Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2018 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Артемов А.А. НАЦИОНАЛЬНЫЕ АВТОСТЕРЕОТИПЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(62). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(62).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АВТОСТЕРЕОТИПЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУР

Артемов Алексей Андреевич

студент энергетического факультета ЮУрГАУ,

РФ, г. Челябинск

Халупо Ольга Ивановна

научный руководитель,

д-р филол. наук, доцент кафедры «Иностранные языки и русский язык как иностранный», ЮУрГАУ,

РФ, г. Челябинск

В современном мире очень активно проходит процесс глобализации, который представляет собой систему всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. «Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации» [3, с. 58]. Кроме вышеперечисленного, процесс происходит в виде культурного обмена обычаями, привычками, традициями между представителями различных стран и народов. На данном этапе развития нашего общества и социальных связей, человечество может легко налаживать контакт с представителями иных национальных и этнических групп. Но в связи с тем, что данное явление получило свое распространение относительно недавно, некоторые представления о культуре других народов ещё не успели сформироваться корректно, а некоторые моменты совершенно не соответствуют действительности.

Очень часто в результате недопонимания между представителями неодинаковых культур случаются конфликты на различной почве: от простого языкового непонимания, до столкновения на почве различий в вопросах о культурных ценностях. Для профилактики и предотвращения межкультурных конфликтов важно иметь представление нации не только о других, но и о самой себе, т.е. о своих автостереотипах.

Этнические автостереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях, составляя непременный атрибут в этнокультурной социализации, влияя на этнические симпатии-антипатии, на национальные установки, определяющие межэтнические взаимодействия людей [2, с. 79]. Зная то, как поведет себя человек, мы можем прогнозировать, к каким последствиям приведет та или иная ситуация, поэтому знание этнических особенностей характера современного человека очень важно.

В данной статье мы предприняли попытку провести сравнительный анализ этнических автостереотипов между представителями русской и американской культур.

Русский национальный характер

Понятие «русская душа» является собирательным и стереотипным для жителя России. Когда мы слышим данное понятие, в голове моментально появляются ассоциации с русским человеком в виде таких категорий, как: доброта, щедрость, простодушие, гостеприимность, смелость и т.п.

В 2006 году в городе Санкт-Петербург, группой ученых было проведено исследование, целью которого было выявить интеграционный потенциал граждан России, Украины и Белоруссии [4, с. 60]. Мы остановимся на результатах исследования первой группы граждан: русских. Основными индикаторами данного исследования стали ответы на вопрос: «5 основных качеств, которые присущи большинству русских?». Исследования показали, что:

  1. Главным качеством русского человека, по мнению опрошенных, является доброта (27,1 %) и её выражение по отношению к людям: доброжелательность, радушие, душевность, милосердие, великодушие, сострадание и т.п.;
  2. Приоритетными качествами являются те, которые отражают русского человека по отношению к другим (простота, открытость, честность и т.д.) и значительно реже отмечались качества по отношению к самому себе (гордость, уверенность в себе и т.д.);

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что русскому человеку присущ «групповой стиль поведения». Это означает, что русский человек имеет больше качеств, направленных на других людей и, соответственно, меньше - направленных на себя.

Что касается «взгляда со стороны», то в американских СМИ и у многих представителей американского общества сложился отрицательный образ русского человека: большое внимание уделяется борьбе за власть в России, возможности возврата к коммунистическому строю, русской мафии и т.д.

Положительный образ русского человека возникает зачастую из знакомства с культурой России: литературой, музыкой, архитектурой. Образ России в США - это огромная страна с неистощимыми ресурсами, суровым климатом и вечной борьбой между властью и гражданином. Неразвитый быт, материальные трудности, общественные неурядицы, а вместе с тем «широта души», гостеприимство, доброта и щедрость заставляет американцев испытывать некие противоречивые эмоции по отношению к русскому народу [5, с. 83].

Американский национальный характер

Теперь попробуем рассмотреть характер американского человека и его «душу».

Английский этнолог Дж. Горер считает, что американское общество базируется на отрицании европейского наследия и основная его черта – создание контраста между Англией и Америкой [1, с. 184].

Основными чертами американского человека исследователи считают: свободолюбие, очень сильный патриотизм, независимость, законопослушность, инициативность, индивидуализм.

Представления русских ученых об американском национальном характере совпадают с мнением их американских коллег. Они отмечают, что американцы уверены в своей исключительности и «особой миссии» в мире. По их мнению, США – это эталон, модель, на которую должны равняться другие страны. Своя история рассматривается ими как своего рода подарок Провидения. Их идеалы – самые гуманные и благородные.

Выделяются следующие доминантные черты национального характера американцев: деловитость, практичность, прагматизм, национальный эгоцентризм, спокойное отношение к неудачам, пунктуальность, правдивость, доверчивость [5, с. 85].

Например, американцы свято верят, что только терпение, планирование своей жизни и упорный труд принесут финансовую независимость. Молодые люди почти всегда покидают родительский дом в 20 лет, чтобы обрести самостоятельность и уже больше никогда не зависеть материально от своих родителей.

Американцы обычно не имеют привычки жаловаться на судьбу, плохое правительство и свой собственный американский образ жизни, менталитет. Большинство из них понимает, что их будущее находится в их руках.

Американцы всегда и везде будут следовать установленным правилам. Если есть незакрытая дверь с надписью «не входить», то они не войдут туда даже если придется идти в обход и потратить большое количество времени.

Таким образом, мы можем составить национальный собирательный портрет американца. Типичный американец является патриотом своей страны, он трудолюбив и стремится к собственному благополучию. Его черты, направленные на самого себя, преобладают над коллективными. Типичный американец предприимчив, деловит, уверен в себе и своих силах, любит свободу, уважает себя, но при этом самокритичен.

Таким образом, мы предприняли попытку анализа национального характера русского и американского человека. Многие исследователи пытаются провести параллель между культурами этих двух групп. Исходя из определения автостереотипов, мы можем сделать вывод, что сходство между данными группами, скорее, внешнее: многонациональность, обширная территория и т.п. Однако, духовный мир американцев и русских совершенно различен. Данные различия мы можем проследить, в первую очередь, в процессе определения и анализа национальных автостереотипов представителей русской и американской культур. Нам представляется важным знание особенностей культуры данных этногрупп именно с позиции своего взгляда на себя, потому что такая информация позволяет расширить свой кругозор и избежать культурных конфликтов между представителями России и Америки в любой сфере деятельности.

 

Список литературы:

  1. Белик А.А. «Культурология. Антропологические теории культур» // М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. – 241 с.
  2. Крысько В.Г. «Этническая психология: Учебное пособие для студентов вузов». – М.: Издательский центр «Академия», - 2002. – 320 с.
  3. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. - 218 с.
  4. Сикевич З.В. Русские - «образ» народа (социологический очерк). – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, - 2007. - С. 59-67.
  5. Федченко А.В. «Этнические автостереотипы русских и американцев в аспекте межкультурной коммуникации». – М.: Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2006. – С. 82-86.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.