Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ(НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ, ГОРОД МАМАДЫШ)
Закирова РезедаРасимовна
студент 3 курса, кафедра всеобщей и отечественной истории филиала КФУв г. Елабуга
E-mail: tomaska-01@mail.ru
Крапоткина Ирина Евгеньевна
научный руководитель, канд.ист. наук, доцент, кафедра всеобщей и отечественной истории филиала КФУ в г. Елабуга
Вера, религия — это основные элементы продвижения человечества. Чтобы ни случилось, практически каждый человек обращается к Богу, прося терпения, помощи, здоровья, благословения. Взаимодействие религии и человечества прошло долгий и противоречивый путь: приближения и отдаления.
В настоящее времявера и церковь занимают одно из важных меств нашей жизни [7, c. 8]. В начале XXстолетия мы даже не могли представить такую ситуацию, потому что с приходом к власти большевиковотношение к церкви и к религии изменилось.Политика большевиков стала опираться на безрелигиозные принципы. Все религиозные организации закрывались,шла серьезная борьба со священнослужителями. В.И. Ленин в секретной инструкции от 19 августа 1922 г. писал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» [5, c. 15].Создание нового могло быть успешным только в том случае, когда будет разрушена духовная основа, уничтожены всеее носители. Большевики считали, что духовная вера является пережитком царизма и от нее следует немедленно избавиться.
Так, в 1926 г. был создан «Союз безбожников СССР для борьбы с религией», который затем был переименован в «Союз воинствующих безбожников» [8, c. 180] . Число его членов росло: 1926 г. — примерно 87 тыс. человек; 1929 г. — более 465 тыс.; 1930 г. — 3,5 млн. человек; 1931 г. —примерно 51 млн. Рост числа активных борцов с религией показывает, как стремительноразрушалась духовная сфера.Однако совсемликвидировать религию не удалось.
Полузадушенные религиозные конфессии были огосударствлены, подчинены партийно-государственному контролю и пропагандировалилишь то, что не противоречило социалистической идеологии. Таким образом, практика показала, чтопроизошло не отделение от государства, как предусматривал Декрет 1918 г., а подчинение церкви государству. Иными словами, произошло доминирование марксистского учения над догмами православной церкви.
Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937—1938 гг.) [8, c. 475]. До сих пор историкиспорят о точных цифрах пострадавших в тот период. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500 [3, c. 187]. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. Обожествление вождей придавало «святость» режиму [1, c. 190]. В массовом сознании это означало принятие новых ценностей и новых жизненных ориентиров. Система, которая в значительной мере держалась на насилии, обретала духовную основу.
Перемены наступили с началомВеликой Отечественной войны (1941—1945 гг.), когда политикаправительства в отношениицеркви поменялась.В начале ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было положено начало официальному сотрудничествуСоветского правительства и Русской православной церкви, 2 ноября 1942 года можно считать днем установления официального сотрудничества и взаимопомощи. Введение митрополита Николая (Ярушевича) в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний фашистов на советской территории явилось свидетельством того, что Советское государство признало патриотическую деятельность церкви юридически. Таким образом, Советское правительство пошло на нормализацию отношений с церковью.
Коренной перелом в отношениях между Церковью и Советским правительством наблюдается после встречи митрополита Сергия и Сталина, произошедшей 4 сентября 1943 года в Кремле. «На этой встрече присутствовали Сталин, митрополит Сергий, а также еще митрополиты Алексий, Николай, Карпов и Молотов» [8, c. 188]. «Во время беседы митрополит Сергий довёл до сведения председателя Совнаркома о том, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода. Глава правительства И.В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий» [2, c. 2]. На этой встрече было сделано ряд уступок Церкви со стороны Советского правительства: дано разрешение созвать Поместный собор для избрания патриарха, открыть епархиальные курсы для подготовки кадров священнослужителей, издавать ежемесячный церковный журнал. И, действительно, в сентябре 1943 года стал издаваться журнал Московской Патриархии. Также Сталиным были рассмотрены вопросы об открытии новых приходов, освобождении из ссылок, лагерей и тюрем представителей духовенства, о предоставлении свободного передвижения священнослужителям по территории страны. Кроме того, Сталин не возражал против открытия в епархиях свечных заводов, мастерских по изготовлению церковной утвари. Также он поставил митрополитов в известность, что будет создаваться Совет по делам Русской Православной Церкви под председательством Г.Г. Карпова, который бы являлся посредником между правительством и Церковью [4, c. 193].
В 1943 годуглавным содержанием государственно-церковных отношенийявились договорённости, достигнутые на встрече советского руководства и руководства Русской православной церкви в начале сентября 1943 года.
Третий период в войне — полное изгнание вражеских войск с советской территории, полный крах фашистской Германии, одержание Великой Победы — характеризуется дальнейшим конструктивным развитием государственно-церковных отношений. Это диктовалось как необходимостью психологически подготовить народ и армию к новому восприятию церкви, будущего союза с ней, так и тем, что патриотическая позиция церквивполне устраивала государство. Завершился же этот период в государственно-церковных отношениях юридическим признанием со стороны Советского государства факта патриотической деятельности церкви и других религиозных организаций страны. Официальное приглашение крупного церковного иерарха ксотрудничеству с государством имело не только нравственное значение, но и политическое —Советское правительство признало существование церкви как общественного института.
Такая последовательность лежит в основе исследования проблемы новой политики Советского государства в отношении церкви и в военные годы.
Советское правительство понимало, что пораженияв первые годы войны уничтожаютдух русского народа. Им нужно было действовать , и действовать быстро, решительно. В этом случае можно сказать, что большевистское правительство было вынуждено найти своего союзника, посредника между властью и народом. И правительство решилось пойти насотрудничество и взаимопомощь с церковью.
