Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время в связи с изменением и развитием системы образования меняется и подход к обучению и требования к профессиональной деятельности педагога. Профессиональный стандарт педагога содержит в себе информацию о том, что современному учителю помимо владения методами и формами обучения, выходящими за рамки уроков, также необходимо владеть ИКТ-компетенциями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отражены результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. К ним относятся: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Достижение выше перечисленных образовательных результатов требует изменения стратегии обучения в начальной школе за счет того, что в образовательном процессе будут использоваться современные ИКТ. Одним из направлений применения ИКТ в учебном процессе является использование на занятиях развивающих компьютерных игр и программ.
Существует несколько подходов к определению развивающей компьютерной игры. Проанализировав научную литературу, попавшую в поле нашего зрения, мы остановились на определении О. Б. Кремер, согласно которому развивающая компьютерная игра представляет собой игру, предназначенную для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии и воображения [1].
Изучив научную литературу, мы определили, что возможности использования компьютера достаточно велики.
Рисунок 1. Возможности использования компьютера
Выше обозначенные возможности компьютера позволяют на его экране создавать учебную среду в форме игры, которая напоминает мультфильм. В этой среде ребенок должен научиться выполнять определенные практические действия, используя свои знания, навыки, способности. Использование элементов анимации, цветовых и звуковых возможностей компьютера, способствует более интересной и разнообразной организации учебного процесса, что повышает мотивацию к обучению.
В системе обучения компьютер стали использовать с 1986 года. В это время в нашей стране компьютерные игры стали активно использоваться в образовательном процессе. В начальной школе происходит изменение ведущей деятельности ребенка: из игровой переходит в учебную. В некоторых случаях это процесс сопровождается различными психологическими проблемами. Чтобы создать благоприятные условия для смены ведущей деятельности ребенка, необходимо использовать игровые и дидактические возможности компьютера. К ним относятся:
- визуальное представление информации;
- обеспечение обратной связи между обучающимся и преподавателями;
- поощрение правильных действий;
- индивидуальный поход.
Необходимо отметить, что игровая ситуация в сочетании с конкретной учебной задачей, позволяет обучающемуся овладевать материалом как бы незаметно для него, при этом происходит активизация его жизненного опыта и внимания, появляется возможность проявлять инициативу и творчество. Также игра является фактором развития коммуникативных и регулятивных способностей детей, так как именно в игре ребенок учится выстраивать конструктивный диалог, соблюдать установленные правила и так далее.
В настоящее время компьютер используется как инструмент, как средство игры, конструирования, художественной деятельности, обучения. Компьютерные игры являются составной частью школьной дидактики. Развивающие компьютерные игры позволяют с раннего детства приобщать детей к жизни в информационном обществе и обогащать их деятельность [4].
Развивающие компьютерные игры, как и любые другие компьютерные игры, делятся на виды, в зависимости от их игровой задачи. Анализируя классификации различных ученых (М. Годлевский, С.Л. Новоселов, С.А. Шмаков, Ф. Фребель), приведем обобщенную классификацию развивающих компьютерных игр, используемых в образовательном процессе [2]:
Таблица 1.
Виды развивающих компьютерных игр
Вид развивающей компьютерной игры |
Характеристика |
Возможности |
Конструкторские программы |
Учащимся необходимо сложить различные фигуры из разных частей или разбить имеющуюся фигуру на заданные части. |
Позволяют развивать восприятие, координацию, образное мышление, усидчивость, усердие и терпение. |
Драматизации («конструкторы сказок») |
Совмещают в себе возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций. Правила игры предполагают прохождение какой-либо развивающей «сказки». Использование драматизаций подходит для групповой работы. |
Способствуют развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности. |
Развивающие компьютерные программы |
Основная задача игр - быстро поймать движущуюся фигуру, протащить предмет через лабиринт. |
Направлены на развитие зрительно-моторной координации в пространстве. |
Головоломки, игры на развитие логического мышления |
Содержат в себе различные задания, для выполнения которых необходимы сообразительность и смекалка. |
Развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки. |
Игры на развитие внимания и памяти |
Игр на развитие внимания и памяти достаточно много. Они очень разнообразны: от простого запоминания картинок до тренажеров скорости реакции. |
Игры направлены на развитие произвольного внимания, памяти, развивают усидчивость, терпение. |
На наш взгляд, наибольшим педагогическим потенциалом обладают головоломки, игры на развитие логического мышления, внимания и памяти. Они применяются в педагогике уже достаточно давно. В настоящее время существует множество разработанных уроков и учебных схем, основанных на развитии умений и навыков, обучающихся через игру. Арсенал таких игр достаточно широк – от древнейших шахмат до приложений с задачами и головоломками для современных мобильных платформ. Их достоинствами являются наглядность, полезность, доступность и интересность.
Приведем примеры таких игр:
Таблица 2.
Педагогические возможности развивающих компьютерных игр
Название игры |
Сущность игры |
На развитие каких знаний, умений, качеств направлена |
Головоломка «Шесть лягушек» |
Данное приложение основано на известной математической головоломке про шесть лягушек. Суть данной головоломки в том, чтобы поменять три зеленые лягушки с тремя коричневыми. |
Данная игра направлена на развивает логическое мышление и навыки устного счета. |
«Пятнашки» |
Данная онлайн флеш игра основана на всемирно известной головоломке, которая в механическом варианте знакома не одному поколению. |
Развивает абстрактно – логическое и пространственное мышление, память, внимательность. |
«Судоку» |
Онлайн флеш-игра на основе знаменитой головоломки с числами. |
Развивает логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета. |
«Квадрат» |
В игре 9 уровней, объединенных в 3 блока в соответствии с их архитектурой и сложностью. Задача игрока – зачеркнуть одной ломанной непрерывной линией все пустые ячейки квадрата – выполняется не так легко, как может показаться на первый взгляд. |
Развивает пространственное и абстрактно – логическое мышление, память. |
Также необходимо отметить некоторые правила, которые необходимо соблюдать при проведении урока с использованием развивающих компьютерных игр в начальной школе:
- В игре необходимо продумывать как характер деятельности детей, так и не оставлять без внимания организационную сторону, характер управления игрой. Для достижения этой цели может помочь организация с учеником обратной связи.
- В большое количество игр необходимо вносить элементы соревнования, что позволит повысить активность обучающихся в процессе обучения. Однако это стоит осуществлять с особой осторожностью. В конце урока учителю вместе с детьми, обязательно, следует, подводя итоги соревнования, обратить внимание на дружную и сплоченную работу команды.
- Следует соблюдать педагогический такт с детьми, которые допустили ошибки в игре. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры.
- Следует помнить, что решение логических задач и головоломок – умственный труд, который нужно чередовать с активным отдыхом, поощрять и постоянно подпитывать.
- Особенно важно помнить о времени. Не следует играть много и часто, решая логические задачи, несмотря на то, что это полезно. Из-за злоупотребления данного вида деятельности могут возникнуть проблемы со здоровьем обучающихся [3].
Таким образом, хочется отметить, что применение развивающих компьютерных игр в начальной школе способствует развитию у обучающихся личностных качеств, таких как настойчивость, стремление к успеху. Также данные игры развивают логическое мышление, память, умение строить конструктивный диалог, работать в команде и многое другое. Так, мы видим, что развивающие компьютерные игры имеют большой педагогический потенциал. Однако, использование данных игр в образовательном процессе требует подготовки преподавателя и соблюдения определенных правил.
Список литературы:
- Кремер, О. Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида / О. Б. Кремер // Вопросы интернет-образования. - 2004. - № 20. - С. 54-58.
- Крутько, С.М. Логические игры [Электронный ресурс] // 4BRAIN. Режим доступа: https://4brain.ru/logika/igri.php
- Максимова, Н. А. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе [Электронный ресурс]/ Н. А. Максимова, Т. И. Гаврилова // Концепт. - 2015. - № 08 (август). Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2015/15269.htm.
- Овчинникова, С. А. Игра на уроках информатики / С. А. Овчинникова // Информатика и образование. - 2003. - № 4. - С. 89-93.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2017 г. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619639/
дипломов
Оставить комментарий