Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX–XX ВЕКОВ
Развитие современной школы хорового дирижирования во многом основывается на значительном историческом опыте отечественного хорового искусства и образования. В настоящее время ощущается необходимость глубокого освоения педагогического опыта прошлого, использование лучших достижений отечественной дирижерско-хоровой педагогики в современных условиях [1, c. 3].
Система дирижерско-хорового образования в России конца XIX – начала XX века сложилась в результате длительного процесса развития отечественной хоровой культуры. Формы и методы подготовки руководителей хоров, а также дирижерско-исполнительские приемы, средства и способы управления хором менялись и зависели от тех задач, которые выдвигались на разных этапах развития хорового искусства и исполнительства в России. Подготовка руководителей хоров (доместика-головщика, уставщика, регента) на протяжении нескольких столетий, вплоть до учреждения хоровых училищ, происходила непосредственно в исполнительских коллективах. Самые талантливые и опытные певчие становились руководителями хоровых коллективов, одновременно являясь также учителями пения и композиторами.
В деле становления дирижерско-хорового образования в России следует особо отметить педагогическую деятельность Д.С. Бортнянского в Придворной певческой капелле. Введение Д.С. Бортнянским музыкального образования для малолетних певчих (обучение сольфеджио, элементарной теории музыки), а также совершенствование приемов работы с хором способствовали повышению профессионального мастерства певчих.
Организация регентских классов при Придворной певческой капелле в 1858 году и создание Н.А. Римским-Корсаковым программы обучения регентов в 1884 году положило начало целенаправленного обучения хоровых дирижеров в России, которое было продолжено в Синодальном училище. Именно там сложились педагогические основы русского хорового образования.
В основу дирижерско-хорового обучения в регентских классах Придворной капеллы и Синодального училища легла традиция сочетания качеств учителя пения, исполнителя и композитора в деятельности руководителя хора (регента), подготовка которого состояла из взаимосвязанных сторон: исполнительской, музыкально-педагогической и композиторской. Одной из определяющих форм практического воспитания дирижера в хоровых училищах была их непосредственная связь с высокопрофессиональными хорами – Придворной певческой капеллой и Московским Синодальным хором.
Хоровые дирижеры (регенты), окончившие училища при Капелле и Синодальном хоре получали музыкальное образование почти равное консерваторскому, что позволяло им выступать в качестве дирижеров профессиональных и любительских хоров, регентов, учителей музыки и педагогов училищ.
Определенную роль в становлении хорового образования в России сыграла деятельность М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова и Г.Я. Ломакина в Бесплатной музыкальной школе (1862-1917). Организаторы Бесплатной музыкальной школы ставили перед собой задачу подготовки не только квалифицированных хоровых певцов и певцов-солистов, но и учителей пения и хормейстеров. Система вокально-хорового обучения, применяемая Г.Я. Ломакиным, была основана на неразрывной связи музыкально-теоретического обучения с хоровой практикой, что давало быстрые результаты. Н.А. Римский-Корсаков называл Бесплатную музыкальную школу «специально хоровым учреждением».
Хоровое образование дореволюционной России было обусловлено религиозным мировозрением и опытом церковного хорового пения. Благодаря деятельности выдающихся русских музыкантов – Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Смоленского, А.Д. Кастальского, В.С. Орлова, М.Г. Климова, П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина сформировались принципы русской хоровой педагогики.
Необходимо отметить, что с начала возникновения специальных музыкальных учебных заведений появилась необходимость сочетать в них три вида обучения: музыкальное, которое включало в себя общемузыкальную подготовку, а также специальное и общеобразовательное.
Рассматривая деятельность Синодального училища в период 1910–1916 годов необходимо отметить значительные изменения, которые произошли в области общего образования. Впервые в учебных планах появились такие предметы, как психология, история искусств, немецкий язык, природоведение, черчение. Вместе с тем общемузыкальная подготовка также занимала ведущее место в программах и оставалась на таком же высоком уровне, что и в Капелле.
После революционных событий 1917 года, традиции хорового образования претерпели значительные изменения. Были закрыты учебные заведения, воспитывающие регентов и певчих церковных хоров, начались гонения на деятелей русской церковной культуры, под запрет попало исполнение духовной музыки – все это способствовало забвению национальной хоровой культуры. Несколько поколений выросло, зная только о существовании светского хорового пения.
В молодом советском государстве встает задача воспитания нового поколения хоровых дирижеров. Необходимо было освоить сложившиеся формы и методы хорового обучения, а также выработать новые, сохранив преемственную связь с традициями русского певческого искусства. В первые послереволюционные годы (1917-1923) неоценимую роль в деле формирования новой системы дирижерско-хорового образования сыграли Народные хоровые академии, созданные в 1918 году на базе Московского Синодального училища, Петербургских регентских классов и Придворной певческой капеллы.
