Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Галяутдинова Ф.Ф. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 128 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Галяутдинова Фируса Фаритовна

студент, кафедра педагогики и психологии ЕИ К(П)ФУ,

РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

Что такое нравственность? Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. В переводе от латыни «нравы» /moralis/ - означают мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [5]. Нравы не вечные, и не неизменные. Они формируются при воздействии окружающих людей – общества. Они не указываются в правовых положениях. Их нужно воспитывать в людях с детства.

Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но не обязательно учить детей с горькими и напрасными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенка заинтересовать, то и "корень" учения может стать слаще и даже вызвать у малышей вполне хороший аппетит. Дошкольный возраст это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формируется его характер. Говоря о воспитании характера, многие психологи (М.В. Бениаминова, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.С Мухина и др.) подразумевают главным образом волевую сторону: его определенность, устойчивость, твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е.А. Аркин: "Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа" [4].

В настоящее время люди все реже руководствуются нравственностью в своем поведении. Это выражается в неумении ввести себя в обществе, эгоистической отношении друг к другу и неуважении к окружающим. Таких людей принято называть – невоспитанными.

Воспитание в ребенке нравственных качеств нужно начинать с самых малых лет. Ведь важнейшим этапом развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок приобщается к миру общественных ценностей и входит в этот прекрасный, огромный, и в том числе, загадочный, для малыша, мир. Он еще не понимает что значит «хорошо» или что значит «плохо». Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять этот удивительный и сложный мир. Дети - это будущее нашей страны. Воспитывая наших детей, мы выстраиваем будущее нашего общества и  страны в целом.

 В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги заменили - экраны телевизоров, компьютеров. Взрослому человеку, у которого полно других, «более важных» дел, легче посадить ребенка перед экраном и включить мультфильм. Но персонажи современных сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью, что приводит к искажению представлений детей о нравственности.

Реализация принципов воспитания изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей. Огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка, конечно же, играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко отображены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества – в сказках, пословицах, песенках, потешках и т.д. [2].

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал наш отечественный педагог К.Д. Ушинский [3]. Так же, отечественный ученый А. В. Запорожец, в своих работах, отметил: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [1].

Одним из жанров, оказывающие значительное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка, являются народные сказки. В сказках достаточно ярко выражены положительные и отрицательные качества героев.  В них всегда положительный герой становится победителем, а злодей либо становится хорошим, признав свою вину, либо, чаще всего, бывает наказан. Как пишется в сказке Анатолия Васильевича Луначарского, «правда слышится». Это правда отраженных сказками чаяний и ожиданий простого народа. Ни одна людская обида в сказках, не остается неотомщенной. И дети это очень хорошо понимают и запоминают. Если наблюдать, когда взрослый читает ребенку сказку, можно увидеть, что ребенок сидит весь в эмоциях. Он слушает сказку внимательно, не отвлекаясь, где-то радуется, а где то переживает за героя, удивляется и т.д. Одним словом, ребенок проживает эту сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним.

В исследованиях отечественного ученого, А. В. Запорожца, посвященных изучению восприятия дошкольниками сказки, рассматривалась важность художественной литературы в воспитании нравственных качеств ребенка. Они позволили нам выделить следующие особенности. Детей не устраивают неопределенные ситуации, когда непонятно, кто хороший, а кто плохой. Ребенок сразу старается выделить положительных героев и безусловно принимает их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению его замыслов, становится в резко отрицательное отношение. Поведение героев произведения, для ребенка, - это образцы поведения. Со временем эти образцы поведения становятся для него движущей силой. В дальнейшей жизни ребенок начинает поступать хорошо, не потому что ему так посоветовали взрослые, и не потому что его за это будут хвалить, а потому, что он по другому не умеет.  Именно поэтому взрослый должен уметь выбирать произведения для чтения ребенку. На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которую мы будем показывать детям ту или иную сторону жизни. Душа ребенка, как белый лист, как мы ему расскажем о нашем мире, так он его запомнит на всю свою жизнь.

Каждый возрастной этап характеризуется исключительными особенностями, поэтому для достижения более эффективных результатов при воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Так же очень важным условием при работе в данном контексте является индивидуальный подход. Именно учет возрастных особенностей ребенка и индивидуальный подход к нему позволит нам дать ребенку полноценное представление о нашем мире. Еще одним важным условием является семейное чтение.

Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Поэтому, эта работа не будет эффективна без участия семьи.

Семья является значиельным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Через голос матери, у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, необходимо чтобы родители сами придерживались их.  Потому-что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям.

Таким образом, в бесконечном потоке нравственных выборов между хорошим и плохим, добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью,  между желанием и долгом, мы стремимся воспитывать у подрастающего поколения нравственные качества. Те качества, которые помогут детям прожить красивую и достойную жизнь.

 

Список литературы:

  1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2003. - 66 с.
  2. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дипломная работа. - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651671#1  (дата обращения 06.02.2016).
  3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире: учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во Библиополис, 2001.— 98 с.
  4. Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html (дата обращения 06.02.2016).
  5. Слинкова Ю.В. Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дипломная работа. – 29.10.2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd68a5c53b88421306d26_0.html   (дата обращения 06.02.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 128 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.