Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2020 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сангулия С.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МУЗЕЯ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(86). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(86).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МУЗЕЯ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ

Сангулия Салима Баталовна

магистрант, кафедра архитектуры, Донской государственный технический университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Молчанова Консуэло Энриковна

научный руководитель,

член Союза архитекторов России, доцент кафедры «Архитектура», Донской государственный технический университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

USING THE TRADITIONS OF FOLK ARCHITECTURE IN PROEKTING OF MUSEUM IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

 

Salima B. Sangulia

master's degree, Department of Architecture, Don State Technical University,

Russia, Rostov-on-Don

Konsuelo E. Molchanova

Scientific adviser, Member of the Union of Architects of Russia, Associate Professor of the Department "Architecture", Don State Technical University,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные типы построек традиционного жилища и методы использования полученных знаний при проектировании музеев. Выявлены основные формы и приемы интегрирования этих форм в архитектуру музеев. Рассмотрены несколько аналогов (отечественного и зарубежного опыта) использования традиций народной архитектуры в практике проектирования музеев.

ABSTRACT

The article discusses the main types of buildings of traditional dwellings and methods of using the acquired knowledge in the design of museums. The main forms and methods of integrating these forms into the architecture of museums are revealed. Several analogues (domestic and foreign experience) of using the traditions of folk architecture in the practice of designing museums are considered.

 

Ключевые слова: традиционная архитектура, музей, проектирование, опыт строительства, жилище.

Keywords: traditional architecture, museum, design, construction experience, housing.

 

ВВЕДЕНИЕ

Лыхны—одно из крупнейших сел Республики Абхазии, является историческим центром. Не раз именно здесь, в сердце села, на площади Лыхнашта, проводились собрания и решалась судьба народа. История села насчитывает более 1500лет. С 1808 года по 1864 являлось официальной резиденцией владетельного князя Абхазии и ее столицей. Не напрасно в народе поговаривают: «Когда в Лыхны собирается народ, в Абхазии дождь не идет» [1, с.18].

Для начала необходимо определиться какой должна быть архитектура учитывая исторический контекст, какие именно региональные особенности должны в ней проявиться, кому будет интересен такой музей и каким образом он привлечет к себе внимание туристов и местных жителей?

Основой для проектирования служит база знаний о традиционной абхазской архитектуре, игнорированной в современный образ объекта строительства. Музей будет интересен как местным жителям, так и гостям, которые смогут не только насладиться красотами республики, но и получить возможность интересного, культурного и образовательного времяпрепровождения. Туризм в Абхазии отнесен к приоритетным направлениям развития экономики страны, а основным сектором отрасли назван туризм въездной и внутренний. В связи с этим одной из важнейших стратегий развития в Республике является создание привлекательных и интересных мест для туристов. Так же актуален вопрос привлечения местного населения к истории развития народной архитектуры и строительства.

Первостепенная задача сохранение культурной и исторической значимости проектируемой территории. Здесь помимо вышеупомянутой исторической площади расположен дворцовый комплекс абхазский царей рода Чачба и действующий крестово-купольный храм Успения Богородицы Х-XI века. Строительство на исторически ценных ландшафтах и их преобразование к новым способам пользования протекает довольно плачевно, если не отнестись к этому с полным пониманием ответственности вносимых изменений. Уйти от безликой архитектуры можно через обращение к региональным особенностям и традиционным мотивам в архитектуре, в зависимости от местности проектирования [2, с. 285-291]. Традиции, методы, материалы, технологии использующиеся при проектировании и последующим возведении народного жилища - это следствие сознательного отбора всех лучших решений, оправдавших себя в процессе жизни многих поколений людей. Конечно, не все формы традиционной национальной архитектуры применимы в наше время. Начать стоит с изучения традиций жилища коренных жителей.

ТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ ЖИЛИЩА В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИИ

По типу выполнения постройки традиционной абхазской усадьбы подразделяются на: плетеные, бревенчатые и дощатые. По конструктивному решению—на две группы: полукруглые или круглые жилища с конусообразным устройством крыши (аҩнхаргьежьаа) и четырехугольные строения с четырехскатной крышей (аҩныԥшьыркца). Последний тип выполняется во множестве вариаций. Рассмотрим лишь основные представители каждого их типов.

Круглые плетенные жилища с конической кровлей—амхара—плод древне-абхазского устоя жизни и их философии – это жилище, в которое сразу после свадебной церемонии заселялись новобрачные. Тут молодожены проживали от 2-3 месяцев до года. Однако уже к XX века подобные сооружения перестают возводить. Приход советской власти наложил отпечаток на бытовые традиции абхазских семей.

 

Рисунок 1. Старинный тип брачной хижины амхара (слева) и «большой дом» (справа). Сел. Лыхны, 1930-е. Фото из архива Ш.Инал-ипа.

 

Далее рассмотрим все тот же плетеный тип строения, но уже другой конструкции, а именно прямоугольные в плане с четырехскатной кровлей. К ним относятся: абыцатдзы (абыцаҭӡы), амацурта (маҵурҭа), аганюны (аганҩны), но безусловный самый известный представитель, это апацха, на ней мы и остановимся поподробнее. Данный тип строения возводился в Абхазии вплоть до ХХ века. Можно сказать, что это национальный символ Абхазии.

