Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абдулина Г.Ф. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Абдулина Галия Фаритовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра татаристики и культуроведения, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого

РФ, г. Казань

В современной России, где экономика нестабильна и все сильнее ощущается внешнеполитическое давление, а терроризм наносит смертельные удары по обществу, важно сохранить традиционные нравственные и культурные устои, на которые всегда опирались многие поколения граждан нашей страны. Эти нравственные устои служили духовным ориентиром для молодежи, стремящейся принести пользу своей стране, и одновременно уберегали общество от ожесточения, духовного регресса, помогали преодолевать духовные кризисы, связанные с потерей ценностных установок в периоды социальных катаклизмов. Российские деятели культуры и образования пишут о том, что Россия сегодня переживает сложный период, страна стоит перед угрозой разрушения национальной самоидентификации, происходит деформация её культурного пространства. Наиболее уязвимым оказывается молодое поколение, у определенной части которого не сформированы нравственные ориентиры, в следствие чего оно подвержено влияниям молодежной субкультуры. Отсутствие знаний и понимания истинных нравственных и культурных ценностей приводит к искаженному представлению о мире и уводит молодежь на путь различного рода экстремизма, включая межэтнические и межконфессиональные конфликты. Сложившаяся ситуация в социуме отражает перемены, произошедшие во всех государственных и общественных институтах страны. Государство отказалось от официальной идеологии, общество (в большей своей части) — от нравственных идеалов предшествующей социалистической эпохи. Школа, ранее гордившаяся своими воспитательными традициями, теперь, как и вся система образования, лишь предоставляет образовательные услуги, ее воспитательная функция сведена к минимуму. Общество констатирует, что за воспитательный процесс теперь отвечает семья, в определенной степени система дошкольного и дополнительного образования. Однако школа и другие подразделения государственной системы образования все же не могут остаться в стороне от проблем воспитания молодежи. В их решении важно опираться на фундаментальные основы отечественной культуры, корнями уходящей в историю многонациональной страны, связанной с этническим наследием национальных культур народов России. При этом не решенными остаются многие  важные вопросы: в обществе нет однозначного понимания того, какого человека нужно воспитать для того, чтобы он мог естественным образом социализироваться и адаптироваться к современным условиям; остались без ответа многие мировоззренческие вопросы, возникающие в современном обществе; также ученые говорят о множестве возможных концепций воспитания, что порождает  проблему выбора для педагогов-практиков и для родителей, ответственно относящихся к вопросам воспитания;  остро стоит проблема дефицита педагогов-воспитателей, профессиональная подготовка которых отвечала бы современным требованиям и запросам поликонфессионального и поликультурного общества; вместе с тем в последние годы в результате проведенных реформ в ряде регионов страны были закрыты или упразднены педагогические институты, готовившие профессиональные кадры.Тем важнее для общества решение проблемы воспитания молодежи, которое может осуществляться в нескольких контекстах: культурно-историческом (на достойных примерах отечественной культуры: биографиях государственных деятелей и военных, деятелей культуры и искусства, на важных исторических фактах, событиях); нравственно-эстетическом (на произведениях искусства, отражающих и выражающих внутренний мир человека, и концентрирующих в себе духовные ценности народов России и мира); этнокультурном (на основе национальных традиций народов России).

В современной России этнокультурное воспитание приобретает все большую актуальность, поскольку обладает мощными рычагами  воспитания у молодежи нормы уважения к «другому», воспитания терпимости «к проявлениям национальных особенностей, <…> взаимопонимания между представителями этносов, тесно общающихся и живущих на одной территории» [4, с. 33]. Уважение к культуре «другого» можно воспитать, лишь обращаясь к духовным ценностям своего народа, которые сосредоточены в этнокультурных традициях и фольклоре, в художественном творчестве народных умельцев, в традиционных устоявшихся для данного этноса формах общения [1].

Этнокультурное воспитание ученые рассматривают как целостный процесс становления личности, «как процесс передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения того этноса, представителем которого она является и в среде которого она живет» [3].

Этническая культура народов России обладает значительным воспитательным и образовательным потенциалом еще и потому что ярким компонентом культуры является искусство, хранящеена протяжении многих веков нравственные и культурные коды, объединяющие разные поколения этносов, транслирующиеих культурные ценности из прошлого в настоящее. Вместе с тем ученые указывают на существующую проблему и задачу сохранения этнокультурных ценностей в современных цивилизационных условиях, что зависит от ряда факторов: от способности этноса не раствориться в мировом пространстве, найти в нем свое место, от способности совмещать традиции и инновации, не бояться мировых экономических, политических вызовов, сохраняя при этом свою ментальность. Важнейшим условием в решении этой задачи является понимание того, каким образом взаимодействуют различные этнокультурные ценности в глобальном мире. Защищая   законы существования этнической культуры, важно представлять, как в дальнейшем она может развиваться и в каких условиях. Российское общество в современных условиях также нуждается в осмыслении собственной социальной природы, в выяснении тенденций изменения современной цивилизации. Несмотря на то, что этническая культура обладает значительным нравственным и эстетическим воспитательным потенциалом, большинство народов в своем развитии не может обходиться только традиционными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях этнической культуры. Современная культура этноса перестала быть обособленной, она стала интегрированной, взаимосвязанной со всеми социокультурными изменениями мировой цивилизации.

Современное общество является поликультурным, в нем развиваются процессы, направленные как на взаимодействие представителей разных этносов, так и на их этническую обособленность, в связи с чем этнокультурное воспитание, предполагает целенаправленную организацию условий взаимодействия разных поколений и направлено «на межэтническую интеграцию», что способствует выявлению общего и отличительного, особенного в традициях и культуре народов, живущих на одной территории, в результате осуществляется этнокультурное воспитание личности.

Сегодня задача этнокультурного воспитания должна решаться в деятельности всех социальных институтов, и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. В контексте сказанного одним из важнейших институтов является образование, в процессе которого необходимо создавать условия этнокультурного воспитания молодежи, сталкивающейся с различными вызовами на основе межконфессиональных или этнокультурных конфликтов.

В России этнокультурное воспитание рассматривается как часть религиозной культуры, которое содействует духовно-нравственному становлению человека. Принципы любви, сострадания, добра, гармонии в душе человека и обществе, проповедуемые религиями мира, безусловно обладают воспитательными возможностями [5]. Без изучения истории религий, понимания их истоков невозможно стать по-настоящему образованным человеком.

Мощным средством воспитания в современном мире является Интернет, который обладает безграничными возможностями, в том числе и в области воспитания этнической культуры, обеспечивая доступ к любой информации, создавая условия для самовоспитания и самообразования. С другой стороны, интернет может становится источником неожиданных угроз, охватывая огромные пространства и формируя в общественном сознании чувства национальной ненависти или вражды. Актуальность данной проблемы обусловлена также и тем, что существует необходимость сохранения этнокультурного наследия, поскольку культура каждого народа отражает его многовековые традиции, обычаи и нравы, выражает его мировосприятие и самосознание. Вместе с тем эта задача осложняется тем, что сохранение живого «не музейного» культурного наследия возможно лишь в процессе активного усвоения этнокультурных ценностей, его трансляции последующим поколениям, что возможно осуществить в специально организованном образовательном процессе. Не вызывает сомнения, что обращение к  ценностям национальной культуры является основой для формирования национального самосознания отдельного индивида и духовно-нравственного воспитания целых поколений в целом [2].

 

Список литературы:

  1. Бессарабова И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике // Фундаментальные исследования. – С-Пб,2006 – С. 92-93.
  2. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования.  – М.,2003. –  403с.
  3. Таов П.К. Нравственные проблемы современного общества России. – КБР, 2012. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL :http://intercircass.org/?p=781 (дата обращения 11.04.2017)
  4. Файзрахманова Л.Т., Коврикова Е.В. Этноконфессиональных отношения в контексте культуры и образования (Казанская губерния, XVIII – начало XX вв.) / Российский исторический журнал «Былые годы». – 2017 г. – № 1. – С.30-38.
  5. Шарманова Т.В. Программа по отдельным курсам «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры». – Челябинск, 2013 – 2014. – C.23.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.