Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 сентября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Балдина Е.Г. ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Балдина Елизавета Геннадьевна

студент 4 курса, кафедра истории музыки КГИИ,

РФ, г. Красноярск

Винокурова Наталья Васильевна

научный руководитель,

канд. искусствоведения, доцент КГИИ,

РФ, г. Красноярск

Фортепианная музыка для детей занимает достойное место в мировой музыкальной культуре. Композиторы прошлого и настоящего довольно часто обращались к этой области музыкального творчества и создавали как отдельные самостоятельные пьесы для детей, так и детские альбомы, сборники, циклы. При этом следует отметить, что произведения для детей в западноевропейской музыке появились гораздо раньше, чем в музыке русской, что можно объяснить более поздним развитием инструментальной культуры в России.

Вплоть до XIX века фортепианная музыка для детей носила в основном прикладной характер. Произведения различных жанров, как то прелюдии, инвенции, сонаты и сонатины, были предназначены для детей, но несли в себе определенной детской специфики.

Коренной переворот произошёл в первой половине XIX века. Композитор романтик Р. Шуман создает такие циклы, как «20 песен для больших и маленьких детей», «Детские сцены», «Альбом для юношества», «Альбом песен для юношества». В этих произведениях композитор воспевает мир детства, переживания ребёнка, его игры, правдивые истории из жизни. Таким образом, Р. Шуман открывает перед композиторами   новые музыкальные горизонты для запечатления в музыкальных образах бесконечного богатства и многообразия детского мира.

В русской музыке «первооткрывателем» фортепианной музыки для детей стал П.И. Чайковский. Вдохновившись циклами Р. Шумана, композитор создал свой неповторимый «Детский альбом», музыка которого стала столь любимой детьми многих народов.

Довольно часто импульсом для написания детской музыки становились те или иные жизненные обстоятельства: подрастали дети, у композитора появлялся род деятельности, связанный непосредственно с детским творчеством. Так, например, И.С. Бахом для любимой супруги создана «Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах», а для детей - «Инвенции». Дочери посвятил «Альбом для юношества» Р. Шуман. Созданные же композиторами «Детские альбомы» П. И. Чайковский посвящает любимому племяннику Володе, а С.С. Прокофьев ˗ обожаемым сыновьям. С организаций в 1897 г. в Кишиневе музыкальной школы появляется большое количество музыки для детей (песенные, хоровые, фортепианные сборники) в творчестве композитора В.И. Ребикова.

Следует отметить, что другим мощным стимулом для развития фортепианной музыки для детей стало развитие образования в России: с 1860-х годов в России открываются консерватории, разрастается сеть специальных музыкальных образовательных учреждений, открываются музыкальные школы и музыкальные классы. Для них требуется создание нового репертуара, идущего в ногу со временем. Такие композиторы, как А. Гречанинов, С. Майкапар, В. Ребиков, будучи сами преподавателями, создают педагогический репертуар, который имел не только обучающую цель, но и отражал мир детства в его многообразии доступными для исполнения детьми средствами.

Прочным фундаментом для изучения музыки для детей и выявления её типологических особенностей стала статья Б. Асафьева «Русская музыка о детях и для детей» [2, с. 97], в которой автор разделяет музыку на музыку «о детях» и «музыку для детей» на примере детской музыки русских композиторов второй половины XIX века (П. Чайковского, М. Мусоргского). Изучение детской музыки было продолжено в работах С.А. Айзенштадта [1, с. 75], Ю.В. Келдыша [3, с. 511], А.М. Лесовиченко [4, 5, 6], А.Е. Майкапара [7], Б.Е. Милич [8, с. 198], И.А. Немировской [9], Е.А. Сорокиной [10], С.С. Титовой [11], О.М. Томпаковой [12], Е.А. Шефовой [13]. Развернутая типология музыки для детей представлена в работе профессора Новосибирской консерватории А. Лесовиченко [5, с. 374].

Заметим, что исключительно популярные циклы для детей П.И. Чайковского («Детский альбом», 1878) и С.С. Прокофьева («Детская музыка», 1935) находятся друг от друга на расстоянии более 50 лет! В этот довольно большой промежуток времени музыку для детей писали такие композиторы, как, например, С. Ляпунов, С. Майкапар, А. Гречанинов, А. Лурье, В. Ребиков и мн. др. Творчество их в этой области на сегодняшний день мало изучено, да и сама музыка становится не столь уж частой гостьей, как концертных залов филармонии, так и классов детских музыкальных школ. Приводим таблицу фортепианных сочинений рассматриваемого периода.

 

Таблица 1.

Фортепианные сочинения отечественных композиторов первой трети XX века

Автор

Название альбома, цикла

Год создания

В. Ребиков

«Настроения», соч. 10

1898

В. Ребиков

«Силуэты», соч. 31

1906

В. Ребиков

«Картинки для детей», соч. 37

1906

С. Ляпунов

«6 дивертисментов», соч. 35

1909

С. Ляпунов

«6 дивертисментов», соч. 59

1914

В. Ребиков

«Игрушки на ёлке», без опуса

1914

А. Лурье

«Рояль в детской»

1917

А. Гречанинов

«Детский альбом», соч. 98

1923

А. Гречанинов

«На зеленом лугу» (10 легких пьес для фортепиано в 4 руки), соч.99

1924

А. Гедике

60 легких фортепианных пьес для начинающих в двух тетрадях, ор.36

1924

С. Майкапар

«Бирюльки», соч. 28

1925/26

С. Майкапар

«Первые шаги», соч. 29 для фортепиано в 4 руки

1928

А. Гречанинов

«Дедушкин альбом», соч. 119

1928

А. Гречанинов

«Бусинки», соч. 123

1929

В.С. Косенко

4 детские пьесы

1930

В.С. Косенко

24 детские пьесы

1936

С. Майкапар

«Миниатюры», соч. 33

1936

 

В данной таблице обозначены только опусы сочинений без указания содержания, и судить о музыке читатель может только по названиям. Тем не менее, смеем его заверить, что жанровая палитра пьес исключительно разнообразна: песни и танцы, колыбельные и марши, молитвы и грезы. Героями пьес стали маленькие командиры и куклы, мотыльки и гномы, ангелы и колдуньи, дедушки и няни, пастухи и крестьяне и т.п. В этой музыке правдиво отображено все бесконечное многообразие чувственного мира ребенка: радость и грусть, скука и тоска, уныние и вдохновение, жалость и горе, тревога и умиротворение.

В заключение призовем читателя познакомиться с этой прекрасной музыкой вместе со своими детьми, учениками, студентами, будучи абсолютно уверенными, что эта встреча окажется плодотворной.

 

Список литературы:

  1. Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. ˗ М.: Классика – XXI век, 2009. ˗ 80 с. ˗ Искусство интерпретации.
  2. Асафьев Б. В. Избранные труды. В 5 т. Т. 4. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. ˗ М.: Академия наук СССР, 1955. – 439 с.
  3. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. ˗ М.: Сов. композитор, 1978. ˗ 511 с.
  4. Лесовиченко А. М. Детская музыкальная литература: учебное пособие /А. М. Лесовиченко, Е. Д. Фаль. ˗ Новосибирск: ИИЦ «Вестник НПСОО», 2006. ˗ 154 с.
  5. Лесовиченко А. М. Детская музыка: принципы типологии /А. М. Лесовиченко //Теоретические концепции XX века: итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: материалы Всероссийской науч. конф.  – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2000. – С. 374–385.
  6. Лесовиченко А. М. Функциональные типы детской музыки /А. М. Лесовиченко //Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества: сб. статей. ˗ Новосибирск, 2000, №2. - С.164-173.
  7. Майкапар А.Е. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы// Как исполнять русскую фортепианную музыку: сб. ст./ сост. и вступ. ст. Е. В. Ключникова. – М.: Классика XXI, 2009. – 156 с.
  8. Милич Б.Е. Основные пути развития отечественной фортепианной музыки для детей и её связи с детской литературой / Б.Е. Милич //Научно-методические записки. ˗ К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1957.˗ С. 198 – 213
  9. Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины XX века: автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / И. А. Немировская; М-во культуры РФ; МГИМ им. А. Г. Шнитке.  ˗ Магнитогорск, 2011. ˗ 53 с.
  10. Сорокина Е. А. Мир детства в русской музыке XIX века: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 /Е. А. Сорокина; ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. ˗ Тамбов, 2006. – 183 с.
  11. Титова С. С. Фортепианная сюита «Игрушки на елке» («The Christmas Tree») В. И. Ребикова: особенности композиционного строя и воплощения образного ряда // Молодой ученый.  ˗ 2014. ˗ №1. ˗ С. 664-667
  12. Томпакова О. М. Книга о русской музыке для детей / О. М. Томпакова. ˗ М.: Музыка, 1966. ˗ 90 с.
  13. Шефова Е. А. Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья: автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02/Е. А. Шефова; ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2015. – 221 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.