Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петрова Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Петрова Евгения Вячеславовна

студент, ФХиМО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева,

РФ, г. Чебоксары

Появление электронных музыкальных инструментов, на наш взгляд, обусловлено двумя основными причинами. Первая из них – постоянное стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с целью обогащения палитры своего музыкального творчества. Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в создании новых электронных музыкальных инструментов.

Среди большого «семейства» электронных инструментов в 1950-х годах выделился клавишный инструмент, способный создавать и воспроизводить не только звуки, подобные классическим инструментам, но и множество новых оригинальных звуков. Им стал синтезатор, первые модели которого были мало похожи на современные образцы [2]. Сегодня клавишный синтезатор применяется повсеместно: и как сольный концертный инструмент, и как прекрасный участник разнообразных ансамблей, и как главный музыкальный инструмент учителей музыки общеобразовательных школ. Кроме того, активное применение находит синтезатор на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств.

Опыт работы автора статьи позволяет говорить о том, что использование функциональных возможностей клавишного синтезатора в классе сольфеджио значительно расширяет возможности преподавания, а также способствует активизации внимания ученика и развития его музыкального мышления в целом.

Предмет «Сольфеджио» – это одна из обязательных дисциплин в каждой музыкальной школе. Учащимся, особенно младших классов, сложно освоить большой объем новой и совершенно незнакомой для них информации. Часто мы наблюдаем снижение интереса к обучению в музыкальной школе именно из-за проблем с усвоением теоретического и практического материала сольфеджио. Факторов, способных повлиять на проблему, немало. Одним из действенных способов, особенно в развитии музыкального слуха, мы считаем применение на уроках клавишного синтезатора.

Обратимся к проблеме развития музыкально-ритмических способностей. Музыкальный ритм оказывает сильное эмоционально-воспитательное, развивающее воздействие на ребенка, помогает адаптироваться к окружающему миру. Тем не менее, далеко не каждый ребенок, пришедший в музыкальную школу, хорошо чувствует ритм. Мы наблюдаем это и на вступительных экзаменах, и в первые годы обучения.

В своей работе мы применяем следующие методы. В любом синтезаторе имеется стандартный набор ударных инструментов. Используя тембры различных инструментов, ученику необходимо на инструменте отстучать заданный ритм определенным звуком. Пример представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Партия 1.

 

Затем следующий ученик отстукивает другую ритмическую группу рисунок 2:

 

Рисунок 2. Партия 2.

 

Третий ученик – следующий вариант ритмического рисунка (рисунок 3):

 

Рисунок 3. Партия 3.

 

Следующий шаг – три ученика одновременно отстукивают свой ритмический рисунок (рисунок 4):

 

Рисунок 4. Партия 4.

 

Безусловно, результат достигается не с первой попытки, он еще далек от совершенства, поскольку у младших школьников слабо развита (или не развита вообще) игра в ансамбле, но начало положено. Затем, когда дети начинают исполнять свои партии более уверенно, можно включить ритм инструмента в одном из предустановленных ритмических стилей и попросить детей повторить то, что они играли еще раз. Отметим, что такая форма дает положительные результаты при условии систематического применения. Мы используем подобные занятия на каждом уроке, через некоторое время получая великолепные результаты. Дети не только точно воспроизводят любой ритм, но и учатся правильно двигаться и маршировать под музыку. Безусловно, используются и традиционные методы – параллельно ведется слуховая работа, пишутся ритмические диктанты.

Следующий важнейший практический навык – пение с листа. Каждый нотный пример по сольфеджио – это музыкальное произведение. Уже с первых занятий нужно в доступной форме говорить о музыке, анализируя ее. Начиная разбор произведения можно дать понятие о композиторе, сочинившим его или о народе, какой представляет эта мелодия. А также о форме, строении, ладе, характере, художественном замысле, движении мелодии, ритмической группе. После того, как будет разобран нотный пример, следует распеться и спеть его. Стараться максимально приблизится к темпу данной мелодии. Здесь поможет синтезатор. Включаем ритм подходящей нам стилевой заготовки, выставляем нужный темп и дети пытаются успеть за ним. На начальном этапе это очень сложно. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у учащегося слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, знания нот и нотной записи [3, с. 32].

Ладовое воспитание музыкального слуха. В программе по сольфеджио указано: «Курс сольфеджио является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных представлений, художественного вкуса. Полученные по сольфеджио знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий музыкальный кругозор» [6, с. 105].

Синтезатор поможет развить и ладовый слух у ребенка. Большинству детей нравится петь песни. И этот факт обязательно нужно использовать на уроке. Многие примеры в учебнике по сольфеджио написаны со словами. А почему бы эту песню нам не спеть в сопровождении синтезатора? Разнообразие стилей на инструменте дает нам неограниченные возможности. Одну и ту же песню можно спеть в различных музыкальных стилях. Каждый стиль уникален и у него свое сопровождение, свой инструментальный состав, своя ритмическая группа. Используя эту форму работы, дети преображаются, в классе - стопроцентная активность. Желание петь – на первом плане. Сольфеджио – любимый предмет. Играя с полным сопровождением, дети сразу слышат: мажор звучит или минор. В подготовительном и первом классе, когда учащиеся не знают эти понятия, они сразу определяют весело или грустно звучит песня. Ладовая окраска вступления ритма настраивает на исполнение.

Подводя итог, сделаем некоторые выводы. Применение клавишного синтезатора на уроках сольфеджио в музыкальной школе значительно повышает эффективность занятий. Основными результатами в развитии музыкального слуха являются следующие:

  1. Одновременно исполняя на синтезаторе отдельные ритмические партии, дети развивают чувство ритма и приобретают навык игры в ансамбле.
  2. Используя для сопровождения пения стиль с ударной группой, вырабатывается важное для исполнителя умение длительно удерживать темп.
  3. За счет применения на уроке тембров различных акустических инструментов происходит знакомство развитие тембрового слуха. С самых первых занятий у ребенка начинает пополняться база знаний о звучании различных инструментов, в том числе и оркестровых. По сути это не только элемент слушания музыки. Тем самым формируется общая музыкальная культура.
  4. Развивается ладовый слух, поскольку гармоническая окраска звучания накладывает свои отпечатки. В дальнейшем нам это очень пригодится школьникам при сочинении и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.
  5. Немаловажным является и тот факт, что посещаемость уроков сольфеджио становится очень высокой, интерес к предмету значительно повышается.

 

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2014. – 381 с.
  2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2011. – 264 с.
  3. Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2007. – 18 с.
  4. Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Владос, 2010. – 208 с.
  5. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – М.: Экон-Информ, 2011. – 205 с.
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2013. – 536 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.