Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное образование ориентировано на творческое, креативное развитие личности обучающихся. Перед образованием стоит очень важная задача – не столько вооружить школьника необходимыми знаниями, умениями и навыками, сколько воспитать креативную, инициативную личность, со всем её возможным потенциалом, индивидуальными качествами, способностями. Современные социальные тенденции развития общества находят отклик и в основных образовательных документах, такие как ФГОС НОО. В данном стандарте, в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования, одно из направлений нацелено на развитие творческих способностей, креативности младшего школьника, реализации его потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
Наиболее известные исследователи процессов креативности Дж. П. Гилфорд, Э.П. Торренс, выдвигали свою концепцию креативности как универсальной познавательной творческой способности, отождествляя её с дивергентным мышлением. Дж.П. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности, но позже дополнил их другими, более специфичными для данного явления. Другие исследователи процессов креативности М. Воллах, Н. Коган представляли свою концепцию проявления креативности в более свободных, произвольных условиях, жизненных ситуациях. Собственную концепцию креативности выдвигал и С. Медник. В основе данного процесса он отождествил как конвергентную, так и дивергентную составляющие, говоря об их равной значимости в процессе формирования креативности. Помимо этого, связывая креативность с широтой ассоциаций и их не стереотипностью, предложил собственную модель креативного мышления. Л.С. Выготский обосновал гипотезу многоуровневой структуры креативности. Подходил к определению творчества с позиции анализа продукта. Д.Б. Богоявленская исследовала вопрос соотношения и взаимосвязи, интеллекта и креативности, поддавала анализу способы выявления уровня креативности, выявляла связь дивергентного мышления с креативностью личности, анализировала надежность и валидность наиболее известных тестов креативности, исследовала тенденции, концепции в изучении креативности и особенностей её проявления. Е.П. Ильин расширил представления о связи дивергентного мышления как креативной способности, выявил и поддал глубокому анализу различные креативные способности, а также их проявления в жизни.
Однако, несмотря на представленную разработанность проблемы, существует ещё целый ряд проблем, требующих научно-методического разрешения. Одна из таких заключается в том, что в методическом плане недостаточно представлены пути формирования креативности у младших школьников во внеурочной деятельности с помощью различных средств художественного творчества, в системе художественно-эстетического образования. Кроме того, не построена логичная система формирования качеств креативности, нет единых, чётко сформулированных показателей креативности, формирование которых является основой для работы с данным качеством.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования креативности младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективнее, если:
- создать безопасное творческое пространство, атмосферу игровой деятельности детей в творчестве;
- использовать разнообразие видов художественно-творческой деятельности младшего школьника, включать игровые элементы в творчество детей;
- применять творческие минутки, разнообразные и необычные техники работы с материалами.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 32 г. Улан - Удэ. В эксперименте участвовали дети 2 «Б» класса в количестве 28 человек. Работа была проведена в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для исследования была выбрана методика диагностики вербальной и невербальной креативности Дж. П. Гилфорда и Э. П. Торренса в модификации Е.Е. Туник [3], методика диагностики личностной креативности Е.Е. Туник [4], методика диагностики сформированности художественно-творческих способностей «Пять рисунков» Н.А. Лепской [1].
Реализация методик, имеющих своей целью выявить уровни сформированности показателей креативности младших школьников, позволила нам сделать вывод об общем уровне сформированности креативности у младших школьников. Так высокий уровень сформированности креативности в экспериментальной группе был выявлен у 4 учащихся (14 %). На среднем уровне находятся 12 учащихся (43 %). На низком уровне сформированности креативности находятся 12 учащихся (43 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников на момент диагностики недостаточный уровень сформированности креативности. Данный факт говорит о том, что необходимо внедрить методику по формированию креативности младших школьников в художественно-творческой внеурочной деятельности.
Нами была создана программная методика по формированию креативности младших школьников во внеурочной деятельности. Важное значение имело создание атмосферы свободного творчества, решающую роль которого подчёркивают в своих исследованиях Т.И. Башук и Н.А. Новикова [2]. Это условие создавалось путём возможности выбора самим ребёнком, каким образом совершать творческую деятельность, максимальным снятием ограничений и правил для креативной деятельности, учётом личностных особенностей каждого школьника. Но свобода творчества ребёнка зависит не только от созданных условий, а ещё и от преодоления учащимся внутренних барьеров на пути к творческой деятельности. Зачастую младшие школьники испытывают замешательство, когда им разрешено свободно творить, независимо выражать свои чувства. Они чувствуют неуверенность в собственных силах, зависимость от наличия примера деятельности, образца того, как делают другие. Снятию данных барьеров в созданной методической системе способствует постоянная демонстрация того, что любое творческое выражение будет принято, что ничего не подлежит осуждению, а проявление творческой самостоятельности похвально. Каждое занятие представлено не в виде обязательного действия, а в виде интересной творческой игры. Игровое взаимодействие позволяет создать нужную атмосферу свободного творчества, настраивает детей на интересную творческую деятельность, располагает к продуктивной и эффективной работе и вместе с тем способствует формированию важных показателей креативности.
Также была соблюдена логика движения от простого к сложному. Так при формировании важных параметров креативности, данный процесс проходил с усложнением от занятия к занятию – сначала самые простые и понятные упражнения, которые могли бы свободно выполняться младшими школьниками без существенных затруднений, потом с более трудными элементами, требующими напряженной творческой работы, развития креативной мысли. Все занятия начинаются с небольшого творческого задания, призванного мотивировать детей на формирование собственной креативности, настроить на творческую работу, заинтересовать дальнейшей деятельностью, мотивировать на продуктивную работу, максимальное раскрытие себя в творчестве. Приведём пример одного из занятий. Занятие начиналось с творческой разминки и уже знакомого детям задания «Воображаемый случай», где младшим школьникам нужно было придумать последствия для фантастической ситуации, только теперь на рассмотрение принимались самые необычные ответы. Такое задание помимо оригинальности развивало сложность, склонность к риску, воображение. Далее учащимся давалось задание «Фантастичный рисунок», где нужно было на одной половине листа хаотично нанести различные краски, потом быстро наложить вторую половину листа и получить симметричный рисунок. Развитие оригинальности мышления заключалось в том, что нужно было дополнить рисунок и придумать интересную интерпретацию. Это также развивало воображение, выразительность, графичность. Далее дети презентовали свои работы, дополняя рассказами. Младшие школьники обменивались мнениями, коротко обсуждали работы. В качестве завершения, учащимся были даны описания двух необычных ситуаций, где, применяя оригинальность нужно было найти необычное решение.
По результатам повторной диагностики была замечена положительная динамика, можно сделать вывод, что более выраженная положительная динамика доказывает эффективность реализованной методики по формированию креативности. Таким образом, методика, учитывающая и реализующая эффективные условия формирования креативности, последовательно и поэтапно развивая различные стороны креативности в гармоничном взаимодействии и целостном единстве этих сторон, доказала свою эффективность в формировании креативности младших школьников.
Список литературы:
- Лепская Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». Пособие для учителя / Н. А. Лепская.– Москва: НПЦНХО, 2013. – 54 с.
- Новикова Н. А. Творческий подход в художественном образовании / Н. А. Новикова // Педагогика искусства.– 2015.– №4.– С. 45-52.
- Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник.– Санкт - Петербург: Питер.– 2013.– 320 с.
- Туник Е. Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова.– Санкт - Петербург: Речь, 2013.– 104 с.
Оставить комментарий