Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИХОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Исаева Камила Махмуджоновна
студент 3 курса, кафедра психологии Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент
E-mail: ftetalika@mail.ru
Кадыров Камолиддин Батырович
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии НУУз им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент
Важность межличностного взаимодействия сложно переоценить, так как человек существо социальное, свои потребности он удовлетворяет через общество. Поэтому не теряет совей актуальности такое понятие, как эмоциональный интеллект, так как уровень его развития у человека влияет на эффективность его взаимодействия с социумом.
В настоящее время важность проблемы эмоционального интеллекта обусловлена еще и тем, что в нашем государстве приоритетом становится воспитание всесторонне развитого молодого поколения, так как современное общество предъявляет большие требования к коммуникативным способностям человека, его кругозору, эрудиции, интеллекту.
Проблеме эмоционального интеллекта уделяют достаточно большое внимание за рубежом (Д. Голман, Дж. Майер, Д. Слайтер и др.).
Человеку для эффективного взаимодействия в обществе необходимо понимать потребности, индивидуальные особенности, эмоции других людей, тех, с которыми он непосредственно вступает во взаимоотношения. Тем не менее, едва ли можно понять других людей, не осознавая при этом своих собственных индивидуально-личностных особенностей. В первую очередь, на наш взгляд, человеку необходимо понимать свои собственные эмоции.
Если обратиться к психологическому словарю, то можно получить следующее определение эмоций
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения [4, с. 567].
То есть, эмоции — важная часть человеческой жизни, они придают окраску предметам и явлениям.
Понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
· способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний [8, c. 20—27]
· способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления [1]
· эмоционально-интеллектуальная деятельность [5, c. 242—244]
Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает лучше осознавать и понимать свои эмоции и эмоциональные состояния окружающих, что ведёт к эффективной коммуникации с ними.
В структуру эмоционального интеллекта, разработанную зарубежными психологами такими, как Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 г., входило:
Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).
Регуляция эмоций: собственных; других людей.
Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация [3, с. 78—86].
Позднее структура была доработана, и на сегодняшний день в неё принято включать такие компоненты, как:
· безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
· использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
· понимать значение эмоций;
· управлять эмоциями
В 1995 году вышла книга «Эмоциональный интеллект», ее автор, Дениэль Гоулман, выделяет четыре аспекта EQ:
1. Самосознание (анализа человеком собственных актуальных эмоций и переживаний).
2. Самоуправление (способность человека воздействовать на свое эмоциональное состояние)
3. Социальная осведомленность (эмпатия)
4. Управление взаимоотношениями (умение влиять на людей)
Считается, что эмоциональный интеллект можно развивать. Не последнее место в этом деле занимает арттерапия — терапия творчеством, особенно часто методы арттерапии используются для развития эмоционального интеллекта у детей.
Нами предполагается наличие определённой перспективы развития эмоционального интеллекта у молодёжи посредством стихотерапии, основанной на принципах арттерапии.
Как пишет Л. Лебедева, к основным условиям арттерапии относятся:
Условия (по вертикали от сессии к сессии, по горизонтали — на каждой сессии):
· Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
· Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
· Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
· Креативность.
· Сам процесс спонтанного творчества.
· Стадии терапевтического процесса:
· воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);
· припоминание — когнитивный образ (знаю, что...);
· реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);
· повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);
· разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).
В процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».
Основа арт-терапии:
1. создание терапевтической среды:
· физическая безопасность (правила — контракт; запрет физической агрессии);
· психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие арт-терапевта, структура сессии).
2. создание терапевтических отношений:
· уважение, исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка, использование метафор и символических смыслов, осознание переноса и контрпереноса [6, с. 9—11].
Другими словами, принципы арттерапии указывают на перспективу её успешного использования для работы с эмоциональной сферой молодёжи.
Стихотворные произведения, как правило, изначально несут в себе определённый эмоциональный посыл. Тем не менее, одно и то же стихотворение может восприниматься по-разному одним и тем же человеком в зависимости от его настроения, эмоционального состояния. В связи с этим предполагается, что стихотворные произведения являются уникальным инструментом для воздействия на эмоциональную сферу человека, её коррекции.
Стихотерапия является молодым направлением в библиотерапии. Психотерапевтическая энциклопедия говорит нам о библиотерапии следующее:
Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика Б. представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии — так определял Б. В.Н. Мясищев. Определение, принятое Ассоциацией больничных библиотек США, гласит, что библиотерапия — это «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения». Выделяют (Миллер А.М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:
1.Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп.
2.Сторонники второй точки зрения — главным образом в Германии — считают, что библиотерапия является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных.
3.Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях [2].
Тем не менее такое направление арттерапии как стихотерапия появилось относительно недавно, и пока что очень мало работ, посвящённых этой теме и освещающих её особенности. Одни из самых ярких и популярных прдставителей данного направления является российский психолог Наталья Томина Оганесян.
Н.Т. Оганесян считает, что Теорию художественного творчества развил психоанализ. Признания поэтов частично совпадают с психоаналитической теорией творчества. А признания психологов только подтверждают значимость поэзии для понимания человека [7, с. 154—167].
Отвечая на вопрос, почему люди пишут стихи, Н.Т. Оганесян указывает на следующие основные причины:
· Душевный покой
· Душевная радость
· Эмоциональное отреагирование
· Эстетические переживания
· Поэзия как игра
Отсюда открывается возможность создания уникального метода для развития эмоционального интеллекта при помощи творчества. При этом программа должна включать в себя четыре стадии, каждая из которых соответствует одному из компонентов структуры эмоционального интеллекта по Голдмену (самосознание, самоуправление, социальная осведомлённость, управление взаимоотношениями).
Предлагается создать подход к использованию стихотерапии для формирования эмоционального интеллекта у молодёжи, исходя из следующего понимания данного направления:
Стихотерапия — это практический метод, основанный на принципах арттерапии, берущий начало в библиотерапии, основным инструментарием которого являются стихотворные произведения. Данный метод предлагается использовать в групповом процессе, построив программу тренинга на использовании стихотворных произведений и арттерапевтических принципов, адаптированных под групповой процесс.
Список литературы:
- Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence. [Electronic resourse.] 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence(датаобращениякресурсу15.04.2012).
- Академик. Словари и энциклопедии. Психотерпевтический словарь URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/40/%D0%91%D0%98%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9F%D0%98%D0%AF(дата обращения к ресурсу: 15.04.2012)
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена// Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 78—86.
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г.,Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, — 2003. — С. 567
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, — 2001. — С. 242—244.
- Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. // Жур Школьный психолог — 2006. — № 3(361). — с. 9—11
- Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтическим творчеством. //Журнал Психологии и психоанализа. — 2002. — № 3. — с. 154—167
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. — 1997. — № 4. — С. 20—27.
дипломов
Оставить комментарий