Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абашева В.М. АННОТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(55). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(55).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АННОТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Абашева Виктория Мударисовна

студент 3 курса кафедры СТТД, ФМиС, ВятГУ,

РФ, г. Киров

На протяжении всего времени с момента существования музыкального преподавания и обучения музыкальному искусству, используются различные методы его изучения. Особое место среди них занимает аннотация.

Аннотация – это краткое содержание произведения, позволяющее в полной мере проанализировать все тонкости его содержания [1]. Выполнение письменной аннотации является важным этапом в обучении, особенно для студентов направления специальности «Хоровое дирижирование», так как в этом случае она прививает студенту навык всестороннего изучения хоровой партитуры, что в конечном итоге, подготавливает его к самостоятельной деятельности хормейстера.

Структура аннотации хорового произведения состоит из нескольких разделов:

  1. Биографии авторов музыки и литературного текста и их творческое наследие.
  2. Музыкально – теоретический разбор.
  3. Вокально - хоровой анализ.
  4. Исполнительский план.

Первый раздел письменной работы посвящается авторам музыки и литературного текста. Биография композитора излагается кратко, с опорой на наиболее значимые факты его жизни и творчества. Очень важной задачей для студента является понимание и отражение полной картины культуры эпохи, в которой жил и творил композитор, раскрытие основных направлений стиля в музыке его времени, уровень и степень развития вокально – хорового исполнительства, а также хоровое творчество композитора (наследие автора, жанры хоровой музыки, которым композитор отдавал предпочтение). Особое внимание следует уделить новаторским приемам, при их наличии. Как правило, биография автора литературного текста хорового сочинения, отличается краткостью изложения, либо отсутствует вовсе. В таком случае, приоритет расставляется в пользу характеристики творчества поэта, принадлежности к тому или иному стилю, а также определение роли фигуры автора в литературной сфере.

Часто предметом изучения является часть из оперы, часть крупного произведения – мессы, оратории, кантаты или же часть хорового цикла. В таком случае необходимо указать его значение в произведении в целом.

Следующим пунктом является музыкально – теоретический разбор, в котором отражаются музыкальная форма произведения и его жанровые особенности. Исследование музыкальной формы предполагает рассмотрение типа письма (полифонический, гомофонно – гармонический или смешанный), что трактуется многими преподавателями, как средство композитора в склонности раскрыть художественный образ данного произведения, особенности высотной организации, что включает рассмотрение тонального плана и отхождение в тональности доминанты или субдоминанты, гармонические средства (стремление композитора к простоте или усложнению). При рассмотрении голосоведения, необходимо выявить характер мелодического рисунка (поступательное движение, скачкообразное), отображающий образ, эмоциональное состояние. И конечно огромное значение имеют средства музыкальной выразительности: метр, размер, ритмический рисунок, темп. Их характеристика является неотъемлемым элементом любой аннотации хорового произведения. Так, определение ритмического рисунка строится на поиске наиболее часто встречающейся ритмической фигуры – основной длительности. А посредством темпа можно выстроить предположения о принадлежности музыки к историческому периоду. Опора произведения на тот или иной метр и размер, порой связано с жанровым стилем, который присущ композиции.

В части «Вокально - хоровой анализ», перед учащимися предстает непростая дилемма, заключающаяся в выявлении основных исполнительских трудностей произведения и определению дирижерских приемов для их преодоления. Вокально-хоровой анализ включает рассмотрение и раскрытие следующих понятий:

  • Тип и вид хора
  • Диапазоны хоровых партий и хора в целом
  • Характер звуковедения и атака звука
  • Вокальные трудности и трудности строя
  • Ансамблевые трудности и особенности произношения текста [2].

Выбор автором произведения того или иного типа и вида хора, как правило, бывает связано с его личным стремлением отразить темброво – звуковые возможности хора, в соответствии с образом данного сочинения. Диапазоны хоровых партий и хора в целом, определяется расстоянием высот звуков партий. Характер звуковедения и атака звука рассматриваются с точки зрения их выразительных возможностей, с помощью которых раскрывается образно-содержательный строй произведения. Это объясняет их связь с певческим дыханием. Однако во время исполнения, могут возникнуть трудности, которые необходимо предвидеть и проанализировать. Они могут быть связаны с особенностями мелодического рельефа хоровых партий, а также с длительным выдерживанием звуков высокой тесситуры или низкой тесситуры. Основными элементами ансамблевого звучания хора являются ритм, темп, дикция, динамика, тембры голосов. Темповый и ритмический ансамбль предполагает единство ощущения и соблюдения хором долевой пульсации в быстрых темпах, а также внутридолевой пульсации в умеренных и медленных темпах, единство агогических изменений. В случае, когда исполнение хора произведения дополняет партия сопровождения, необходимо проследить, степень полезности её присутствия в достижении ансамблем общего ритма и темпа. Разбор дикционных трудностей должен касаться неудобных сочетаний гласных и согласных звуков в пении. Правила вокального произношения текста разбираются в зависимости от характера звуковедения и штриховых обозначений в музыкальном тексте.

Последним разделом аннотации является «Исполнительский план», который включает отражение гибкости динамического развития, либо его однотонное бездействие иными словами, раскрытие особенностей фразировки. Таким способом композитор осуществляет попытку указания кульминации. Тембры голосов и бесконечное разнообразие их нюансов зависят от характера произношения текста, его образно-смыслового воплощения в пении. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных в кругу исполнительских средств.

Таким образом, знание правил написания аннотации хорового произведения, значительно отличающейся от аннотаций классического литературного типа, позволяет обучающимся не только наиболее быстро ознакомиться с тонкостями музыкального произведения, развить необходимые профессиональные навыки, но и  в более полной мере понять авторов музыки и литературного текста.

 

Список литературы:

  1. Аннотация на хоровое произведение - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://solamusica.narod.ru/a_/annotatsiya_na_horovoe_proizvedenie.html (дата обращения 05.07.2017)
  2. На хоровое произведение - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.studfiles.ru/preview/3192819/ (дата обращения 08.07.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.