Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреянова Т.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Андреянова Татьяна Сергеевна

студент 5 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

Е-mail: tanya.andreyanowa@yandex.ru

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

 

Дополнительное образование детей признается сегодня одной из значимых сфер образования, на которую возлагаются большие надежды от решения частных педагогических вопросов до глобальных социальных проблем восстановления «связи времен и поколений» [1; 2]. Составляющей образовательных учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности является детская школа искусств (ДШИ), на занятиях в которой дети изучают изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

Декоративно-прикладное творчество способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания [3].

Одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества является художественная обработка текстильных материалов. Искусство текстиля своей яркостью и доступностью, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым разнообразием, близко по своей природе детскому художественному творчеству, полностью отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.

Успешное развитие творческих способностей, усвоение теоретических знаний и практических умений, во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. Поэтому изучение эффективных способов обучения, форм организации занятий, в том числе и занятий по декоративно-прикладному творчеству в ДШИ, на наш взгляд, своевременно и актуально.

Обучение художественному текстилю в ДШИ осуществляется на основе программ по следующим учебным дисциплинам: «Декоративно-прикладное творчество», «Композиция декоративно-прикладного творчества и работа в материале», рассчитанной на 4 года, которая включает в себя ряд направлений ДПТ: вязание крючком и спицами, художественная роспись ткани, макраме, ткачество, художественная обработка кожи, текстильная аппликация, мягкая игрушка, вышивка.

Анализ образовательных программ по художественному текстилю детской школы искусств позволил выделить некоторые общие черты в содержании занятий. Образовательный процесс на занятиях строится в соответствии со следующим алгоритмом деятельности: изучение теоретического материала — работа над эскизом — подбор материала — выполнение композиции в материале — оценка проделанной работы.

В рамках теоретического раздела учащиеся получают информацию о народных художественных ремеслах, творчестве народных мастеров, изучают особенности построения орнаментов и декоративных композиций, связанные со спецификой художественной обработки ткани, осваивают терминологию декоративно-прикладного искусства, знакомятся с вопросами материаловедения и технологии обработки текстильных материалов. При изучении основ композиции учащиеся познают особенности композиции текстильных изделий, получают понятие о пропорциях, соразмерности частей, ритме, симметрии, асимметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии формы и цвета.

Разработка творческих эскизов способствует развитию художественно-творческих способностей личности, т. к. ученики стремятся находить композиционные средства выражения художественного образа, учитывая связь декора изделия с его функциональным назначением.

Практический раздел включает освоение технологических операций, выполнение тренировочных упражнений и творческих заданий. Выполнение изделий в материале позволяет учащимся применить теоретические знания на практике. При этом учитель должен внимание уделять внимание и умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технологических режимов обработки.

Эффективность занятий во многом зависит от подготовки учителя к занятиям подготовки материалов, инструментов, технологических карт, наглядных пособий, тщательного продумывания структуры урока, содержания и методов преподавания. На занятиях по художественному текстилю в детской школе искусств, в основном применяется репродуктивный метод, он используется для изучения технологии текстильного искусства и заключается в повторении способа деятельности по заданию преподавателя. Деятельность педагога состоит в разработке и показе образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу. Наиболее действенными приемами руководства деятельностью учащихся является объяснение, прямой показ выполнения технологических приемов. В качестве средств обучения используются наглядные пособия, где раскрывается последовательность технологической операции, изображены соответствующие образцы декоративного оформления изделий, которые можно использовать для копирования. В качестве образцов могут выступать работы самого учителя и учащихся.

Непосредственная подготовка учителя к занятию включает в себя разработку плана-конспекта, в котором учитель раскрывает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, осуществляя тем самым комплексный подход к учебно-воспитательному процессу. Образовательная и воспитательная цели направлены на формирование личности детей, развивающая, эстетическая, общественная — связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда. Как правило, труд младших школьников носит учебно-воспитательный характер. Поэтому учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередное задание.

При постановке предметной цели труда нельзя ограничиваться названием объекта труда, а следует демонстрировать изделие-образец, которое помогает детям конкретно, точно представить цель своей работы. Необходимо создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников [4, с. 18; 23]

Далее учитель определяет продукты труда, указывает необходимое оборудование и планирует ход урока.

В целом занятия по художественному текстилю строятся по схеме уроков трудового обучения. В структуре занятия выделяются такие этапы работы как организационная часть (объявление темы, организация рабочего места), теоретическая часть (беседа или рассказ по теме, анализ изделия, показ приемов работы, используемых для изготовления изделия), подготовка к практической работе и практическое выполнение задания, заключительная часть( подведение итогов занятия и оценивание работ).

Проведение занятия по художественному текстилю с детьми младшего школьного возрастав в ДШИ рассмотрим на примере занятия по предмету «Композиция декоративно-прикладная и работа в материале», тема занятия «Декоративное панно в смешанной технике». Выполнение панно рассчитано на 2 занятия. На первом занятии учащиеся знакомятся с видами аппликации, и выполняют отдельные элементы будущего панно, используя набор шаблонов и образцы. На втором занятии учащиеся плетут косички из шерстяных нитей и выполняют сборку панно. Учитывая, что в силу своих возрастных особенностей дети стремятся сразу получить готовое изделие, необходимо сформировать конечный образ заранее, предложить детям значимый для них мотив деятельности, например, что изготовляемое панно, может служить хорошим подарком для мамы.

