Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2018 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ
Особый интерес для современной психологии представляет изучение феномена духовности, религиозности личности, что обусловлено возрастающим вниманием к мировоззренческой проблематике, выбору духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности у представителей цивилизованных социумов, переживающих культурный, духовный кризис на данном этапе исторического бытия.
Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и несекулярную. С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала. С точки зрения несекулярной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с метафизическим началом бытия, неким абсолютом, достижение единства с ним человека, его преображение в результате этого контакта. При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция) [7]. Духовность-относительно устойчивая система субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения. Специфичность религиозности выражается в правилах отношения к Богу, миру, себе, окружающим, в повседневном поведении в различных областях личной и общественной жизни.
Важная составляющая религиозности – религиозный опыт, который воплощает в себе единство иррациональных переживаний, жизненных ценностей, личностных смыслов, что позволяет рассматривать его как реальный психологический процесс, на основе которого человек целостно познает себя и мир, как особое направление духовного развития. Религиозный опыт понимается как феномен субъективной действительности, как особое измерение жизненного опыта личности и как социальный и культурно-исторический феномен.
Религиозные представления – это общие утверждения о причинах, значимости и границах окружающего мира, а также о свойствах и способностях самого человека, т.е. о его личностной идентичности. Ядро религиозного знания образует верование в существование Бога, который, в соответствии с ортодосальной традицией, не может быть постигнут до конца. Данное обстоятельство определяет все религиозное знание. Религиозные представления относятся к когнитивному аспекту изучаемого феномена [4, 8].
В ходе усвоения религиозного опыта религиозные представления соединяются с мотивами обращения к религии, сообщая объектам веры личностный смысл. Так формируются духовные, религиозные ориентации. Религиозные мотивы включают мотивы обращения к религии, отношение к требованиям культа, рефлексию по поводу характера и статуса собственной веры.
К настоящему времени сложились исторический (ориентирующий на рассмотрение религиозного опыта как порождение определенных исторических, культурных условий существования людей), сравнительный (предполагающий выявление общего и специфического в различных религиях), контекстуальный (раскрывающий влияние на изучаемый предмет социальног, политического и других контекстов), психолого-герменевтический (сосредоточенный на смысле религиозных явлений и их интерпретации) исследовательские подходы к религиозному опыту личности [7, с. 447]
Понятие нравственности предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения. На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу. Духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это – установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания [6].
В понимании природы индивидуальной религиозности в психологии можно выделить несколько направлений: биогенетическое (генетическая предрасположенность к религиозности (Д. Хамер и др.)) гуманистическое (опыт наивысшего стремления человека к актуализации себя (У. Джеймс и др.)), психоаналитическое ( религиозность как инструмент «освобождения от власти инстинктивных, социально вредных влечений»), психосоциальное (религиозность как результат социализации, усвоения традиций (К.К. Платонов и др.)), в его рамках выделяют подходы, связывающие религиозность и такие явления, как преодоление страха неопределенности (Д.М. Угринович), стремление к смыслу, потребность в незыблемых основаниях своего бытия в форме идеалов и ценностей, стремление обрести свою идентичность, найти ответ на предельные вопросы о конечных целях своего существования, построить жизненную перспективу [4, 9].
Возможные виды религиозности:
-внешняя (сверхъестественное обладает для человека утилитарным, а не самостоятельным смыслом);
-внутренняя (обусловленная стремлением к сверхъестественной реальности как к самоценности, связанная с трансцндентностью личности) (Олпорт). Её критерии: а) готовность встречать экзистенциальные проблемы без их упрощения; б) принятие факта религиозных сомнений; в) принятие возможности изменения в религиозных взглядах. (К. Бэтсон и Л. Рейнер-Принц);
-консенсуальная религиозность (догматическая);
- «преданная» - гибкая, адогматическая религиозность («commited») (Р. Аллен и Б. Спилк).
Согласно исследованиям, проведенным А.М. Двойниным, религиозные ориентации студентов вуза не являются выраженными вследствие мировоззренческого плюрализма, принятого в обществе и его структурах [3].
Список литературы:
- Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум / О.И. Ключко, А.А. Чекалина, Л.В. Штылева и др./ под общ. ред. О. И. Ключко. М.: Юрайт, 2018. – 404 с.
- Гусева Е.С. Гендерные аспекты индивидуальной религиозности/ Е.С. Гусева// Известия Самарского научного центра РАН. Самара:. 2014. Т.16, №2 (2). С. 329-332.
- Двойнин А. М. Гендерные аспекты религиозности современной молодежи/ А.М. Двойнин// сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2015 г., Москва, МГПУ. – М.: Экон-информ, 2015. – 396 с. С. 172-177.
- Ключко О. И. Гендерный подход в психолого-педагогическом образовании: актуальные проблемы и перспективы развития / О. И. Ключко, Д. В. Жуина, Е. В. Самосадова, Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 77–81.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. - 486 с.
- Островска К. В поисках ценностей / Перевод Э. Соколовой и JI. Господниковой. М.: Центр Катехизации в Москве, 2000. - 150 с.
- Справочник современного психолога. Психодиагностика/ под общ. ред. С. Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 671, [1] c:ил.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ. Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. - 416 с.
- Hamer D.H. The God Gene: How Faith is Hardwired into our Genes/ D.H. Hamer. – N.Y.: Anchor, 2005. – 265 p.
дипломов
Оставить комментарий