В плане это прямоугольное строение, имеющее решетчатую структуру в основании, закрепленную на плоских бревнах, связывавшихся между собой по углам. Под эту конструкцию дополнительно укладывали камни, предотвращавшие гниение древесины. Затем в брусьях выдалбливали отверстия, в которые устанавливали концы решеток.

Для апацхи характерен широкий навес, чего нет у других строений данной группы. Он подпирался двумя либо четырьмя столбами. Еще одна отличительная особенность—это двери. Их было две – одна напротив другой. Четыре доски скрепляли плотно друг другу ребрами, а держалось все это за счет двух поперечно установленных планок. Пол, как в принципе и во всех плетеных строениях, был земляной, его тщательно утрамбовывали и выравнивали. Однако в помещениях поменьше, которые обычно служили местом отдыха, пол выполнялся из досок. Доски, обтесывали и укладывали на внутренние бревна. Это еще одна особенность апацхи—наличие нескольких помещений. Самое крупное по габаритам располагалось справа от входа. В ней, по центру располагался очаг (ахәышҭаара).

 

Рисунок 2. Современная апацха, 1940-е. Фото А. Агумаа.

 

Очаг—это символ непрерывности жизни и благополучия семья. Поэтому здесь непрерывно горел огонь. Каждый вечер, уходя на сон, хозяин сохранял угольки в золе, чтобы утром зажечь огонь ими же. Делалось это, так как огонь – явление необычайное, сверхъестественное, считается, что он обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода, и очаг будет гореть еще долгие годы, поддерживаемый потомками. Если один из сыновей решал переехать и жить отдельно, он обязательно забирал с собой теплые угольки из отцовского очага, тем самым обеспечив себе благополучие и счастливую жизнь в новом доме [3, с. 372-421].

Следующий тип традиционного жилища—дощатые дома—акуаскя (акәасқьа). Именно этот тип дощатого дома получает наибольшее распространение на территории Абхазии. Слово происходит из тюркского языка (кунак), что переводится как «гость». Это полностью выполненное из досок (стены исключительно каштановые, пол—дубовый), многокамерное строение, находящееся на деревянных либо каменных столбах-стойках, высотой до метра иногда выше [4].

 

Рисунок 3. Традиционное жилище Акуаскя. Фото Ю.Г. Аргун.

 

Строительство таких домов расширилось после появления в 1830-х годах на р. Мциш лесопилки. Акуаскя могли себе позволить не только князья и дворяне, но и крестьяне. Различие было в используемых материалах, выборе планировки и конечно же габариты дома [5]. Часто к акуаскя пристраивалась амацурта. Амацурта применялась лишь в качестве кухни и хранения утвари, припасов. Также здесь семья обычно принимала пищу.

На рассмотренных выше примерах можно проследить эволюцию развития традиционного абхазского жилища с древнейших времен до наших дней. Оно прошло долгий путь от примитивной хижины до современных домов городского типа, и продолжает видоизменяться в соответствии с новейшими тенденциями в архитектуре.

ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

Основные приемы:

  1. Выделение национального стиля, региональных особенностей, традиций и обычаев в строительстве у коренного народа.
  2. Разбор объектов народной архитектуры, транслирующих традиционные формы, технологии строительства, используемые материалы, декор. А также рассмотрение реализованных, в целях просвещения, объектов с использованием данного приема.
  3. Переосмысление и анализ архитектуры, философии и методов строительства при сооружении музея.
  4. Применение элементов, форм и традиций.

ВЫВОДЫ

  1. Интеграция элементов народной архитектуры при проектировании создает неповторимый образ, знакомит обывателя с национальными особенностями региона строительства;
  2. Рассмотрены примеры и используемые приемы отражения характерных для данной территории форм строительства, способствующих развитию проблематики создания этнического облика сооружения;
  3. Активное использование традиций народной архитектуры подтверждает актуальность данного подхода;
  4. Привлечение внимания к историко-культурному контексту.

 

Список литературы:

  1. Алания Л.Н. Лыхны// Информ. листок о празднике дружбы народов. М.: ЛПО «Типограф им.И. Федорова», 1990 – С. 18.
  2. Морозова Н.В. Использование традиционной народной архитектуры при проектировании рекреационных комплексов в горном Алтае // Ползуновский вестник-2011.- №1.- С. 285-291.
  3. Инал-ипа Ш.Д. Абхазы // Народы Кавказа. – М., 1960. – В 2 т. Том 2 - С. 372-421.
  4. От папоротника до кирпича: как менялось жилище абхазов [Электронный ресурс]: новостное агенство // режим доступа к сайту: https://sputnik-abkhazia.ru URL: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20180811/1024683715/kak-menyalos-zhilishhe-abxazov.html (дата обращения: 22.09.2019).
  5. Апацха: там, где всегда горит очаг [Электронный ресурс]: новостное агенство // режим доступа к сайту: https://sputnik-abkhazia.ru URL: https://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20160629/1018899010.html (дата обращения: 22.09.2019).
  6. Севан О.Г. Музеи под открытым небом Европы //Обсерватория культуры. – М., 2006 - № 3 - С.60-69.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.