Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ХХ – ХХI вв. НА ПРИМЕРЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
По мнению театрального критика П. Руднева, «…в наше время, театральное искусство активно ищет эксперимента, который связан с движением в сторону синтетических жанров. Идет поиск синтеза драматического и кукольного театров, театра художника, музыкального театра. Появляются новые формы уличного театра, которые носят перформативный характер. Осваиваются новые пространства: environment-театр, представления которого играются в индустриальных помещениях, на стенах, лестницах и так далее. Активно внедряется в спектакли современная хореография. Новый театр рождает разборчивого зрителя, который начинает выбирать для своего театрального досуга театр высокого искусства, а не театр низкосортного зрелища» [11].
Сегодня развитие новых театральных форм и характеров представлений возникает из различий национальных традиций, специфик постановочно-драматургических задач, взаимосвязей с другими видами искусства, развития науки и техники. Одним из видов театральных представлений является театр кукол, который сегодня органично взаимодействует и с другими видами искусств. Исторически сложилось, что куклы были обязательными символичными участниками ритуальных церемоний, обрядовых действий, праздничных представлений и игр, так как они являлись ассоциативным воплощением определенного образа: человека, животного или растения. Через одушевление кукол передаются, события из жизни, настроение, эмоции, психологические состояния человека, через неё можно обучать, воспитывать, пропагандировать и создавать идеалы. Поэтому, в современное время театр кукол активно применяется в праздничных мероприятиях, в кино, на телевидении [6, с. 184].
Впервые куклы на телевидении появились в США в 1927 г., благодаря Тони Саргу. Известный кукольник использовал куклу в рекламных целях. Он был первым, кто использовал куклу, куклу-маску и «живой план» в рекламе товаров. С этого начался кукольный бум в США. Компании на коммерческой основе заказывали рекламные спектакли и праздники. Это помогло Тони Саргу создать кукол-гигантов, которые использовались не только для рекламы, но и в спектаклях, на мероприятиях. 2-х метровая кукла играла в спектакле «Алиса в стране чудес», 3-х метровая - в опере И. Стравинского «Царь Эдип», 10-ти метровая - в представлении на ипподроме. Сейчас куклы часто используются в рекламных роликах товаров и услуг [1, с. 54].
Брендовые куклы – эмоционально насыщенные рекламные образы, с положительными эмоциями, являющиеся живым воплощением бренда. К рекламе с использованием куклы прибегают производители косметики, бытовой химии, лекарств, товаров для автомобилей, мобильные операторы, крупные торговые центры. Благодаря таким куклам, бренд становится узнаваемым, а товар покупаемым. Куклы становятся символами компаний. Изображение их можно увидеть не только в рекламных роликах и на товарах самой марки, но и на промо-продукции: одежде, печатной продукции, канцелярских товарах. С помощью ростовых брендовых кукол организовываются рекламные акции, праздники, игры. Самыми яркими рекламными кампаниями с участием кукол можно назвать «McDonald’s», «M&M’s», «Coca-cola», «Pepsi», «Nestle» – их герои, наряду с персонажами сказок и мультфильмов, уже успели полюбиться и запомниться детям.
С 1938 г. на телевизионных экранах появляются кукольные спектакли разных жанров. Драматические постановки, оперы, детские сказки с участием кукол марионеток. Для зрителя они несли познавательную функцию, а для телевидения это был эксперимент в развитии телевизионных возможностей.
Немного позже стали появляться телепередачи с использованием кукол. Сначала это были передачи для взрослых, где использовались куклы в сатирическом жанре, высмеивавшие ситуации из жизни. С 1955 г. на телевидении появляются кукольные серийные программы для взрослых и детей. В России первая передача в петрушечных куклах вышла по сказке К. Чапека «Песик и Кот». Этот выпуск понравилась зрителям, в её продолжении сняли серии таких передач, в которых инсценировали сказки. [12, с. 78] В то же время, в США Джим Хенсон выпускает серию передач для взрослых «Сем и друзья», которая просуществовала 6 лет. В 1961 г. вышли серии познавательных программ «Улица Сезам» [2, с. 186]. В России в то же время вышел первый выпуск детской кукольной программы «Спокойной ночи малыши». С того периода и по сегодняшний день, куклы в передачах используются часто. В основном это куклы-соведущие, в образе животных, героев сказок или брэндовые куклы. Их можно увидеть в спортивных, развлекательных шоу и познавательных программах для детей. В России - это серийные развлекательно-поучительные передачи для детей «Спокойной ночи малыши», «Учимся вместе», «Беседка», «Мурашки». В Беларуси - «Калыханка», «Школа волшебников». Такие куклы работают как собеседники, и с помощью них легко создать свободную, естественную атмосферу [3, с. 73].
