Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горина С.Р. НУЖНЫ ЛИ УЧИТЕЛЮ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ? ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(59).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НУЖНЫ ЛИ УЧИТЕЛЮ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ? ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Горина София Романовна

студент, кафедра истории России ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Николаева Ирина Алексеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Данная тема является важной, поскольку проблема духовно-нравственного образования стоит сегодня в нашем обществе достаточно остро. В современном мире много зла, невежества, подлости. После 70 лет господства атеистической идеологии люди имеют очень смутное представление о православии, отчасти искажённое, а то и вовсе отрицательное. Им надо показать, что вся жизнь России насквозь пронизана православием. Поэтому в нашем исследовании мы хотим раскрыть значимость православных ценностей для учителя.

Православная педагогика, начиная с крещения Руси и вплоть до XVIII столетия, диктовала задачи и содержание образования в России. Многие классики русской педагогики (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов), так или иначе, рассматривали проблемы нравственного воспитания в религиозном контексте [4]. К.Д. Ушинский считал, что религиозное воспитание человека происходит в течение всей его жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы. Даже Библию нередко называют «учением», а в Новом Завете один из титулов воплощения Бога – «учитель». Наивысшим критерием и предназначением процесса воспитания является достижение духовного смысла школьниками. Кроме того само слово «образование» происходит от слова «образ». Оно первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия. [7, c. 50].

В наши дни учитель в основном воспринимается, как поставщик услуги образования, труд учителя оказывается частью рынка. Такое положение вещей ведёт к недооценке миссии учителя – ведь он должен давать не только знания, но и мудрость, которая позволяет правильно расставлять приоритеты, отличать хорошее от плохого и т.д. Россия нужна всему миру не только как сама по себе, но и как Россия А. Рублёва, А. Пушкина, преп. Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Можно ли, например, понять русскую классику XIX века вне православия? Как тогда понимать героев М.Ф. Достоевского и Л.Н. Толстого, помыслы Н.В. Гоголя? Ведь главные идеи их произведений были в том, что общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа. Православный педагог не ограничивается сухим преподаванием своего предмета – на первое место он ставит воспитание и гармоничное развитие личности ученика. Православие объединяет Русь. Православие даёт культуру, ведь именно православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры, иконопись положила начало русской живописи. Православие положило начало русскому зодчеству – архитектуре, так как в языческой Руси храмов не было. На уроке истории для учителя открывается огромный простор для того, чтобы рассказать о православной истории нашей страны и сформировать религиозное мировоззрение учеников. В частности, на примере Первой мировой войны можно показать, как в начале войны ощущение опасности и близость смерти определило оживление религиозного чувства солдат. Главный патриотический лозунг за «Царя-батюшку» тесно переплетался с православным менталитетом. Перед лицом смерти греховные явления по стандартам мирного времени стали терять своё значение и вошли в повседневную норму. Первая мировая война привела к ожесточению сердец и падению нравов в русском обществе, что привело к свержению монархии и началу революции. Церковь на многие годы оказалась в опале.

Православный учитель – не просто верующий человек с высшим педагогическим образованием, а педагог, любящий детей и готовый провести их через все трудности школьной жизни. И пожалуй, самое главное, что учитель всегда ведет учеников в тот мир, который он сам исповедует, хочет он того или нет. Поэтому если педагог с любовью преподаёт свой предмет, то и школьники тоже начинают любить его и потом долгие годы вспоминают учителя словами благодарности. В последнее время выходит множество русских мультфильмов на православную тематику. Например, в 2015 году вышел мультфильм под названием «Необыкновенное путешествие Серафимы», в котором прослеживается жизнь святых, которые учат доброте, любви к Родине и близким. В частности, если мы обратимся к образу Преподобного Серафима Саровского, то заметим, что старец умел поучать, при этом, не считая себя педагогом. Есть свидетельства, в которых ежедневное количество посетителей Преподобного превышает 2000 человек. Преподобному Серафиму было, что сказать людям, но он шел к ним не с академическими знаниями, а с ответами на главные вопросы, который задает себе каждый человек: о болезнях, о печали, о подвигах, о должностях и любви к ближним, о прощении обид и о многом другом. На этих вопросах и строилось учение Преподобного Серафима. Так и в наши дни учитель должен прочувствовать то, чему он учит.

В последнее время государство предпринимает большие шаги в православном воспитании. Даже ключевым требованием Федерального государственного образовательного стандарта является духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся. С 1 сентября 2012 года во всех регионах России начал преподаваться предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого есть модуль «Основы православной культуры», цель которого ознакомить школьников с основными ценностями православного христианства, духовных традиций, развить у школьников 10-11 лет представления о нравственных идеалах и ценностях. На данный предмет в школьной программе отводиться 34 часа. При правильном преподавании данного курса польза будет и для каждого отдельного ребенка, и для всего российского общества в целом. Ведь ребята приобщают членов своей семьи к данному процессу через рассказы и обсуждение происходящего в классе [8, c. 103]. Также создаются православные детские сады, гимназии, школы и лицеи, воскресные школы при храмах. Очень важно создавать православные детские и молодёжные кружки, группы по интересам, групповые паломнические поездки. В коллективе, где учитель, ученик и родители совместно посещают подобные места, шанс сформировать духовно – нравственную культуру личности значительно увеличивается. Огромным воспитательным эффектом обладает работа с текстами житийной и художественной литературы. Многие притчи Ветхого Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий и даже для неверующих людей ясны и не вызывают у них скептицизма.

Современные технологии образования часто уходят в прописывание деталей всех этапов деятельности учителя, чтобы выстроить это на любом ребенке. Часто реализуя чьи-то мысли, мы не в состоянии уловить, какой дух исходит от этих материалов и как правильно подать его детям [1]. Не каждый выпускник школы станет физиком, математиком, химиком, но главной задачей педагога является показать ребёнку, каким должен быть человек и к чему он должен стремиться. В заключении хочется отметить, что русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Поэтому высшей целью образования должно быть воспитание высоконравственного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укоренённого в духовных и культурных традициях своего народа.

 

Список литературы:

  1. Алехина О. Православная педагогика в воспитательной системе школы// Воспитательная работа в школе. – 2010. - №7. – С.42-44.
  2. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с.
  3. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
  4. Джуринский А.Н. Педагогика России. История и современность. – М.: Канон+, 2011. -320 с.
  5. Лопатина А. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. – М.: Амрита- Русь, 2008. – 304 с.
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.
  7. Каледа Г. Домашняя церковь. – М.: Зачатьевский монастырь, 1998. -112 с.
  8. Кураев А. Школьное богословие. Книга для учителей и родителей. – М.: НОРМА, 2005. – 512 с.
  9. Федченков В. Всемирный светильник. – М.: Ковчег, 2007. – 416 с.
  10. Шестун Е. Православная педагогика. – М.: Православная педагогика, 2001. – 559 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий