Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2019 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Хореография (греч. χορογραφία; от χορός– танец) в самом общем виде означает танцевальное искусство в целом, один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат разнообразные движения тела человека, как правило, под музыкальное сопровождение. Занятия по хореографии являются обязательной составной частью учебно-тренировочного процесса в таких видах спорта как фигурное катание, синхронное плавание, акробатическая, художественная и спортивная.
Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система специально разработанных упражнений и методов воздействия на занимающихся. Эти упражнения адаптированы к специфике данного вида спорта и объединены в комплексы различной степени сложности (с точки зрения техники исполнения и наличия соответствующего уровня физической подготовленности). На уроках хореографии, в частности, в спортивной гимнастике решаются задачи:
- специальной технической подготовки гимнастов и гимнасток (путём освоения различных элементов и соединений, которые будут включаться в соревновательные программы на вольных упражнениях и бревне);
- специальной физической подготовки (развиваются гибкость позвоночного столба и подвижность в суставах, силовые способности, выносливость, ловкость и координация движений);
- подготовки опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к специфике требований, предъявляемых в гимнастике;
- восстановления опорно-двигательного аппарата («восстановительная хореографическая подготовка») после больших физических нагрузок.
Вместе с тем на занятиях хореографией:
- формируется правильная осанка;
- воспитывается выразительность движений, артистичность и музыкальность;
- прививается общая двигательная культура.
Хореографическая подготовка в спортивной гимнастике базируется, в основном, на классической (или балетной) основе, но, как говорилось выше, адаптирована к практическим требованиям, предъявляемым конкретным видом многоборья (наличием акробатических и прыжковых элементов, постановкой стоп на узкую опору бревна и многими другими). Вместе с тем, она в той или иной степени включает в себя следующие компоненты: классический танец; народно-характерный (или народно-сценический) танец; историко-бытовой танец; различные современные танцевальные стили.
Условно хореографическую подготовку, которая должна быть неразрывно связана с другими видами подготовки, можно разделить на два этапа. Первый этап – это подготовительная хореографическая подготовка, благодаря которой спортсменки овладевают упражнениями начальной «школы» гимнастики:
- освоение правильной осанки и точности движений в суставах;
- выполнение элементов с прямыми в коленях и, по преимуществу, сомкнутыми ногами и «оттянутыми» носками;
- воспитание «чистоты» движений.
Всё это характеризует, так называемый, «гимнастический стиль». Для этого используются упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника и подвижности в суставах, классический экзерсис у станка и на середине гимнастического ковра. На данном этапе осуществляется также и базовая хореографическая подготовка, в основу которой положены подготовительные элементы классического танца.
Второй этап – профилирующая хореографическая подготовка. Здесь, во- первых, происходит освоение и совершенствование техники элементов (гимнастических прыжков, поворотов, равновесий) соревновательных программ на вольных упражнениях и бревне, во-вторых, повышается уровень специальной физической подготовленности. На данном этапе большое значение имеют постановочные занятия, на которых осуществляется совместная работа гимнасток, тренеров, хореографов-постановщиков по составлению соревновательных программ.
В гимнастике, которую иногда называют «спортом выразительной формы», должен существовать оптимальный баланс между сложностью композиций и художественным, эстетическим впечатлением от них, чтобы глубже раскрыть индивидуальное «дарование» конкретной гимнастки и избежать «безликости» и стереотипности программ. В соответствии с существующими Правилами соревнований Международной Федерации гимнастики к спортсменкам предъявляются высокие требования в вольных упражнениях и на бревне с точки зрения их исполнительского мастерства. В этих Правилах имеется специальный раздел, посвящённый композиции упражнений и артистическому впечатлению, персональному стилю исполнения и созданию гимнасткой индивидуального образа. Соревновательные комбинации на этих снарядах должны содержать (помимо акробатических элементов), так называемые, «танцевальные элементы» (Dance elements):
- гимнастические прыжки и скачки (leaps, jumps, hops);
- повороты (turns);
- «волны тела» (body waves).
Все эти упражнения разучиваются и совершенствуются, в том числе, и с помощью средств хореографической подготовки.
Список литературы:
- Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно- координационных видах спорта: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Бо- рисенко Светлана Ивановна. – СПб., 2000. – 24 с.
- Габриелова, Е.В. О хореографической разминке в гимнастике / Е.В. Габ- риелова // Гимнастика. 1975 – №1. – С. 30 – 35.
- Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.: Физ- культура и спорт, 1984. – 176 с.
- Савельева, Л.А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гим- настике на основе комплексного анализа вольных упражнений: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Савельева Лариса Анатольевна. – СПб., 1997. – 22 с.
- Смолевский В.М. Гимнастика в трёх измерениях. М.: Физкультура и спорт, 1979. -248 с.
- Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: учебник / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. – Киев: «Олимпийская литература», 1999. – 462 с.
дипломов
Оставить комментарий