В кино одним из первых марионетку использовал Жорж Мельес в его фильме «Великан полюса» в 1912 г. В фильме огромный великан пытается схватить своими ручищами главного героя. Под сценой великаном управляли несколько кукловодов. В России первый опыт использования игровых кукол для киносъемки был проведен в 1928 г. на Ленфильме. Это был кукольный фильм «Макс и Мориц», поставленный Е. Деммени и актерами «Театра Петрушки». Построили специальные станки, дававшие возможность разнообразнее использовать игру кукол и при помощи монтажа показывать их в неожиданных ракурсах и положениях. Этот фильм раскрыл некоторые возможности куклы в кино, что положило начало жизни куклы на экране. В современном кино куклы-актёры могут служить дополнительным выразительным средством для людей-актеров, или быть активным действующим персонажем, или заменять актера, если участие людей-актеров опасно [14, с. 57]. Например, в фильме «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» Ричарда Маркуэнда, в сценах гонки на спидерах в общих планах актеров заменяли миниатюрные двойники-марионетки. Грозного главу галактической мафии Джаббу Хатта изображала одна из самых больших марионеток когда-либо созданных для кино. Она весила почти тонну и имела полую конструкцию, внутри которой сидели три кукловода. Один управлял левой рукой и головой, другой - правой рукой и языком, а третий - хвостом. Кроме того, чтобы приводить ее в движение, двое первых вместе раскачивали его тело. Четвертый кукловод дистанционно управлял глазами, еще один находился под всей конструкцией и «помогал» Джаббе дышать, а шестой курил трубку, и выдувал дым в трубку Джаббы.
С развитием технологий, появились аниматронные куклы, которые могут «говорить», шевелить бровями и ушами и изменять выражение лица. Чтобы сделать аниматронного персонажа, создают его скульптуру из пенолатекса, которую раскрашивают, наклеивают сверху необходимые детали персонажа, внутрь фигуры помещаются механизмы, для управления движениями с помощью компьютера. Такие куклы использовались Стэном Уинстоном в фильме «Затерянный мир». В современном кино активно используются компьютерные эффекты, но аниматронные персонажи и куклы являются хорошим дополнением в создании кинофильмов [8].
Уникальный марионеточник США Уолтер Дивс был кукольником не первого поколения. Ему принадлежат множество нововведений в этом искусстве на профессиональной сцене. В 1900 г. он купил два фонографа, и с тех пор все его спектакли шли под записанную музыку. Он положил начало приему оформления «сцены на сцене» и ввел в представление большое количество кукол. На его спектаклях выступали до 45 кукол: кукольные музыканты, танцовщики, куклы-циркачи. Таким образом, родился марионеточный спектакль эстрадного типа. Такого рода спектакли стали популярны во многих странах. В России в 1917 г. кукольники И.С. и И.Я. Ефимовы создали «Кукольный театр художников Ефимовых», гастролируя с театром они дали 1500 спектаклей в эстрадном жанре. В 1927 г. они разработали кукол на тростях и создали театр теней. Свои представления показывали в Московском мюзик-холле. Так же, своими куклами они оформляли некоторые спектакли в Театре сатиры [7, с. 356].
Современное эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать эффектную зрелищность. Использование кукольного искусства помогает расширить возможность творчества на эстраде. Сейчас популярность набирают жанры сатирической направленности. В наше время публика, уставшая от окружающих проблем, хочет расслабиться и получать удовольствие от зрелищ. Особую популярность имеют театральные миниатюры, в которых преобладает не только лирика, но и юмор, сатира, ирония. Сценки, скетчи, интермедии, для придания яркости включают в себя музыку, песню, танец, а для создания шуточности используются куклы марионетки или ростовые куклы [5, с. 125]. Ростовые куклы - частый атрибут в программах КВН, а куклы марионетки - в музыкальных эстрадных программах. Театр пародий В.Винокура в свои эстрадные номера включает марионетки, которые часто используются, не только как дополнительное выразительное средство номера, но и как главный герой сценки. В разговорных жанрах - пародиях, фельетонах, эстрадных монологах, конферансах, где простейшие сюжеты построены на забавных ситуациях, прибегают к марионеткам, чтобы придать больше юмора и эмоций представлению. Живая игра актера вместе с куклой расширяет возможности на эстраде и привлекает публику зрелищностью.
