Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2019 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
На протяжении длительного времени в обществе многократно обсуждается проблема важности воспитания молодого поколения на основе православной культуры. Этот вопрос неоднократно затрагивался политиками, учителями, родителями и церковнослужителями. На наш взгляд, важно не просто говорить об этом, но и решать проблему как это делать на практике. Безусловно, вопросов очень много, мы остановимся на самом главном, по нашему мнению. Итак, что же мы имеем в виду, говоря о духовно-нравственном воспитании? Наверное, не у кого нет сомнений в необходимости духовно-нравственного подрастающего поколения. И всем нам известно, как это сложно сделать в современном мире. Вопрос в другом, что мы c вами подразумеваем под этим. Каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Каждый в понятие духовности вкладывает какой-то свой смысл, привносит что-то свое, что для другого человека покажется не таким уж и значимым. Следовательно, и методик воспитания огромное количество.
Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры, поэтому рассмотрим, что в православии подразумевают под этим понятием.
Как правило, в светском понимание под духовностью понимается развитый интеллект, способность усвоить большой «багаж» знаний в разных областях науки, музыки, искусства.
Получается, что духовно-нравственно воспитанным, считается человек, получивший необходимые систематизированные знания, умения и навыки, усвоивший основные ценностные ориентации, морально-эстетические нормы, принятые в обществе, и придерживающийся этих принципов в собственной жизни.
Конечно, это не единственное определение духовности (с точки зрения светской этики), но, на наш взгляд, самое точное. Но на сколько оно точно, можно ли с ним согласиться? Все мы знаем огромное количество примеров, когда люди, попадающие под это определение духовности (бывшие гордость школ, получившие хорошее образование, имеющие хорошую работу), погибают от пристрастия к алкоголю, наркотикам. И, наверное, все мы будем сомневаться в духовности человека, вышедшего из театральной ложи, из уст которого будет слышна нецензурная брань. Наверное, взятое нами ранее определение духовности учитывает не все стороны, возможно оно не точно, оно не отражает всей сущности значения этого слова.
А как же определяется духовность в Православии. Одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, переполненной любовью к людям, всему окружающему миру, полной желания жить, творить, помогать, действовать во благо, и наоборот – может быть опустошенной, бессильной, переполненной пороками, злобой и унынием. Два противоположных состояния души. И в том случае, когда душа человека наполнена добротой, любовью, бескорыстием, желанием творить добро, только в этом случае, можно назвать человека духовно-нравственным.
На земную жизнь человека оказывает большое влияние состояние души.
Одухотворенность души достигается при помощи жизни в рамках духовных законов. Человек становится для окружающих источников тепла и света, и совсем не обязательно иметь энциклопедические знания.
Преподобный Серафим Саровский, являясь одним из главных духовных светочей России, об этом говорил так: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».
И так, мы можем сделать вывод, что духовным является человек, имеющий чистую и сильную душу.
Православное понятие слова «воспитание» отличается от светского значения этого слова. Само слово «воспитание» произошло от глагола «питать», «взращивать». Эти два значения слова показывают нам, что принципиально важная сторона воспитания – «взращивание» души. Все мы сотворены по образу и подобию Божию, и как бы порочно человек не проживал свою жизнь, невозможно в себе этот образ уничтожить. А это значит, что все нравственные качества, которые родители и педагоги пытаются воспитать в ребенке, уже заложены в нем изначально. Задача учителя раскрыть в ребенке эти качества и научить его совершенствовать их. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Различие воспитание светского от духовного заключается в том, что во втором случае морально-эстетические нормы изучаются, усваиваются, берутся за основу образцы поведения данные кем-то, поэтому при изменении обстоятельств могут также измениться, а в первом случае раскрываются и развиваются как изначально заложенные в душе каждого человека нравственные принципы, поэтому, они остаются неизменны при любых обстоятельствах.
И в первом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, для этого ему придется переступить через самого себя, что, безусловно, сделать совсем нелегко.
Теперь мы можем сделать вывод, чего не хватает нам в привычном определении духовно-нравственного человека. Не хватает души. Ведь именно душа определяет духовность и нравственность человека. В духовном образовании важно не количество и качество полученных знаний, а состояние души. Ни одни энциклопедические знания не защитят вас от порочных страстей, если нет крепкого фундамента для нравственных норм. Задача нас, взрослых людей, и в первую очередь педагогов, дать детям этот крепкий, нерушимый ничем и никем фундамент.
Духовному обретению людей в Древней Руси способствовала жизнь по Заповедям Божьим, сам распорядок жизни способствовал духовному становлению людей. Со временем образование стало строиться на принципе «знание ради знания». Это привело к тому, что цель образования стала не воспитание духовно-нравственного человека, а получение как можно больше знаний. В настоящее время, педагог, при проведении в школах курса дисциплин по духовно-нравственному воспитанию, не только не знает о таком понимании смысла духовно-нравственного воспитания, но и практически не занимается воспитанием детей в обще принятом смысле этого слова. Цель современного учителя не воспитать ребенка, а «научить учиться», а воспитание полностью ложится на плечи родителей, которым, как правило, либо неохота, либо просто некогда этим заниматься. Основная задача дать ребенку как можно больше знаний, поместить в его голову как можно больше информации. Никто не говорит, что знания вообще не нужны, вопрос в другом, насколько каждому конкретному ребенку эти знания необходимы? Для того что бы ребенку жить в нашем современном мире, ему нужны ответы на вопросы, с которыми он может столкнуться в обыденной, повседневной жизни. И кто как не учитель должен помочь ребенку найти ответы на эти вопросы!
Таким образом, не нужно главной целью работы по духовно-нравственному воспитанию считать задачу вложить в голову современного ребенка все богословское наследие Православия.
Необходимо увидеть и понять внутренний мир ребенка, научиться сопереживать его проблемам, построить общение на понятном ему языке. Попробуйте поставить себя на его место, взгляните на мир с его позиций, с его точки зрения исходя из имеющегося багажа знаний у ребенка.
Понятно для ребенка объясните понимание тех явлений и пробоем, доходчиво изложить духовное понимание тех явлений и проблем, которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Помогите ребенку найти правильное решение в его проблемных ситуациях, не забывая про духовно-нравственную составляющую вопроса.
Каждый ребенок выберет что-то свое: изучение вопросов богословского характера или вопрос об отказе от безнравственных поступков, каждый выберет то, что ему близко.
Конечно, знания нужны, но лишь как средство увлечь детей, разбудить в их душе интерес к нравственной жизни. Личность педагога занимает здесь одну из главенствующих ролей, его обязанность быть не только источником знаний для детей, но и в первую очередь, быть для них неоспоримым примером.
Для эффективности процесса духовно-нравственного-воспитания, необходимо:
— помочь детям овладеть необходимым количеством богословских знаний;
— сориентировать детей не только в духовно-нравственных проблемах, окружающего их мира, но и в их личном духовном самоопределении;
— актуализировать полученные учениками знания.
Задача педагога состоит в том, чтобы организовать деятельность по усвоению духовно-нравственных ценностей школьников таким образом, чтобы ученик захотел проявить нравственные умения на основе принятых ценностей, продемонстрировать сформированные нравственные качества, умел применять на практике свои знания о духовно-нравственных ценностях в различных ситуациях, закреплял эти знания и умения, что поможет ему в полной мере стать субъектом усвоения духовно-нравственных ценностей.
Список литературы:
- Диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей. Изд-во Сретенского монастыря, М., 2007.
- Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей. «Сатис Держава», СПб., 2007.
дипломов
Оставить комментарий