в виде напольных (Х.  Ганс) и подвесных (В. Аунре, О. и Э. Мелиорански) сидений, стульев из хромированной стали с встроенными светильниками (М. Грюнберг), светильники из окрашенной стали и полированного алюминия (Х. Ганс). И конечно, говоря о теме космоса в художественном металле нельзя не упомянуть монумент из титана, бронзы и гранита, «Покорителям космоса», над которым работали А. Колчин, М. Барщ, Л. Щипакин, А. Файдыш Крандиевский.

Советский период был настоящим расцветом космической темы в искусстве и культуре, однако в современной России этот интерес не угас и продолжает развиваться и трансформироваться вместе с технологиями.  Новые авторы как вдохновляются идеями космистов ХХ века, так и ищут свой собственный подход. На эту тему пишутся научные работы и создаются произведения современными художниками. Ниже будут рассмотрены работы современных авторов.

Из беседы с художником Теньковым И. А., старшим преподавателем и аспирантом РГХПУ им. С. Г. Строганова, занимающимся теоретическими вопросами символизма и космизма стало ясно, что сейчас сохраняется интерес к русским художникам-космистам, в том числе как к культурному явлению, их работы – часть исторического наследия. Более того, они не только шли в ногу со своим временем, но и предвосхитили некоторые будущие тенденции в искусстве. Например, в итальянском футуризме был автор, который пытался изобразить звуковые вибрации, биение, пульсации планеты почувствовать через шумы. А этим ранее занимались Скрябин, Александровский, Черноволенко. Последний сочинял музыкальные композиции интуитивно, без партитуры. Изображал порой свои видения, сны, а выставки сопровождал собственными музыкальными импровизациями, это был синтез искусств. Или, например, Скрябин, мечтал соединить музыку и цвет. Многие задумки в то время было сложно осуществить технически, но сейчас по всему миру проходят музыкальные фестивали цвета и света.

В одной из своих живописных работ И. А. Теньков изображает портрет Циолковского, являющийся одновременно иллюстрацией к размышлениям учёного на тему идеального социального устройства. Для лица выбран крупный план, а более мелко и детализировано рядом написаны сюжетные сцены, символизирующие мысли ученого. Работа выполнена темперой и маслом на холсте. Художник обратил внимание, что тема космизма широка, и вдохновением для работы могут служить другие виды искусства, такие как поэзия, музыка, архитектура. Например, «Поэма анабиоза» Ярославского, где содержатся отсылки на идеи Фёдорова, или проекты городов будущего советских архитекторов, таких как Крутиков, Калмыков, Иозефович.

Идеи, волновавшие художников в советское время, остаются актуальными и сейчас, а стили, сюжеты и средства их выражения трансформируются и развиваются вместе с окружающей нас реальностью, а порой и опережая ее. Возникают современные сообщества, которые рассматривают тему космизма. Товарищество художников контравангардистов, возникшее в 1982 году, возродилось и сейчас именуется Академией аналитического искусства (АКАНИС). Основной принцип деятельности АКАНИС в начале XXI века — новый концептуализм.  Основная цель деятельности — формирование космического мышления и создание художественно-интеллектуальных моделей земного и всепланетного бытия. Уже тридцать пять лет центром Академии является один из самых «космических» городов России – Калуга. Выставки Академии проходят и имеют популярность как в Калуге, так и в галереях Москвы. Президент АКАНИС Михаил Мантулин работает в разных сферах искусства, таких как арт-дизайн, живопись, графика, эмаль. В групповых выставках участвуют члены Академии, имеющие собственные уникальные стили и техники, но их объединяет неизменный диалог науки и искусства, поиск новых форм, художественных смыслов и открытий. В 2021-2022 году Академия проводила передвижную выставку «Арт-полет», состоявшуюся в галерее «Нагорная», Мытищинской картинной галерее, Выставочном зале Калужского отделения Союза художников России, ГМИК имени К.Э. Циолковского.

Калужском доме музыки. Выставка приурочена сразу к нескольким знаменательным круглым датам: 165-летию основоположника современной космонавтики К. Э. Циолковского, 60-летию первого полета человека в космос и 40-летию творческого объединения АКАНИС. На выставке был представлен широкий спектр работ, от живописных полотен до произведений декоративно-прикладного искусства.

Тема космоса всегда была связана с футуристическим искусством.  Художникам всех направлений хотелось не просто отразить текущую ситуацию, а что-то дополнить или придумать нечто совершенно новое, как по сюжету, так и по стилистике. Попытаться представить себе мир, жизнь и быт человека в будущем, поэтому отсылки к космической тематике можно увидеть во многих трендах искусства и современных произведениях, даже если тема не заявлена напрямую. Тема отражена в современной живописи, кино, скульптуре. В случае последней художники экспериментируют с материалами, такими как стекло, различные сплавы металла, дерево, неон, пластик. Футуристичные арт-объекты украшают собой общественные пространства и важные площадки современного искусства, например, парк искусств «Музеон», музей Эрарта, Музей истории космонавтики в Калуге, Музей современного искусства на Петровке.

