Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2019 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Погорелова Е.А. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(73). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(73).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Погорелова Елена Александровна

студент факультета журналистики ФГАУО ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

РФ, г. Белгород

Термин «культура» впервые можно встретить в, вышедшем еще в 1845 году, «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» М.В. Петрошевского. [6]

Само понятие «культура» настолько многосложно и многогранно, что и по сей день, среди учёных, идут споры вокруг его определения. Особенно активно этот конфликт мнений развивается в течении последних десятилетий. К единому мнению, что же все-таки такое культура как термин российским и зарубежным умам прийти пока, так и не удалось, но явное сближение позиций уже заметно. Большинство исследователей этой сферы утверждают, культуры - сложное многокомпонентное явление, связанное с всем многообразием жизни и человеческой деятельности.

Если смотреть достаточно широко, понятие «культура» включает все, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.д. [5, с. 246]

Однако важно сразу развеять заблуждение, что это понятие, включающее в себя сугубо определенную систему ценностей. Культура – это так же динамично развивающийся процесс раскрытия и развития неких способностей в конкретном историческом контексте. И здесь показателем уровня культуры служит развитие человека, его отношения к себе, другим, природе и окружающему миру в целом. В этом случае, одним из важнейших критериев как культурного, так и исторического прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования всех культурных ценностей определенного периода среди различных социальных слоёв.

Для более полной картины необходимо проанализировать современные исследования в сфере культуры. Можно заметить, что технологические, ценностные и деятельностные концепции являются наиболее распространенными. Рассмотрим все по порядку. Технологический подход к рассмотрению понятия культуры представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Ценностная или как ее еще называют аксиологическая концепция главный транслятор идеальной модели жизни общества- все соответствует правилам и нормам, а культура – определенное воплощение всего происходящего в реальности. Последняя, деятельностая концепция – это способ взглянуть на культуру как на способ и результат всей жизнедеятельности человека, что отбрасывает свою тень на функционирование всего общества в целом.

Философский словарь трактует понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества, творческие силы и способности человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в материальные и духовные ценности, которые они создают.

Следовательно, не трудно сделать вывод, что культура не создается природой, она сугубо творение человека. Именно культура способна и призвана совершенствовать все то, к чему человек не приложил своей руки.

При этом, культура не существует вне человека, и понять и осознать её можно только через деятельность людей, их разнообразие.

По-своему толковали понятие «культура» и разные выдающиеся исследователи. Так В.Ф. Шаповалов, говоря о культуре в философском контексте, утверждает, что у данное понятие имеет множество концепций и формулировок, заключая в себе все спектры и нюансы этого многогранного понятия. [7, с. 207]

В содержании понятия культуры можно выделить три аспекта. Во-первых, культура – сфера творчества, самореализации личности, поле для реализации и раскрытие творческих способностей. Сюда можно включить науку, образование и искусство. Во-вторых, культура – это всегда ценность. В-третьих, культура всегда отлична от природы, она искусственная, созданная человеком. [1, с. 387]

Культура требует бережного отношения, осторожного обращения к ценностям универсального характера. Эта осознание ценности и отличает изучаемое понятие от нигилизма, то есть отрицания всех безусловных идеалов и ценностных ориентиров.  Идеал – определённый стандарт, с которым можно сравнить любой аспект жизни, итоги деятельности, чтобы осознать уровень и наличие успеха. Стоит отметить, что ценности всего содержат в себе тот или иной аспект, связанный с религией. Речь идёт о вере в правильности, беспрекословности своих ценностей и идеалов. Пока они остаются непоколебимыми – они вдохновляют, остаются маяками и ориентирами для человека в частности и общества в целом. Именно идеалы создают у человека стремление тянуться к чему-то высшему, вечному. [3, с 56]

Ценности имеют собственную классификацию. Например, могут быть универсальными. Чаще всего они обусловлены ориентирами этнической или культурной эпохой. И включают в себя совесть, долг, честь, справедливость, уважение событий прошлого.

Культура и ценности – важнейшие составляющие общей картины мира. Каждый человек, находят в определённой социальной группе вписывается в нее только изучив и приняв определенные нормы. Иногда даже не осознавая, человек действует по уже имеющейся, предписанной программе поведения. Отсюда можно сделать вывод, что нормы и правила возникают из самого взаимодействия людей друг с другом. Большую роль в этом процессе играет одобрение или осуждение общества, примеры, а также модели поведения. Приемлемая форма культуры формируется только при общем взаимодействии всех групп общества (семей, институтов и так далее).

Общую культурную картину мира формирует совокупность ценностей. Они возникают в результате осмысления человеком каких-либо важных для него духовных и физических аспектов, которые, в свою очередь, значимы для него только если могут удовлетворить некоторые из его потребностей. При этом, ценность стоит отличать от полезности, так как любая ценная вещь может оказаться абсолютно бесполезной и наоборот. [2, с. 583]

Каждая сфера в культурной жизни человека имеет свойственное ей ценностное измерение. Экономика, мораль, искусство, политика, социум – всё имеет собственную иерархию ценностей. Исходя из этого формируются и приоритеты в культуре разных временных отрезков истории. Например, для древних людей во главу был поставлен этетический подход к мировосприятию, в средние века их место заняли – религиозные и нравственные, дальше на первое место вышли научные ценности. Переоценка культурных ценностей – неизбежная составляющая любого развития.

Говоря о классификации ценностей, их условно можно разделить на три вида.

Финальные ценности представляют собой высшую степень, важнее которой нет ничего. Сюда можно отнести любовь, жизнь, свободу, счастье. Они ценны сами по себе.

Инструментальные ценности – средства, которые необходимы для достижения определенных заданных целей. Их ценность заключается в том, что без них не удастся достичь желаемого результата.

Производные ценности схожи с инструментальными, но служат для достижения цели, а для её сохранения. [4, с. 7]

Стоит отметить, что иерархия ценностей сугубо индивидуальна. При этом, в разрезе различных сфер жизни их можно разделить на:

  • витальные ценности (свобода, жизнь, здоровье, безопасность);
  • социальные ценности (семья, независимость, равенство);
  • политические ценности (патриотизм, гражданская свобода);
  • моральные ценности (любовь, верность, добро, дружба, честность);
  • религиозные ценности (вера, спасение);
  • эстетические ценности (красота, гармония).

 

Список литературы:

  1. Быстрова А. Н. Мир культуры. Учебное пособие – 712 с.
  2. Багдасарьян Н. Г. Культурология. Учебное пособие – 709 c.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. Учебное пособие – 341 c.
  4. Зелинский С.А. Информационно - психологическое воздействие на массовое сознание.
  5. Иконникова С. Н. История культурологических теорий Учебное пособие – 474 с.
  6. Петрошевский М.В. Карманный словарь иностранных слов. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/petrashewskij_m_w/text_0040.shtml/ (дата обращения: 13.01.2019)
  7. Шаповалов В.Ф Основы философии от классики до современности. Учебное пособие для вузов – 576 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.