В музыкальном жанре, театр кукол используется как дополнительное эмоционально-эстетическое воздействие на публику. В большей степени, с этой функцией справляется театр теней, который сам по себе вызывает восторг у зрителя. Театр можно увидеть на концертах симфонического и эстрадного оркестра, в качестве образного отражения музыкального произведения. В вокальных номерах - в качестве дополнительного взаимодействия с артистами и для придания зрелищности. С помощью театра теней можно создавать эстрадные миниатюры, объединяющие музыку, танец, пластику, современные технические новшества. Одним из таких театров теней является известный театр «Amazing» (США) – его номера украшают престижные шоу-программы: вручения премии «Гремми», «Ultra Music Festival» [10]. В России такие коллективы демонстрировали свое искусство в телепроектах. Особый восторг вызвал театр теней «Teulis», который получил приглашение от Г.Хазанова для создания совместной программы. Театр теней так же используют в музыкальных видео клипах, как нестандартное отражение идеи музыкального продукта. Группы «Пикник» и «Король и шут» выпустили несколько клипов, а группа «Алиса» создала концертную программу, где в качестве дополнения к песням, картины на экране создают артисты театра теней [10]. Многие группы и сольные артисты ищут новые возможности и решения, чтобы разнообразить свои концертные выступления и рекламные музыкальные клипы, придать музыкальному материалу яркости, зрелищности и, при этом, отличаться от других. Сегодня музыкальное искусство, требует не только общения со зрителями, но и зрелищности, новизны, а синтез с другими жанрами в этом ему помогает [13, с. 36].
Массовые уличные празднества и гуляния развивались на протяжении веков. Дойдя до нашего времени, они синтезируют не только различные искусства, но и традиции разных народов, а так же науку и технику. Современные уличные праздники для общества – это возможность отдохнуть, повеселиться, пообщаться с приятными людьми, восстановить силы после трудовых будней, а так же сменить обстановку, получить новые впечатления. Поэтому, современные уличные зрелища имеют тенденцию глобализации. В массовом празднике, в масштабах города или всей страны, воспитывается дух единства и открытости общества. Это стирает границы между общением и восприятием окружающего мира, рождает новые эмоции. Праздники вынуждены искать новые формы проведения и эмоционального воздействия чтобы удивлять. Сегодня, цирковые артисты и артисты театра кукол являются постоянными участниками этих зрелищ. Кукольники с танцующими марионетками и петрушечными куклами радуют публику в парках, на площадях и улицах. Ростовые куклы фотографируются с детьми и участвуют в игровых программах. В Европе и в России частым украшением уличных праздников и массовых выездных фестивалей и концертов являются гигантские 20–30-метровые надувные куклы. Во Франции уличные театры, с помощью удивительных гигантских кукол, создают невероятные зрелища. Знаменитый в Европе скульптор и кукольник Ф. Деларье, сотрудничая с дизайнерами и компаниями, специализирующимися по созданию технического оснащения для театра, создает невероятных гигантских кукол. Куклы-скульптуры выполнены из натурального дерева, и металла, раскрашены и наряжены различными деталями для воплощения необходимой идеи. Механизмы, вставленные внутри куклы, позволяют ей двигаться, что дает ощущение живой фигуры. Располагаясь на улицах города, двигающиеся 30 метровые пауки, слоны, птицы, машины, человеческие фигуры производят невероятное впечатление. Такой уличный кукольный театр разъезжает по городам Европы и восхищает жителей своим удивительным искусством.
В Минске с 2013 г. проходит форум уличных театров – международный фестиваль уличного искусства. Ежегодно фестиваль объединяет уличные театры разных стран. В этом году к фестивалю присоединился цирк и драматический театр. Фестиваль - яркое зрелище, наполненное множеством событий. Открывает фестиваль карнавальное шествие всех участников. В этом году присутствуют театры не только из Беларуси, России, Украины, но и Польши, Литвы, Чехии и Германии. Здесь можно увидеть необычные персонажи из спектаклей, клоунов, жонглеров, ходулистов, ростовых кукол и мимов. В течение нескольких дней центр города, превращается в профессиональную, ярко украшенную сцену. Везде проходят фестивальные показы. Зрители видят небольшие театральные миниатюры, веселые сценки, игровые постановки, скетчи, музыкальные номера, пародии, а, самое главное, сами могут принять участие в событии. Уличный театр отличается от драматического театра непосредственным контактом с публикой. Между зрителем и артистом нет преград. Опытный артист легко находит контакт со зрителем, а зритель получает хорошее настроение. В течение нескольких дней, город превращается в яркий праздник, наполненный весельем, юмором и эмоциями [9].
