Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИВАЮЩАЯ ДИЗАЙН-ФОРМА ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
Невозможно переоценить важность детской книги и ее влияние в становлении личности ребенка. Для детей дошкольного возраста характерно формирование интереса к книге, навыков и привычек чтения. Преобразование парадигм культуры делает актуальным следующий вопрос: что необходимо предпринять, чтобы детская книга на новом этапе изменения цивилизации подтвердила свою роль и незаменимость в развитии детей и, тем самым, в совершенствовании уровня культуры [1, с. 28]?
Книжный дизайн – это новые разнообразные конструкции книги.
Значение словосочетания «книжка-игрушка» определяется в ГОСТ 7.60-90: книжка-игрушка - публикация, которая имеет особенную конструктивный вид, предназначенное для познавательного и эстетического воспитания детей [7]. В другом источнике, таком как англо-русский словарь технических терминов, имеется следующее определение: «pop-out picture book», «movable book» - книжка-игрушка с двигающимися при открытии книги иллюстрациями.
В изучении функций книги и принципов построения её дизайн-формы за основу принята концепция дизайна как общеобразовательной дисциплины, которую выдвинул в 1990-е годы XX века доктор искусствоведения Владимир Филиппович Сидоренко. Дизайн, согласно данной концепции, - это не только особая профессиональная деятельность, но и общеобразовательная дисциплина, технология проектного творчества, метод и способ художественно-проектного обучения и воспитания креативного человека. Всё это входит в понятие «проектная культура». В конечном счёте, задача воспитания - целенаправленно и продуманно, с учётом детской психологии, формировать в сознании ребёнка ценностный мир культурной формы, связанный с тем или другим конкретным предметом обучения [8, с. 49]. При этом особо подчёркивается, что проектный метод и способ обучения не менее важен, чем сам предмет обучения. Этому критерию «проектности» должны удовлетворять все процессы, включенные в систему воспитания и образования подрастающего поколения. Концептуальные и методологические положения были реализованы в комплексной дизайн-программе ВНИИТЭ «Развивающая предметно-пространственная среда для детей» [8, с. 185]
Дизайнер, который проектирует предметную сферу в качестве одного из основных компонентов жизнедеятельности общества, предусматривает динамичность психических процессов и степень восприятия объекта предметно-пространственной среды. Концепция формообразования детской книги, как развивающего объекта среды, закладывает в модель формирования парадигму «ребёнка-дизайнера», передает ему дизайнерский метод познания окружающей среды. Дизайн детской книги - это не заурядный объект пользования, образовывающий покупателя для глобального рынка, а включение детей в мир интересной и развивающей игровой деятельности как базы творчества [3, с. 2]. Книжка-игрушка для детей, объединяя функционал книг и детских игрушек, становится способной стимулировать и находить скрытые креативные возможности детей [1, с. 30].
На сегодняшний день имеется возможность проведения исследования, посвященному изучению функции книжки-игрушки по развитию творческого потенциала детей. Однако систематических исследований по методологии дизайнерского проектирования детской книжки-игрушки как развивающей дизайн-формы не выявлено. Очевидно противоречие между растущим объёмом книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста и ограниченным сектором применяемых художественных и печатных средств; между тенденцией активного игрового и творческого взаимодействия ребенка с окружающими арт-объектами (с книжкой-игрушкой в том числе) и неспособность художников-дизайнеров следовать этой тенденции вследствие недостатка концептуальной модели проектирования [5, с. 156]. Представленные противоречия актуализуют проблему, которая предполагает создание модели книжного издания как системной знаниевой системы и разработки проекта при взаимодействии различных предметных областей. Таким образом, существует потребность в проектирование формы, которая позволит осуществить пропедевтический и развивающий потенциалы дизайн-формы книжки-игрушки, имеющие значительное свойство для воспитания творческой и активной личности.
Существует три этапа совершенствования дизайн-формы детской книжки-игрушки:
· Плоскостное построение;
· объёмно-пространственная моноконструкция;
· полифоническая интерактивная пространственно-временная структура.
Выделен функционал детской книжки-игрушки, обеспечивающий воспитание детей в предметно-пространственной сфере:
- развитию индивидуальности ребёнка содействуют образование знаний о прекрасном и полезном для человека и общества, формирование знаний об организацию окружающего мира и общества [7, с. 50];
- усовершенствование сенсорики и мелкой моторики (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, способности производить манипуляции мелкими предметами) активизируются с помощью разнообразных форм, размеров, материалов [2, с. 36];
- проектирование книжной продукции происходит за счет активизации логических и познавательных действий, которые влияют на стимулирование познавательных процессов – мышление, память, восприятие, воображение – с помощью взаимосвязи текста с картинками [6, с. 86];
- формирование конструкторских способностей и технических навыков способствует развитию умений сбора объекта из предложенных деталей, разделить, благодаря наличию конструктивных элементов и дополнительных творческих заданий выделить составные части [2, с. 200];
- усиление коммуникативного взаимодействия осуществляется в вербальной и невербальной коммуникации [2, с. 34].
Таким образом, функционал книжек-игрушек для детей, связанный с интеграцией ребёнка в предметно-пространственную сферу, стимулируют следующие способности ребёнка: анализ, сравнение, подбор, сопоставление, поиск разных решений и т.д. С помощью детской книжки-игрушки организуется детская самостоятельность с раннего возраста. Характерные детской книги как предмета культурной сферы имеют особую роль как в развитии психических функций и познавательных процессов, так и в становлении личности ребенка. Многофункциональность и разнообразность детской книжки-игрушки обеспечивает усовершенствование книжной дизайн-формы и вовлечение в ход ее проектирования неполиграфических материалов [4, с. 77].
Список литературы:
- Авдулова, Т. П. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. П. Авдулова // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. - С. 28-33.
- Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. М., 1948. - С. 254.
- Аромштам, М. Книжки, обросшие «шерстью» / М. Аромштам // Дошкольное образование: газ. изд. «Первое сентября», 2002., № 23 С. 45.
- Бегенау, 3. Г. Функция, форма, качество / 3. Г. Бегенау. М.: Издательство «Мир», 1969.-168 с.
- Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования Текст. : учебник / С. Е. Беляева. М.: Академия, 2006. -208 с., [16] с. цв. ил. ISBN 5-7695-1811-1
- Болховитинова, С. М. Взаимосвязи изображений и текста в книге Текст. / С. М. Болховитинова // Книга: Исследования и материалы. Сб. XLIX. -М.: Книга, 1984.-С. 86-94.
- ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения
- Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. СПб.: Питер, 2004. - 272 е.: ил. ISBN 594723-983-3
дипломов
Оставить комментарий