Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Никулина Ангелина
студент 4 курса, кафедра журналистики и коммуникационного менеджмента КГУ, г. Костанай, Казахстан
Кунгурова Ольга Григорьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, профессор КГУ, г. Костанай, Казахстан
Е-mail: o.kungurova@gmail.com
Арт-журналистика в современном понимании — явление достаточно сложное. Как предмет журналистики, изучающий и освещающий особенную область жизнедеятельности, арт-журналистика имеет свои нюансы.
Еще недавно идеальной площадкой для журналистов, посвятивших свое перо служению этому виду деятельности, были места и регионы, где искусство как событие всегда актуально и интересно. Но с внедрением в нашу жизнь новых технологий, в том числе и интернета, мир словно стал сливаться в одно целое. Благодаря широким возможностям всемирной сети, информационное поле каждого человека расширилось до неограниченных размеров. Так что понятие «культурная периферия» стало неактуальным и морально устаревшим.
Несомненно, эффектней представить событие культурной жизни с помощью электронных видов СМИ, будь то прямой телерепортаж или онлайн-трансляция в интернете. Качественное изображение — главное оружие ТВ и всемирной глобальной сети. Однако в печатных СМИ России традиции, которые пришли из времен русской журналистики XVIII—XIX веков, остались неизменными. И при этом арт-критика в РФ процветает на газетных и журнальных страницах по сей день. Парадокс арт-журналистики в том, что объекты ее деятельности никогда не теряют актуальности, а вместе с ними остаются востребованными и сопутствующие им арт-публикации.
Современное искусство — в глобальном его понимании под влиянием времени, интересов массового общества постоянно трансформируется, изменяется. Это не может не отразиться на арт-журналистике как главном источнике информации из области культуры.
Арт-журналистика обладает преимущественными эстетическими свойствами. Скорее всего, это свойство проявилось при первых журналистских реакциях на трансляции спектаклей и литературных рассказов по радио. Как только в этой медийной сфере техническая оснащенность улучшилась и эффект новизны исчез, внимание журналистики стало экстраполироваться на содержание: была замечена эстетическая ценность радиотрансляции, каждый раз особая. И несмотря на утверждения скептиков, заявлявших, что лучше один раз самому побывать на выставке, чем сто раз прочесть об этом в газете или услышать о ней по радио, арт-журналистика оказалась востребованной обществом.
Неоспоримо влияние СМИ на культуру в целом, поскольку средства массовой информации выступают не только в качестве передатчика арт-новости, но и напрямую формируют общественное мнение по отношению к тем или иным культурным ценностям. Яркий пример этому — провоцируемое арт-журналистикой современное массовое подражание западным культурным традициям. Вплоть до появления новых, не свойственных менталитету того или иного народа праздников — дня Святого Валентина или Хэллоуина.
За последние годы журналистика стала локализовываться, образуя группы, которые начали специализироваться в разных направлениях работы в культуре. Известны журналисты, которые готовят материалы для специализированных журналов, не предназначенных массовому читателю. Это могут быть журналы об архитектуре для людей, работающих в этой области, или периодические издания о живописи для художников. Таким образом, арт-журналистика только в XXI веке приобрела столь самостоятельный статус и получила возможность существовать в локальных, профессионально ориентированных изданиях. Соответственно в нынешней реальной журналистской действительности немало специалистов, позиционирующих себя как кинокритиков, музыкальных критиков, театральных критиков и пр. Да — несмотря на то, что журналист может писать только о живописи или только о музыке, он неминуемо возлагает на себя обязанности именно критика. При этом арт-критик должен быть либо отменным знатоком того вида искусства, о котором создает медиа-материал, либо одновременно самоличным представителем этого самого вида искусства. А иначе арт-критика окажется низкопробной, рассчитанной лишь на непритязательные вкусы маскультовской аудитории. Что довольно часто и происходит в современной арт-журналистике, когда арт-критику удобнее работать на вкусы массового читателя.
Арт-журналистика многогранна. В ней отражаются не только события и основные тенденции искусства. Арт-журналистика — это, можно сказать, искусство об искусстве, то есть возможность арт-критика раскрыть свое эго посредством арт-анализа, с другой стороны, это и возможность формировать арт-вкусы общества, утверждать новые культурные ценности, подпитывать богатые классические традиции.
Сложность сегодняшней арт-журналистики в том, что сейчас современное искусство может не иметь своих узаконенных правил и не вписываться в рамки обычного понимания. Такое искусство в современной действительности стало именоваться свободным. Именно поэтому автор медиа-материалов о произведениях такого искусства должен быть знатоком с адекватным, соответствующим этому искусству взглядом. При этом созданный журналистом материал должен быть выстроен так, чтобы в нем гармонировали мнения автора и аудитории. Однако это может не касаться критики.
Критика — особое направление арт-журналистики, в котором автору необходимо высказывать свое мнение, основываясь не только на
эстетическом восприятии произведения, но определять его историческую значимость, учитывать мнения экспертов, социальные настроения
общественности. С другой стороны, примечательна в этом отношении позиция Карела Чапека. «Критиковать — значит объяснять автору,
что он делает не так, как сделал бы я, если бы умел», – считал писатель. И такая позиция возможна в том случае, если арт-критика
предназначена именно для авторов художественных произведений. Но если ее цель — донести смысл произведения для воспринимающего
это произведения субъекта (читателя, зрителя, слушателя, пользователя) — советы Чапека окажутся непродуктивными. С другой стороны,
чтобы следовать рекомендации чешского писателя, надо еще, чтобы эстетический и интеллектуальный уровень критика не был на 99 %
ниже уровня объекта арт-критики. Наверняка, именно поэтому арт-критика считается сферой «осторожной» журналистики, рискующей быть
не только некорректной, неделикатной, но даже низвергающей, уничтожающей.
Появление разных направлений критики характеризуется масштабностью и разнообразием видов творческой деятельности. Но каким бы
сведущим не был человек в области литературы или изобразительного искусства, у этого человека должны быть особенные способности.
Ф. Вильме справедливо отмечал: «Чтобы быть отличным критиком, нужна способность быть хорошим писателем. Только талант в
состоянии расширить горизонты вкуса».
Таким образом, арт-критика — это локальное, но отнюдь не облегченное направление в журналистике. Направление, предполагающее в
своих представителях не только задатки журнализма, но и искусствоведческую подготовку, следование этическим традициям, а при
«высшем пилотаже» — еще и талант писателя.
дипломов
Оставить комментарий