Хотелось бы рассмотреть деятельность русской православной церкви во время Великой Отечественной войны не только в центральной части России, но и в Татарстане.
Насзаинтересовала именноцерковь Преподобной Ксении в городе Мамадыш в годы Великой Отечественной войны потому, что эта тема носит краеведческий характер, а соответственно она мало изучена. Мы провели беседу с нынешним настоятелем церкви Преподобной Ксении отцом Дмитрием. Он рассказалмного интересного.
Церковь Преподобной Ксении никогда не переставала действовать. Но зачастую она функционировала негласно, а юридический статус получила лишь в 1940-е годы. В тяжелые годы войныполитика государства была направлена на вырабатывание воинского духа путем приведения в пример славных воинов в истории нашей страны: Невского, Донского, Суворова, Кутузова. Этот выбор сделан не случайно, потому что этих воинов благословили напобеду священнослужители(архиепископ Спиридон, игумен Сергий Радонежский). С этого момента идет возрождение веры в Бога. Люди стали приходить в церковь, они молились, ставили свечки, совершали обряды. Государствобольше не препятствовало закрыванию священных обителей. Населениевсячески пыталось поддержать церковь, как и она население. Отец Дмитрий сообщил, что жители Мамадышаприносили в церковь продукты питания, кто что мог: муку, картофель, морковь, свеклу, капусту. В ту пору ни о какихкрупных денежных пожертвованиях и речи быть не могло, тем более в провинции. Но были случаи, когда население жертвовало последние деньги, драгоценности. Чтобы хоть как-то поддержать благосостояние церкви и народа, священнослужителиподрабатывали в различных сферах: кто-то работал в поле, а кто-то на заводе. Отец Дмитрий акцентировал внимание на то, что население плюс ко всему, вместе со священнослужителями своим трудомделали ремонт в церкви. Посильную помощьоказывали и дети. Они мыли полы, убирались, подготавливали комнаты для моления, отпевания, крещения. Обряды совершались зачастуюбесплатно. Годы войны, как никогда, сблизили народ и церковь. Люди приходили в церковь для нахождения сил, уверенности в Победе. В военные годы церковь Преподобной Ксениислужила домом не только священнослужителям, но и простым людям. В ней жило от пяти до восьми семей, приют нашли иосиротевшие дети. Также церковь служилагоспиталем, где лечили больных.
Священнослужители делали все, что было в их силах. Они каждый день проводили такие мероприятия, как: отпевание за упокой души, моление Иисусу Христу и всем святым за здравие наших воинов, крестилиноворожденных, вцерквях присутствовали иконы Богоматери, Сергия Радонежского, Василия Блаженного и многих других. Также там находились и портреты великих полководцев, одержавших немало побед на поле боя. Эти все мероприятия были направлены на выработку у народа веры в победу, веры в силуБога. И чтобы показать народу истинность русского духа многие священнослужители уходили на фронт, многие из которых не вернулись. В годы войны увеличилось количество осиротевших и бездомных детей. Церковь преподобной Ксении всячески им помогала устроить судьбу.
Русская православная церковь внесла огромный вклад в победу над фашизмом [3, c. 203]. Она сделала главное —вселила веру в победу. После окончания войны церковь вернула себе юридический статус, но что является более важным — она вернула народу веру в Божественную силу.
Известны и такие факты, что после окончании войны простой народ приходил в церковь с множествами благодарностями, почестями и хвалами. Так, например, вцерковь Преподобной Ксении9 мая 1945 года пришло около полутора тысяч мамадышцев. Люди искренне говорили: «Бог есть! Он спас нас и нашу великую и сильную страну!».Священнослужителей же они называли братьями, друзьями, наставниками. Отец Дмитрий отметил, что в этот день было устроено пышное празднество и массовое причащение прихожан.
Таким образом, Советская идеология—обожествление вождя —явилась объединяющей силой длянашей большой и многонациональной страны в борьбе с врагом, а религия дала народу вдохновение, силу ивыдержку.Данная идеология за двадцать лет не успела полностью окрепнуть и заменить сложившиеся за тысячу лет православные традиции, и именно поэтому вера в Бога стала вновь возрождаться в переломный момент нашего государства.
Список литературы:
- Бессонов М.Н. Православие в наши дни. — М., 1990.— 303 с.
- Встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем // Известия.— 1943. — 5 сентября.—с. 2.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. — М., 1993.— 250 с.
- Корзун М.С. Русская Православная Церковь1917—1945 гг. — Минск, 1980.—230 с.
- Лбов А. Советская власть и РусскаяПравославная Церковь в годы войны — было ли коренное изменение политики?// Коммунистический журнал. — 2007.— № 3.— С. 13—17.
- Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР в годы войны // Отечественные архивы. — 1995.— № 3. — с. 62—63.
- Одинцов М.И. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986—1996 гг.) // Религия и политика в современной России. — 1997. — № 7. — с. 18—22.
- Поспеловский Д.В. Русская православная церковь. —М.,Республика, 1995.— 511 с.
- Регельсон Л.Л. Трагедия русской церкви. 1917—1953. — М.: Крутицкое Подворье, 1996.— 209 с.
- Цыпин В. История русской церкви: В 9 кн. — Кн. 9. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.— 690 с.
- Якунин В.Н. Укрепление положения РПЦ и структура её управления в 1941—45 гг. // Отечественная история. — 2003. — № 4. — с. 83—93.
дипломов
Оставить комментарий