Театральная жизнь Беларуси ежегодно насыщена яркими фестивальными событиями. Свое искусство представить жителям страны приезжают театральные деятели разных стран. На фестивалях, мастера сцены демонстрируют свое искусство в разных жанрах. Лучшие работы можно увидеть не только в области драматического, кукольного, эстрадного искусства, а также искусства кино. Фестивали проводятся в разных регионах страны, чтобы каждый житель Беларуси мог участвовать в событиях фестиваля. С 1996 г. в Бресте проводится Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Могилев стал площадкой для Международного молодежного театрального форума «М.art. контакт». В Витебске, в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар», проходит полюбившаяся публике программа «Театральные встречи». Столица принимает Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар», Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», Белорусский международный фестиваль театров кукол. Это перечень самых известных фестивалей. Согласно статистике, в Беларуси ежегодно проходит около 60 фестивалей.
В современное время, театр кукол в разных формах его проявления проникает во многие сферы искусства. Он помогает не только добавить новизну и зрелищность в произведение, но и обладает визуальным и психологическим воздействием на зрителя, восполняет его эмоциональные потребности.
«В драматическом театре есть актер, сцена, декорации. Тем не менее, в драме тоже стало появляться много предметного театра и даже куклы. Потому что не хватает выразительных средств, а кукла – это очень мощное выразительное средство, которым можно все перевернуть с ног на голову. Сейчас очень сложно удивлять. Зрители очень искушенные и видели все, поэтому, на мой взгляд, надо идти не в сторону технологического усложнения каких-то вещей, а в сторону волшебства превращения простого. Люди, которые устали от обычной реальности найдут в кукольном театре еще одно измерение – визуальное и фантазийное, которое помогает совершенно по-другому взглянуть на этот мир», – говорит Татьяна Нерсисян, художник-постановщик Белорусского государственного театра кукол [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня в результате слияния кукольного театра с другими видами искусства, а также с достижениями современных науки и техники, образуются новые формы зрелищ, которые дают возможность воздействовать на зрителя с помощью актуальных выразительных и технических средств, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителей и познавательность мероприятия.
Список литературы:
- Багиров,Э. Г.Телевидение США: сборник статей. М:Искусство, 2007. – 105 с.
- Галушко, Р.И. Западное телевидение и массовая культура. М.: МГУ, 2008. – 264 с.
- Голядкин, Н. Образ ведущего на американских телеэкранах. «Телевидение и радиовещание за рубежом» М.:Искусство, 2005. – 159 с.
- Еремина, Е. Театр как преодоление. Татьяна Нерсися // Интервью.-2015.- [электронный ресурс] – Режим доступа.- http: kultprosvet.by (дата обращения 23.04.2016)
- Зайцев, В. П. Режиссура эстрады и массовых зрелищ. Киев: Дакор, 2003. – 304 с.
- Клековкин, О. Ю. Мистика в театральних формах и сценических жанрах.Киев : ДИТМ им. И.М. Карпенко-Карога, 2001. – 256 с.
- Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры. СПб: Искусство, 1998. – 645 с.
- Маркалова, Н. Монстры, чудовища и инопланетяне в кино: как спецэффекты оживляют кукол //Статья.-2009.-[электронный ресурс] – Режим доступа. http:www.mir3d.ru (дата обращения 26.12.2016)
- Молокова, В. Минский форум уличных театров пройдет в Минске // Статья.-2016.-[электронный ресурс] – Режим доступа. http://minsknews.by (дата обращения 7.05.2016)
- Раздел видео - [электронный ресурс] – Режим доступа. https://www.youtube.com/watch.(дата обращения 7.11.2016)
- Руднев, П. Современный театр пытается уйти от диктата слова // Статья. -2011.- [электронный ресурс] – Режим доступа: http://n-europe.eu. (дата обращения 21.03.2017)
- Славский, Р. Цирк и театр глазами кино.М.: Наука, 2002. –185 с.
- Стоиков, Ю. Н. Музыкальная видеокультура. Образ жизни, проблемы отражения в С.М.К. М.: Искусство, 2006. – 97 с.
- Шафранюк,В. А. Понятие о куклах-актерах и традиционные заблуждения. М.: Стелс, 2001 г. – 149 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий