Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА П.П.ЧИСТЯКОВА И Г.БАММЕСА
Одним из важнейших вопросов в области изобразительного искусства является вопрос о методах преподавания рисунка. На протяжении нескольких столетий педагоги разных учебных заведений искали пути решения данной проблемы. Актуальной является тема целостности и единства изображения в процессе преподавания учебного рисунка.
Для того, чтобы в полной мере осветить тему методики преподавания рисунка в специализированных учебных заведениях, необходимо сравнить методическую деятельность двух специалистов в области изобразительного искусства. Примером для сравнения послужат методы преподавания рисунка П.П.Чистякова и Г.Баммеса.
Особое значение придается анатомии человеческого тела и последовательности его построения. Немаловажным являются мыслительные процессы в ходе изображения рисунка на плоскости и поиск пространственных связей отдельных частей; обобщение и объединение их в целостный гармоничный рисунок. Данные положения являются общими для методики преподавания Чистякова и Баммеса, однако подходы разнятся.
Структура методики преподавания П.П.Чистякова состоит прежде всего из метода «поверочного рисования»; далее, особое значение в рисунке отводится перспективе. Художник отрицает манерность и копирование работ других рисовальщиков «Копирование с оригинала должно быть совершенно оставлено, как вредное для начинающих и занимающее много времени…» [1, с.119]. Павел Петрович уделяет особое внимание индивидуальной работе с учащимися и учитывая их особенности, рекомендует составлять последовательность работы. Так же необходимо изучать предметы и законы их изображения на плоскости. Целью преподавания он считал выявление индивидуальных способностей учащихся, передачу объективных знаний в систематизированном виде. Задачей обучения являлось развитие правильного и строгого рисунка, как основы композиции и живописной грамоты.
Основным положением в методике преподавания рисунка П.П.Чистякова было знание и умение пользоваться перспективой и анатомией. Знания, упирающиеся на науку-основа рисунка [1. Стр.116]. Любое рисование с натуры предполагает мысленное представление двух главных линий, на которых базируется изображение-горизонтальной и вертикальной.
Рисование живой натуры, по мнению Чистякова, надо начинать с гипсовых голов. Гипсовые же головы лучше начать изучать со слепка глаза Аполлона. Ведение педагогической деятельности основываясь на данных науки. Постановка задачи в каждой учебной работе являлась обязательным условием. Главная роль отводилась картинной плоскости, которая являлась посредником между натурой и рисующим. Система «поверочного рисования» основанная на законах перспективы. Чистяков призывал учеников: «Никогда не рисуйте молча, а постоянно задавайте себе задачу»[3, стр.157].
Вклад П.П.Чистякова в методику преподавания рисунка огромен, к сожалению, он не выпустил систематизированного труда по данной дисциплине. Основываясь на воспоминаниях учеников и дневниковых записях, можно сделать вывод, что система Чистякова была нова и необычна для устоявшихся методов преподавания, поэтому не получила широкой известности.
Немаловажным в методику преподавания рисунка оказался вклад немецкого художника и анатома Готфрида Баммеса. Струтура его методики преподавния заключалась в следующих аспектах: во-первых, это диалектический подход к учебному рисунку; во-вторых, принцип конструктивного построения, как основы любого изображения; далее-большое внимание к познанию закономерностей отношений формы и действия. Целью преподавания являлась самостоятельная деятельность ученика с малым вмешательством педагога, то есть независимое изучение учеником натуры. Задачей обучения Баммес считал развитие способностей и знаний, умение применять их на практике [4, с. 23].
Основой рисунка Баммеса является конструктивность. Для того, чтобы понять сложную форму необходимо разбить ее на более простые. Например, при изображении черепа на начальном этапе детали игнорируются, рисующий обязан сначала найти основные отношения, упростить объемную форму. Далее, после нахождения основных отношений, проверив пропорции, можно приступать к детализации с учетом положения черепа в пространстве.
Важное внимание уделялось изображению фигуры человека в контрапосте [4, с. 104]. Данный метод превосходно подходит, чтобы подвести учащегося к познанию изменения характера формы человека. Такая постановка фигуры учит отказываться от внешнего срисовывания.
Этапы рисования заключаются в следующем:
- поиск центра тяжести, проведения перпендикуляра;
- группировка массы тела в виде трапеции вокруг центра тяжести;
- членение фигуры на простые формы;
- поиск соотношений форм;
- дифференциация формы путем подчеркивания самого главного в фигуре.
Г.Баммес провел большую исследовательскую работу по изучению анатомии человека и методики преподавания учебного рисунка. Выявил новые способы поиска пропорций, их соотношения. Развил конструктивный метод изображения сложной формы, путем членения ее на более простые состаляющие. Особое внимание уделял выразительности рисунка.
Делая вывод, можно сказать, что истема «поверочного рисования» П.П.Чистякова и конструктивный метод Г.Баммеса имеют явные различия. Однако, задача методики преподавания данных художников одна-стремление к цельности и гармоничному изображению на плоскости листа. Основываясь на науке и умело совмещая её с искусством, можно добиться правильного и соразмерного рисунка.
Список литературы:
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. Вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/Н.Н.Ростовцев.-Москва: Просвещение, 1982. - 192 с.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка: учебное пособие для пед. Вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/Н.Н.Ростовцев.-Москва: Просвещение, 1982. - 240 с.
- Белютин Э., Молева Н. П.П.Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919: изд. Москва «Искусство»/Белютин Э., Молева Н. (сост., коммент.), Москва «Искусство»,1953.-310 с.
- Баммес Г. Изображение фигуры человека : пособие для художников, преподавателей и учащихся / Г. Баммес ; пер. с нем. В. А. Виталса. - Москва : Сварог и К, 1999. - 336 с.
дипломов
Оставить комментарий