Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2019 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ
Целью нашего исследования является изучение терминов, получивших свое название из мифов и их связь с современностью. Как известно, античная цивилизация Древнего Рима и Древней Греции оказала большое влияние на развитие профессионального языка медицинских работников. Основой для образования медицинских терминов часто служат древнегреческие мифы, которые отражают характер мифического героя или его образ жизни. В этом смысле терминология клинической психологии и психиатрии не является исключением. На протяжении веков имена мифологических персонажей использовались в качестве названий болезней, симптомов, синдромов в науке о лечении души.
По мнению Канабих Ю.В. в современной клинической психологии и психиатрии существует большое количество патологий, многие из которых имеют некий исторический прообраз [3, с. 47]. Особый интерес представляют собой психические заболевания, названия которых связанны с древнегреческой и древнеримской мифологией. Тритенко Т.В. рассматривает мифологию как некую форму человеческого сознания и мышления, благодаря которой объяснялись различные представления людей о мире и природе. Как правило, такая интерпретация имела фантастический характер, резко отличающийся от научного знания [4, с. 134].
Мифологические образы использовались так же для объяснения различных проявлений психической жизни человека, в том числе и патологической. Лежащие в основе древней мифологии образы вымышленных или реально существовавших персонажей, страдающих той или иной формой психической патологии, нашли свое отражение в современной психиатрии и клинической психологии. Так, в трудах З. Фрейда и его последователей, упоминаются многие мифологические персонажи как «лица-обладатели» психической патологии. К числу таких можно отнести миф об Эдипе, раскрывающий проблему отношений матерей и сыновей; сказания о Нарциссе как проявления юношеского самолюбования и эгоцентрических тенденций; проблема инстинктов «жизни и смерти» в мифах об Эросе и Танатосе и др. [5, с. 273]
В психологических словарях упоминается большое количество психических синдромов, имеющих так же под собой мифологический прообраз, среди которых, на наш взгляд, стоит выделить синдромы Мидаса, Диогена, Улисса (Одиссея), комплекс Эдипа и болезнь Геркулеса. Вышеперечисленные синдромы, за исключением Геркулесовой болезни, представляют собой патологические психические состояния, являющиеся составной частью более широких, как правило, хронических психических болезней.
Синдром Мидаса впервые был выделен Г.В. Бруйном и У.И. Деджонгом в 1959 году у женщин как неудержимое стремление к свободе сексуальной жизни и частой смене партнеров. Данный психопатологический синдром характерен только для женщин и проявляется после достижения 30-летнего возраста. Желание таких женщин к разнообразию сексуальной жизни является доминирующей в их системе ценностей, что приводит к безудержному стремлению сменить партнера. Мифологическим прообразом данного синдрома служит сказания о древнегреческом царе Мидасе (738-696 гг. до н.э.). Обузданный стремлением к богатству и к жадности, царь Мидас обрел дар от бога Диониса превращать в золото все, к чему он прикоснется [1,с. 87]. В ненасытности к обогащению древнегреческого царя и поведении женщин с синдромом Мидаса прослеживается аналогия, что побудила психиатров и психологов назвать данный синдром в честь царя. Синдром Мидаса относится к группе заболеваний, характеризующихся нарушением поведения человека, его интересов и предпочтений.
Клиническое проявление синдрома Диогена является достаточно обширным. К таким проявлениям можно отнести пренебрежительное отношение человека к самому себе, склонность к социальной изоляции, отрешенность от мира, апатию, патологическое накопительство и отсутствие стыда. В отечественной психиатрии данная патология описывается как синдром Плюшкина. Впервые он был описан в 1966 году и имел два названия: синдром Диогена или синдром «старческого убожества». Название было предложено в честь древнегреческого философа Диогена. По преданиям, Диоген был сторонником минимализма, жил в большом глиняном сосуде и питался объедками. Синдром Диогена проявляется как мужчин, так у женщин, как правило, в пожилом возрасте [1, с. 179]. Эта патология является одним из проявлений расстройств шизофренического спектра.
