Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2018 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самойленко А.И. МИФ ПЛАТОНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(67). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(67).pdf (дата обращения: 01.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИФ ПЛАТОНА

Самойленко Алеся Игоревна

cтудент, кафедра Истории философии и логики, ФсФ, ТГУ,

РФ, г. Томск

Для того, чтобы начать рассуждать над тем, что для платона миф, обратимся к высказыванию К. Хюбнера: «…философия Платона есть форма спасения мифа посредством логоса, сам логос от диалога к диалогу вскрывает свои вопиющие слабости, словно признает всеохватность мифического. Корни логоса и его предел не в нем самом, но, согласно платоновскому пониманию, лежат в мифической силе эроса, в стремлении к любви и сверхчувственным идеям».

Как же я это понимаю?

Уже с самого детства (когда ребёнок воспринимает простые объекты действительности как субъекты, наделённые сознанием) и до конца жизни мы находимся во власти мифологического сознания, ограничены им. Человек с древнейших времён выстраивал свою собственную картину мира с позиции мифа и этого было достаточно. Большой смысл вложил в слово «миф» Платон, приписывая ему первоочередное символическое значение для человека и общества в целом. Поэтому каждое его произведение разворачивается в структуре мифа как элемента поучения, вымысла, воплощения истинного бытия, абсолютного блага, того, что скрывает под собой глубокие смыслы.

Меня интересует понимание мифа посредством логоса в творчестве Платона, которое является самым важным. Причём миф в его понимании – это не нечто, коренящееся в прошлом, а, наоборот, некая проекция в будущее, как некая ощущаемая достоверная реальность, как и его вечные идеи. Поэтому здесь идёт идеализация и мифологизация будущего, а не прошлого. Все диалоги роднятся единством мифического, которое пронизано логосом. Рассмотрим для примера всеми известный «Миф о пещере». В нём описывается как узники пещеры слепо верят в то, что они познают истинное бытие, хотя на самом деле далеки от этого. Разве могут эти люди знать, какова объективная реальность, довольствуясь лишь восприятием теней вещей на стенах пещеры, не познавая их сути? Когда же одному узнику удается выйти из-под власти пещеры и познать истинное положение вещей, то вопреки его ожиданиям по возвращении в пещеру, сотоварищи не принимают его, считают безумцем, считают, что мир по ту сторону только испортил его в результате освобождения. Этот узник был обречен быть непонятым, ведь осознание сущности вещей не даётся просто так. А значит все человечество-это одна большая субъективно порождаемая пещера, за границы которой мы не можем выйти, чтобы постичь истинный мир вещей. Лишь философы способны увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, как и странствующий узник, но беда в том, что «пещера» их никогда не сможет понять и принять их, так как «пещера» ограничивает человеческое познание, это своеобразные рамки человеческого бытия. С помощью этого мифа Платон пытался показать сущность восприятия реальности, стремление к высшим идеям и то, как люди и государство относятся к этому стремлению.

Обратимся к ещё одному диалогу - «Тимей». Изучая отношение Платона к мифу и логосу, то можно отметить, что он всё-таки гораздо чаще склонен описывать свои идеи при помощи мифов, так как в них заложены конкретные философские взгляды, сложные для понимания. В «Тимее» Платон отождествляет миф с вечностью, обрисовывая творение мира. Поскольку это создание и улучшение мира связано с рациональным отношением к действительности, то и в вечности есть что-то, подвластное логосу, а значит, миф и логос сплетаются воедино.  Таким образом, мы видим, что Платон очень часто прибегает к мифу, когда пытается выразить свои рассуждения относительно чего-либо, как, например, в «Меноне», где он пытается объяснить свою теорию воспоминания. Но при этом сам миф не является объяснением; миф как способ объяснить - вот что имеет в виду Платон.

Логос и миф не сосуществуют отдельно друг от друга. Всё может начаться с простых рассуждений, а закончиться нагруженным смыслами мифом и наоборот - с описания настоящего предания, переходящего в теоретические размышления. Ведь в лице философа заключены два образа: поэта и мифолога. Поэтому ему не важно, как показать свой замысел, при помощи мифа или при помощи логоса.

В диалоге «Пир» Платон создает мифологический образ Эрота как воплощение любви и стремление человека к своей изначальной целостности, статья едиными, в чем и проявляется любовь как сверхчувственная сила. В ходе собственных рассуждений люди приходят к выводу, что они не должны больше совершать ошибок (уподобление Богу), чтобы Бог снова не разгневался и вернул их к изначальной природе. Эрос в диалоге представляет собой вечное стремление к идее, к пределу всякой любви. Невозможна целостность без любви. Сам логос заключён в этой сверхчувственной идее. Человек способен получить истинное знание о мире только на пути Эроса, приблизиться к истинному благу, понять прекрасное.

«Миф о загробных воздаяниях» также является отличным примером. Миф повествует о человеке, которому было дозволено увидеть устройство загробного мира. Он наблюдал как умершим выносился приговор за их земные заслуги. Здесь были души не только людей, но и всех смертных существ. После отбывания наказания и получения вознаграждения они встречались на зеленом лугу. После истечения семи дней с помощью веретена времени и прорицателя предлагался выбор их будущей новой жизни. Этот выбор был самым главным и сложным. Этот миф учит нас тому, что справедливость существует и за каждый наш поступок, будь он хороший или плохой, мы ответим. Нужно во что бы то ни стало стремиться вверх, к высшему благу.

Если попытаться понять три важных сочинения Платона- «Государство», «Законы», «Политика», то увидим, что рассуждения на политические темы не обязательно должны нести характер одного лишь логоса. В изобилии рассказов о многочисленных приказах, указах, размышлениях на тему гражданской жизни все пронизано ссылками на миф, который помогает логически правильно сконструировать мысль. То есть идёт превращение мысли в миф, в образное восприятие, ведь миф является воображением. Даже в простом, казалось бы, восприятии есть момент воображения, достраивание отдельных кусков восприятия до целого образа. В каждом из этих сочинений Платон мысленно творит миф. Ему не нужно доказывать свои рассуждения. Они являются предметом подлинной веры, которая должна считаться достоверным знанием.

Таким образом, Платон использует миф как способ достроить логос до его необходимой полноты, замкнуть всё в единое целое. Миф поддерживает значимость всех размышлений и рассуждений человека, помогает логосу обрести силу, наполненную любовью и пронизанную сверхчувственными идеями. Только так человек учится понимать мир, через признание всеохватности мифического, без которого логос не может существовать. Миф необходим Платону чтобы отобразить мир, дополнить им логос и правильно представить его нам. Миф дает возможность обрести те самые идеи, которые мы не сможем получить с помощью одного лишь только логоса. Мир дается нам в совокупности мифа и логоса.

 

Список литературы:

  1. Платон и его эпоха /А.Ф.Лосев, А.А. Тахо-Годи, С.С. Аверинцев и др./ М.; Наука, 1979.-С. 1-18.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. 1. М., 1963. -565 с.
  3. Платон. Избранные диалоги / Платон.-М.: Эксмо, 2007.-768 с.
  4. Платон. Сочинения в 4-х Т.: Т.1 / Платон.-М.: Мысль, 1994.- 860 с.
  5. Платон. Федон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.,1993. С.7- 80.
  6. Платон. Пир. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.,1993. С.81-134.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.