Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЦЕНТРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
Одной из главных проблем современного общества является воспитание личности, которая готова жить в меняющихся социально-экономических условиях и активно воздействовать на существующую действительность, постоянно меняя ее к лучшему. Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры детей школьного возраста определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт.
Современные научные исследования и работы доказывают, что развитие музыкально-творческих способностей, формирование музыкальной культуры необходимо развивать с первых дней пребывания ребенка в школе. Ведь образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий [1].
Новой ветвью развития в современной педагогике является активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество ребенка. Обусловлено это определенными факторами. Это высокая роль творчества в познании мира, необходимость всестороннего развития личности и природная активность ребенка, требующая творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства [5, с. 36-39].
Анализируя проблему творчества в музыкально-педагогической литературе можно подчеркнуть, что многие педагоги-методисты видели её в различных аспектах. Такой крупный деятель музыкального образования как Б.В. Асафьев, говорил о том, что искусство способствует более глубокому освоению различных жизненных навыков и развитию творческого потенциала детей, а это значит что, детское творчество является важной воспитательной ценностью. Говоря о музыкальной деятельности, он полагал, что в этом процессе ребенок получает определенные знания, получает определенные умения и навыки, он приобщается к музыкальному искусству, что положительно сказывается на его мироощущение [1].
По исследованиям и опыту музыковеда О.А. Апраксиной можно заметить, что дети школьного возраста легко откликаются на различные творческие задания, они могут импровизировать на любую заданную тематику, могут создавать ритмические и мелодические рисунки на музыкальных инструментах, а также инсценируют какую-либо знакомую песню или мелодию.
Так же не менее ценным является мнение психолога-педагога Б.М. Теплова, который подчеркивал важность творчества у детей школьного возраста, так как в этот период у детей формируются основы отношения к творчеству и искусству в целом [4].
Многолетний труд русского и советского музыковеда Б.Л. Яворского стал одним из главных доказательств того, что формирование и развитие творческих способностей детей в школе действительно значимо для их общего и профессионального развития. Он высоко оценивал воспитательное значение детского творчества. Считал, что развитие творческих способностей проявляется в первую очередь в сам процесс творческой деятельности. Автор определил одной из самых основных задач при воспитании ребенка – это сохранение за ним способности творить, творчеством выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения [3, с. 203].
Определяя природу творческого процесса, Б.Л. Яворский показал, что в развитии творческих способностей есть определенные аспекты: накопленные впечатления; спонтанные выражения творческого потенциала; различного рода импровизации (двигательные, речевые, музыкальные); создание собственных композиций, которые являются отражением художественного вкуса, впечатлений и музыкальное творчество (написание песен, пьес и т.д.) [3, с. 204-205].
В системе нынешнего школьного образования рассматриваются различные предметы художественного цикла, в это число входит и музыка. Деятельность обучающихся, с использованием музыкально-творческих технологий, оказывают благотворное влияние на их обще-эстетическое развитие. Такая деятельность способствует развитию эмоциональной сферы, воображению, воле, фантазии. Благодаря занятиям музыки, дети могут раскрыть себя и свое внутреннее «я». Творческий процесс тренирует и развивает их память и мышление, активность и наблюдательность, целеустремленность, логику и интуицию. В процессе занятий музыкально-художественной направленности учащиеся усваивают общие компетенции учебной деятельности, такие как: навыки уверенного публичного выступления, навыки гармоничного коллективного взаимодействия, развивают память, внимание, координацию, происходит частичная коррекция речевого развития. А это значит, что все творчески усвоенные навыки становится прочным достоянием учащихся [2, с. 58].
Говоря о вокале, можно отметить что, пение в ансамбле является наиболее распространенной формой активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый желающий ребенок. Для ребенка вокал становится естественным и доступным способом выражения своих потребностей, чувств, настроений, хотя учащийся может этого и не осознавать. Поэтому в руках умелого руководителя, ансамблевое пение становится средством для творческого развития и музыкально-эстетического воспитания учащихся. В вокале соединены значимые средства воздействия на человеческий организм и человеческую психологию – это слово и музыка. Благодаря им руководитель может воспитать в детях эмоциональную отзывчивость в искусстве, в жизни и в природе.
Наблюдения педагогов и различные их исследования показали нам, что вокал положительно сказывается на общем состоянии здоровья ребенка. Занятия по вокалу благотворно влияют на развитие у детей школьного возраста дикции, артикуляции, выразительности речи. В процессе пения задействованы многие группы мышц, работа которых способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно уменьшается риск заболеваний органов дыхательной системы.
Развитие музыкальных способностей и сам процесс вокального обучения особенно важны на уровне возрастных физиологических и психологических изменений организма. В этот период происходит интенсивное физическое и социальное становление личности. Ребенок начинает развитие духовности, самореализации, самовыражения, а так же происходит формирование мировоззрения, необходимого в последующей взрослой жизни [2].
Планируя работу с детьми, необходимо опираться на существующий комплекс методик и определенную систему, для лучшего и полного освоения музыкальной культуры обучающихся и их духовного развития. Уже с раннего возраста необходимо создавать условия для развития музыкальных способностей. Результатом может стать разный уровень, но главное, что с раннего возраста дети начинают воспринимать музыку не только как средство игровой деятельности, но и как важное явление духовной культуры.
Список литературы:
- Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416с.
- Дмитриева, В.А. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В.А. Дмитриева. –М.: ACT, Сова, 2006. – 72 с.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – 3–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.
- Культурная деятельность. Опыт системного исследования /под ред. Л.Н. Когана. М., 2011. –238 с.
- Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 301 с.
дипломов
Оставить комментарий