Московская народная хоровая академия имела 10-летний музыкальный курс и образовательный в объеме Единой Трудовой школы, в нее принимались дети с 9-ти лет и взрослые, имеющие различную музыкально-певческую подготовку.
Успешному становлению и развитию образовательных структур способствовало то, что в этом процессе приняли самое деятельное участие бывшие «синодалы», выдающиеся мастера хорового искусства А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков, Н.М. Данилин, А.В. Никольский, А.А. Свешников – в Москве, М.Г. Климов – в Ленинграде. Именно «синодалы» в нелегких послереволюционных условиях возглавили дирижерско-хоровое образование в Советской России, тем самым сохранив национальное достояние – певческую культуру.
В дальнейшем в 1923 году Народные хоровые академии были реорганизованы в хоровые подотделы инструкторско-педагогических факультетов при Московской и Ленинградской консерваториях, таким образом, деятельность хоровых академий положила начало высшему дирижерско-хоровому образованию в стране.
Методические приемы хорового образования во многом были разработаны бывшими «синодалами». Заложив фундамент новой хоровой школы, они сумели сохранить лучшие традиции отечественного дирижерско-хорового обучения, тем самым способствуя преемственности русской и советской системы подготовки хоровых дирижеров.
Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первой ступенью стали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), второй – училища, и третьей, высшей – консерватории. Самые лучшие из дореволюционных частных музыкальных школ и училищ после национализации продолжили подготовку профессиональных музыкантов.
Становление советской хоровой школы ХХ века прошло в своем развитии несколько этапов: период 1920–1930-х годов характеризуется поисками методики хорового преподавания и подбора необходимого репертуара; в 1940-1950-е годы наблюдается подъем хорового искусства и хоровая школа ориентируется на приобретение студентами прочных знаний и умений, в том числе большее внимание уделяется развитию мануальной техники будущего хорового дирижера.
В послевоенные годы возникают явления массовости в культуре – праздники песни, фестивали и конкурсы, расширение сети самодеятельного творчества. С целью удовлетворения потребности в хоровых кадрах для самодеятельного хорового искусства в 1958 году в Ленинграде, и в 1959 году в Москве создаются кафедры хорового дирижирования в институтах культуры.
В 1960-1980 годы в дидактической системе обучения дирижера-хоровика просматриваются установки на творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности студентов, индивидуализацию обучения, развитие профессиональных качеств. К концу 1960-х годов в России складывается следующая структура среднего и высшего дирижерско-хорового образования: хоровые и музыкальные училища, которые готовят дирижеров хора и преподавателей ДМШ, музыкально-педагогические училища выпускающие учителей пения в общеобразовательных школах, культурно-просветительные училища, готовящие руководителей самодеятельных хоров. В высшем звене – консерватории, институты искусств выпускают дирижеров хора и преподавателей хоровых дисциплин для среднего звена, институты культуры, выпускают клубных работников, руководителей самодеятельных хоров, музыкально-педагогические факультеты пединститутов готовят учителей музыки для общеобразовательных школ. Вместе с тем, вопрос дифференциации и профилирования по отраслям специального образования остается достаточно спорным до настоящего времени.
Особую роль в системе дирижерско-хорового образования сыграли институты культуры, первоначально успешно выполнявшие социальный заказ общества по подготовке руководителей самодеятельных хоров. Бурное развитие самодеятельного и любительского хорового искусства поставило задачу разносторонней профессиональной подготовки руководителей самодеятельных хоров, в связи с чем были скорректированы учебные планы институтов культуры, введено пятилетнее обучение, определены профили обучения, такие как руководитель любительского хора, артист хора, преподаватель.
Руководители и педагоги хоровых училищ России придавали большое значение практической подготовке хоровых дирижеров вне стен учебного заведения. Они постоянно искали дополнительные виды хоровой практики для учащихся, чтобы приблизить их обучение к будущей работе.
Традиции дирижерско-хорового образования в России XIX – XX веков, которые сформировались еще в дореволюционный период в Московском Синодальном училище и училище при Придворной певческой капелле, сложились в результате длительного процесса развития отечественной хоровой культуры. Традиции эти опирались прежде всего на тесную связь теоретических знаний с хоровой практикой, на обучение хоровому пению и воспитание духовной личности, дифференцирование и профилирование в процессе обучения и т.д. В настоящее время дирижерско-хоровое образование в России характеризуется преемственностью традиций русской и советской дирижерско-хоровых школ, которые стали основой для создания современной инновационной педагогической модели подготовки дирижера-хормейстера.
Список литературы:
- Орехова О.Г. Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А.В. Никольского: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 1998. – 17 с.
дипломов
Оставить комментарий