Синдром Улисса (латинская интерпретация имени «Одиссей») относится к «патологиям современности». Название этого синдрома было предложено в качестве альтернативы синдрома иммигранта в 2002 году. Ряд психологов считают, что это не собственно заболевание, а пограничное расстройство, вызванное длительным пребыванием человека вдали от дома [2, с. 382]. Понятие синдрома Улисса было предложено назвать в честь персонажа Одиссея поэмы Гомера «Илиада». В песне номер 5 поэмы рассказывается о тоске Одиссея по родине, о его слезах и жалобах на судьбу. Похожее поведение и психическое состояние обнаруживается у людей, переживающих разлуку с домом. Клинические проявления данного синдрома весьма обширны. К основным симптомам относятся: расстройства психического и физического здоровья, нарушения сна, эмоциональная неуравновешенность, чувство хронической усталости и тревоги и пр. По статистике европейской медицины каждый год на 4 % увеличивается число обращений среди иммигрантов с данным синдромом, что подчеркивает актуальность этой патологии.
Понятие «Эдипов комплекс» в психоанализ ввел З. Фрейд. Эдипов комплекс выражается в бессознательном стремлении, а некоторых случаях, сознательном сексуальном влечением детей к одному из родителей противоположного пола [5, с. 148]. Данный комплекс характерен как для мальчиков, так и для девочек, но в случае с девочками, он носит название комплекс Электры, имеющий так же мифологическое происхождение.
Древнегреческий миф «о царе Эдипе», написанный поэтом и философом Софоклом лег в основу данного синдрома. Согласно мифу Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, что убивает своего отца, женится на своей матери.З. Фрейд довольно детально описывает механизм становления Эдипова комплекса как причину нервно-психического расстройства. Мальчики, согласно представлениям психоаналитиков, могут испытывать по отношению к собственной матери сексуальное влечение, а к собственному отцу относятся враждебно, питая ревность. Наряду с этим мальчики стыдятся своих побуждений, что ведет к появлению внутриличностного конфликта между желанием и моральными ценностями [5, с. 301]. Данный конфликт может стать системообразующей причиной возникновения психических нарушений в виде неврозов у детей. Клинические проявления при этом могут быть различны: ухудшения взаимоотношений между сыном и отцом, раздражительность, необоснованные детские капризы, снижение успеваемости, отказ от общения со сверстниками и др. Современная психология и психиатрия подвергает критике учения З. Фрейда о «Эдиповом комплексе», считая их неаргументированными.
Эпилепсия и ее различные формы характеризуются появлением у больных судорожных состояний, вызванных патологической активностью головного мозга. Судорожные припадки описаны еще в античные времена. Так, один из героев Древнегреческой Эллады Геркулес страдал от этой болезни; отсюда и название Геркулесова болезнь [3, с. 245]. Классические формы эпилепсии не могут считаться исключительно психическими заболеваниями. Эпилепсия как объект исследования изучается неврологией и психиатрией. Геркулесова болезнь, как правило, ведет к изменениям психической деятельности человека: интеллектуально-мнестические и эмоционально-волевые нарушения, изменения характера человека, интересов и установок.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование мифов при изучении того или иного заболевания, пробуждает интерес к предмету, помогает более быстрому усвоению и пониманию медицинских терминов, развивает кругозор студента.
Список литературы:
- Зайцев Ю.В. Мифы Древней Греции. – М.: Изд. «Белый Город», 2007. –144 с.
- Зинченко В. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816 с.
- Канабих Ю.В. История психиатрии: Репринтное издание. – М.: ЦРТ МГП ВОС, 1994.
- Тритенко Т.В. Мифологизмы в медицинской терминологии // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. материалов /отв. редактор Н.Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – с. 379-380.
- Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL–https://www.litmir.me/br/?b=116381&p=1 (дата обращения 06.03.2019)
дипломов
Оставить комментарий