Организация занятия начинается с проверки готовности всех необходимых материалов для занятия, очень часто дети приходят на занятия без необходимых материалов, в этом случае необходимо выдать их из своих запасов. Затем детям сообщается тема и цель урока, На первом занятии по изготовлению декоративного панно, учащиеся знакомятся с видами аппликации, и выполняют отдельные элементы будущей аппликации, используя набор шаблонов и образцы.

Во время вводной беседы внимание детей обращалось на различные виды и способы применения аппликации, рассказ сопровождать показом красочных иллюстрации с изображением аппликаций выполненных из различных текстильных материалов, а также работы учащихся старших классов. Это привлекает внимание детей, вызывает у них интерес к изготовлению изделия. При рассмотрении образца изделия учащиеся самостоятельно выделили элементы и мотивы, из которых состоит изображение, затем под руководством учителя проанализировали изделие, установили из чего и каким образом оно сделано, дали ему оценку. При этом обращалось внимание на то что, если правильно выполнять разметку, аккуратно обращаться с материалом, правильно и ровно складывать детали, то изделие будет выглядеть красивее. Затем в процессе беседы учащиеся определили, какие материалы, и в каком количестве потребуются для выполнения изделия, какие инструменты необходимы для его изготовлении, содержание и последовательность трудовых операций. В завершении изложения нового материала для его закрепления ознакомились с краткой инструкцией, записанной на доске и представленной в виде технологической карты на отдельных листках для каждого учащегося. Подробный вводный инструктаж способствует развитию самостоятельности школьников. Ведь когда они будут знать последовательность этапов выполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, больше проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Основную часть урока занимает практическая работа, в процессе которой учащиеся следуют образцу и используют заранее приготовленные шаблоны. Работа по образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить приемы работы инструментами, понимание свойств материала, особенностей композиционных решений декора. Кроме образца учащиеся руководствуются технологической картой, в которой доступным образом определены все этапы работы. По тому, насколько самостоятельно справляются учащиеся с работой учитель судит об эффективности их самостоятельной работы. Учитель при этом осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, при необходимости проводит дополнительный инструктаж, в процессе которого указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их исправить. Основная цель учителя состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся, однако не следует при малейших затруднениях в работе ученика, сразу стремиться на помощь. Учитель не должен выполнять работу за учащихся, а только управлять их действиями.

Во время практической работы необходимо уделять время физкультминутке, во время её проведения дети могут выполнить гимнастику для снятия усталости, дать отдохнуть глазам.

Анализ изготовленных элементов аппликации происходит непосредственно на рабочем месте ученика. При оценивании работы, необходимо указать на достоинства и недостатки, аккуратность точность обработки изделия, соблюдение правил техники безопасности. Такая мотивация учителем каждой оценки способствует тому, что ученик понимает, за что ему ставится высокий или низкий балл.

На следующем занятии учащиеся выполняют плетение косички из шерстяных нитей и сборку панно.

Проверка готовности детей к уроку проходила в игровой форме, что вызвало у них большой интерес. Для этого учащимся были предложены загадки, а в качестве отгадок использовались те предметы, которые лежали на партах у детей.

В ходе вводной беседы дети вспомнили, что они делали на прошлом уроке, затем повторили пройденный материал. Учащиеся быстро вспомнили виды материалов для аппликации, что подтверждает большую заинтересованность детей темой и хорошее усвоение материала прошлого урока. После закрепления предыдущего материала можно переходить к вводному инструктажу, во время которого определяются этапы выполнения работы:

·     вязание цепочки из воздушных петель нужной длины и цветовой гаммы,

·     разложить вырезанные фигуры на основе согласно эскизу,

·     уточнение формы, совместимости фона и цвета фигур,

·     закрепление аппликации на основе,

·     оформление при необходимости рамки панно.

Во время инструктажа педагог показывает способы крепления элементов аппликации на картонной основе, объясняя правила работы с клеем. Прежде чем приступить к вязанию косичек, дети повторяют правила техники безопасности. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе, педагог следит за правильностью выполнения задания, оказывая индивидуальную помощь. Дети уже имеют навыки вязания крючком, поэтому с заданием справляются без трудностей. При сборке панно необходимо следить за техникой и этапами выполнения панно, хвостики цепочки необходимо прятать под цепочку, пришивать цепочку следует с её начала.

За 5 минут до конца урока организуется выставка и анализ работ учащихся. Осуществляя контроль, необходимо не только проявлять требовательность, добиваясь грамотного, аккуратного, а также выразительного выполнения учебно-творческих заданий, но и поощрять за удачные моменты в работе на определенных этапах. В анализе работ должны принимать активное участие сами учащиеся, учится выявлять достоинства и недостатки выполненных изделий.

Хорошо организованная, продуманная учителем деятельность ребёнка на занятиях по художественному текстилю учит его последовательности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, помогает стать инициативным, самостоятельно решать поставленные задачи.

 

Список литературы:

  1. Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве./ Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития: Сборник научных статей/Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 1999.
  2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — М.: Просвещение. — 1998.
  3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред.. Шпикаловой Т.Я,. Поровской Г.А. — М.: ВЛАДОС, 2000 — 272 с.
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  5. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. — М.: Просвещение. 1924.284 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий