Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 марта 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема нравственного воспитания была актуальна всегда, однако в настоящее время она приобретает особое значение. Сейчас школа нацелена на то, чтобы сформировать всесторонне развитую, творчески активную, социально зрелую, высоконравственную личность. Однако современное воспитание столкнулось с рядом проблем, таких, как переоценка традиционных российских ценностей, усиление западного влияния, ставящего во главу угла идею погони за материальными благами и личностного успеха любой ценой, неопределенность общественных ориентиров развития и др. Нравственное воспитание берет свое начало в семье. Ребенок смотрит на поведение и поступки родителей и в дальнейшем копирует их. Однако не всегда родители полноценно справляются с воспитанием нравственности у ребенка. Поэтому именно на учителе лежит обязанность привить духовные ценности ребенку и воспитать высоконравственную личность.
Основная задача современного образования – это формирование высоконравственной личности. Но сегодня в школе воспитательный и образовательный процесс идут порознь. Это связано прежде всего с тем, что школа — это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.
Проблема нравственного воспитания тесно связана с проблемой ценностей. Прививание этих ценностей происходит в наиболее сложный период развития ребенка – подростковый, когда возникает потребность в самоутверждении, саморазвитии. В этот момент вопрос о формировании ценностных ориентаций стоит особо остро. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. У большинства подростков базовые ценности отсутствуют, поэтому возникает задача в целостной организации образовательного пространства, где есть условия для усвоения нравственных ценностей. [5, с. 174]
Согласно определению, нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [6, с. 153].
Нравственное воспитание реализует несколько функций, таких, как ценностно-смысловую, нормативно-ориентирующую, деятельностно-коммуникативную, формально-поведенческую [3, с. 25]
В реализации этих функций одну из важнейших ролей играет учитель, поскольку именно с ним ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Педагог должен и сам быть нравственным человеком, должен подавать пример подрастающему поколению. Он не только является носителем духовных ценностей, но и формирует ценностные ориентации учащихся. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Как писал К.Д. Ушинский: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, с. 100].
Рассмотрим, какими же качествами личности должен обладать учитель, чтобы служить примером нравственности для своих учеников и способствовать формированию нравственной компетентности школьников, понимаемой как способности нравственно мыслить, понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо» [1, с. 156].
Прежде всего, обратимся к понятию «личность». В педагогическом терминологическом словаре читаем: личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию [6, с. 132].
В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей); индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья [7, с. 64].
Эти качества учитель должен использовать в своем профессиональном взаимодействии с учениками, чтобы помочь им определить свое место в жизни, выстроить взаимоотношения с окружающими, не нарушая и не разрушая при этом ни своей жизни, ни жизни других людей.
Нельзя не согласиться с мнением протоиерея А. Гармаева о том, что в деле воспитания сам воспитатель и его дарования: целомудрие, чистота души, вера, его разум - приобретают сугубое значение. И с некоторым дерзновением можем сказать: любовь вне воспитания не существует, и воспитание вне любви не бывает. Поэтому, если педагог обладает лишь теоретическими основами нравственных норм, без практики, то это не только обедняет личность и учителя и ученика, но и может умалить роль тех качеств и достоинств, благодаря которым поддерживается и развивается жизнь в обществе [2, с. 101].
Одной из важнейших задач современного образования является индивидуально-личностное развитие учащихся. Именно в контексте нравственного воспитания оно реализуется полностью. Многое берут на себя педагогические факторы, т.к. они способствуют развитию определенного отношения к понятию нравственность. К таким факторам относят собственный жизненный опыт личности, ее деятельность и самоорганизацию.
Учитель и ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Он принимает воспитательное влияние педагога, тем самым пропуская через себя. Эффективнее всего, когда ученик не замечает педагогический воздействий, а считает, будто бы он сам так хотел сделать, так как для него это важно и интересно. В такой ситуации школьник – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой обязательно.
Еще одним важнейшим качеством педагога является направленность личности на высшие ценности и проявление гуманизма по отношению к другому человеку. Чтобы воспитать в ребенке духовность и нравственность учитель сам должен быть таким. Для этого ему необходимо постоянно заниматься личным саморазвитием, быть готовым к любым изменениям в мире, и умело подстраиваться под них, самостоятельно осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. При этом, организуя педагогическое взаимодействие со школьниками, ему необходимо опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»; обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности; создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху; утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания [4, с. 29].
Важнейшей составляющей нравственного воспитания являются отношений в системе «учитель-ученик», которые должны строиться как совместная творческая деятельность, в которой соблюдается принцип – не со своими знаниями к школьнику, а со школьником - к науке и ее глубинам. При этом учитель в общении с ребенком демонстрирует абсолютное признание достоинства его личности, его права на выбор, собственное суждение и самостоятельный поступок. Подтвердим нашу мысль цитатой В.Г. Белинского, который писал: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий» [8, с. 77].
Современное нравственное воспитание обладает рядом проблем требующих скорейшего решения. К основным можно отнести проблему ценностей, национальных традиций, наставления успешности, компьютеризации и др. Как один из вариантов решения этих проблем, специалисты усматривают в преподавании религиозной этики и истории, так как они способствуют усвоению нравственных ценностей.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: проблема воспитания высоконравственной личности в современной социокультурной ситуации остается особенно актуальной. Для ее решения в нашей стране прилагается много усилий со стороны государства и общества. Чтобы достичь поставленной цели, по нашему мнению, нужно действовать одновременно в нескольких направлениях: усилить воспитательную компоненту в образовательном процессе, которая в течение последних десятилетий была подчинена исключительно обучению; совершенствовать содержание образования в области знаний о морали, нравственности и этических нормах; развивать взаимодействие учителя и ученика в различных видах деятельности, таких, как волонтерство, благотворительность и др.
Однако, весь этот комплекс мер будет недостаточен в том случае, если сам учитель не осознает важности собственного примера в нравственном воспитании школьников, не занимается самосовершенствованием, личностным и профессиональным самовоспитанием. Современному образованию как никогда необходима сильная, умелая личность учителя, которая сможет повлиять на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Список литературы:
- Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. — 2008. — № 9
- Гармаев А., Воспитание воспитателей – Волгоград, 2004
- Гуськова, Е. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №20.
- Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы // Теория и практика образования в современном мире — СПб.: Заневская площадь, 2014.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание - М.: Политиздат, 1984.
- Педагогический терминологический словарь — Российская национальная библиотека — С.-Петербург, 2006
- Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 61 / 2008
- Юлдашов С. И., Уста-Азизова Д. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы // Молодой ученый. — 2014. — №13
дипломов
Оставить комментарий