Вдохновляются темой космоса и научной фантастики авторы, работающие с кинетической скульптурой, добавляя в свои произведения движение, свет, музыкальное сопровождение. В Третьяковской галерее в 2021 году прошла выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», в экспозицию которой вошли около 400 произведений, среди которых как искусство 1960–1970-х годов, так и современные произведения, между которыми можно проследить взаимосвязь. Возникнув одновременно в разных частях мира в послевоенную эпоху, кинетизм нёс в себе идею технического прогресса, движения и информационного общества. Художники экспериментируют с технологиями и материалами. Например, один из основателей кинетического искусства в России, продолжатель традиций русского конструктивизма Вячеслав Колейчук в своей композиции «Космос» использует параболическое зеркало, металл, оптическое стекло.  Параболическое вогнутое зеркало круглой формы напоминает модель вселенной, в которой парят размещенные художником детали из прозрачного стекла – линза в форме круга и стеклянные палочки. На выставке была представлена светокинетическая установка «Атом» Вячеслава Колейчука, кинетический объект из металла, неоновых трубок и светодиодных нитей.

На выставке были представлены работы Дмитрия Морозова (Vtol).  Художник создаёт арт объекты с элементами робототехники и звуковой инсталляции. Вдохновляется самыми разными темами, в том числе квантовой физикой и теорией волн («Wave is my nature»). Но даже если работы не говорят о космической тематике напрямую, все они выглядят как часть некого механизма орбитальной станции и отличаются тщательной продуманностью технической составляющей.

Произведения современных художников становятся частью дизайна, архитектуры, градостроительства, окружающей среды, формируя тот визуальный образ будущего, который представлял автор. Появление такого искусства напрямую связно с новейшим временем в истории. Это именно то время, когда научно-технический прогресс развивался огромными скачками.  Это показывает актуальность темы того, как технологии и научные достижения меняют мир, вместе с этим меняются материалы, формы и эстетика в искусстве.

Весной 2023 года состоялась выставка «Звездный атлас» от галереи КультПроект на территории арт-пространства Cube.Moscow. В экспозицию вошли работы пяти мастеров — Татьяны Баданиной, Владимира Башлыкова, Александра Морозова, Владимира Наседкина и Петра Перевезенцева. Авторы затрагивают в своих работах широкий спектр тем, объединённых образом космоса и звездной карты. Это человек, его представления о космическом и земном, устройстве галактик и вселенных, звёздные карты как в буквальном их значении, так и в метафорическом – поиск человеком его места в мире, стремление к мечте и развитию через взлёты и падения, загадочность космического пространства и бесконечная возможность постижения мира. Темы, волновавшие русских космистов прошлого века, нашли свое отражение и в современных графических работах и инсталляциях на выставке.

Фестиваль современного искусства Cosmoscow, прошедший осенью 2023 года также не обошелся без актуальных работ на тему космоса.  Компания HUTTON представила свой специальный проект LUNAR — модель жилого пространства, вдохновенного космическими образами из фильмов Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского. Магические, серебристые, завораживающие цвета Млечного Пути дают человеку ощущение чего-то вечного и могущественного, а квартира, напоминающая космический корабль, размывает привычные границы трафаретной жизни в шумном городе. Модель дома будущего создавалась благодаря совместным усилиям архитекторов, дизайнеров и художников. Акцентами пространства послужат работы Тимофея Радя и Димы Ребуса, а также картины знаменитой арт резиденции в обсерватории Карачаево-Черкесии.

Космизм, как направление в искусстве и как творческая концепция имеет огромное влияние на современную культуру. Одной из основных его идей является стремление человека к познанию ранее неизведанного. Это отражается через космические мотивы произведений, как символ, доступный широкой публике. В современный период интерес к этой тематике среди художников, фотографов, дизайнеров и других представителей творческих профессий только возрастает.

Помимо новых материалов художники используют способы взаимодействия с аудиторией, которых не было во времена зарождения космизма, такие как цифровое искусство. Компьютерная графика позволяет достичь особой реалистичности и детализации работ, либо наоборот, упростить и стилизовать объекты, чтобы погрузить зрителя в желаемую атмосферу. Например, совсем недавно состоялась онлайн-выставка «Сверхновые», приуроченная ко Дню космонавтики. Цифровые художники фантазировали на тему города на Луне, космических порталов и кораблей, пытались представить себе вид инопланетных существ и новые способы межгалактических перемещений. Космическая тематика также широко используется в киноиндустрии. Фильмы о космосе привлекают миллионы зрителей по всему миру, что свидетельствует о ее высокой популярности.

На основании изученных источников, можно утверждать, что космизм как концепция и направление имеет значительное влияние на современное искусство. Вместе с развитием искусства стили и техники работы художников меняются, но тема космоса продолжает объединять различные народы, расы и культуры в стремлении познания нового. В работах современных авторов отражается интерес к новым технологиям, изобретениям и материалам, как и у их предшественников. Творчество ключевых художников космизма всегда отличалось неизменной философской подоплекой, которая отображала стремление человечества к прогрессу. Их работы оставили значительный след в развитии искусства, продолжая вдохновлять новое поколение художников на создание произведений о вселенной и ее загадочности.

 

Список литературы:

  1. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993 — 303-311.
  2. Грибова, З. П., Галутва Г. В. Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество. – М.: Изд-во МБА, 2009. — 205 с.: илл.
  3. Карчевцев О. А. Русский космизм // Грезы о земле и небе. Антология русского космизма. —  СПб: Художественная литература: СПб. отд., 1995. — С. 9
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.