Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Будикова Е.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: https://sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ  ФОРМ  ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ  НА  ЗАНЯТИЯХ  КРУЖКА  «ВОЛШЕБНЫЕ  КРАСКИ»  С  ДЕТЬМИ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Будикова  Елена  Федоровна

студент  5  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  г.  Абакан

E-mailGEleNa219@ya.ru

Гузеватова  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  г.  Абакан

 

Народное  декоративно-прикладное  искусство  —  одно  из  средств  художественного  воспитания  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  Знакомясь  с  народным  искусством,  дети  учатся  понимать  прекрасное,  узнают  традиции,  обычаи,  особенности  жизни,  быта,  передающиеся  из  поколения  в  поколение,  усваивают  эталоны  красоты. 

Большинство  детей  любит  рисовать  и  делать  поделки.  Работа  с  разнообразными  материалами  развивает  у  ребенка  художественный  вкус,  воспитывает  терпение,  приучает  к  аккуратности,  развивает  мелкую  моторику  руки,  пространственное  воображение.  Лист  бумаги,  краски,  цветная  бумага,  ножницы  и  пластилин,  другие  материалы  для  занятия  творчеством,  помогают  детям  познавать  мир  и  рассказывать  о  нем,  передавать  свои  эмоции,  впечатления.  Художественная  деятельность  предоставляет  возможность  почувствовать  себя  творцом,  укрепить  уверенность  в  себе,  пробудить  творческий  потенциал,  научиться  моделировать  коммуникативный  процесс  в  общении.  Рисунок  и  лепка,  изготовление  сувениров  и  поделок  являются  одной  из  доступных  форм  высказывания  для  детей.  В  своих  работах  ребенок  передает  не  только  то,  что  он  видит  в  окружающей  жизни,  но  и  свои  фантазии,  дает  волю  воображению,  что  помогает  ему  осознать  и  изменить  свое  отношение  к  тем  или  иным  явлениям  или  событиям,  и  научиться  компенсировать  средствами  искусства  негативные  переживания.

Занятия  изобразительным  искусством  дает  радость  творчества,  познания  и  общения,  как  с  собственными  произведениями,  так  и  с  окружающими  людьми.

Знание  и  учет  психологических  особенностей  детей  младшего  школьного  возраста  позволяют  педагогу  правильно  выстроить  учебно-воспитательную  работу.  Поэтому  каждый  учитель,  педагог  дополнительного  образования,  проводящий  занятия  с  детьми  начальных  классов,  должны  знать  эти  особенности  и  учитывать  их  в  своей  работе. 

Занятия  в  учреждениях  дополнительного  образования  предполагают  замену  традиционного  урока  использованием  в  разных  видах  творческой  деятельности  нестандартных,  оригинальных  приемов  активизирующих  всех  учеников,  повышающих  интерес  к  занятиям  с  учетом,  конечно,  возраста  и  способностей  школьников.

Нетрадиционные  формы  занятий  развивают  интерес  студийцев  к  изучаемому  предмету,  науке,  а  так  же  их  творческую  самостоятельность,  способствуют  благоприятному  климату,  ориентируют  учащихся  на  коммуникацию.  Организация  таких  занятий  подводит  учащихся  к  необходимости  творческой  оценки  изучаемых  явлений,  т.  е.  способствует  выработке  определенного  позитивного  отношения  к  учебному  процессу  в  целом.  Применение  в  обучении  нетрадиционных  форм  уроков  одновременно  обеспечивает  не  только  эффективное  достижение  практических,  общеобразовательных  и  развивающих  целей,  но  и  содержит  значительные  возможности  для  вызова  и  дальнейшего  поддержания  мотивации  обучаемых  [3,  с.  210].

К  таким  занятиям  нужно  тщательно  готовиться:  давать  предварительные  задания,  объяснять  построение  урока,  роль  и  задачи  каждого  ученика;  готовить  наглядные  пособия,  карты,  дидактический  материал. 

К  нетрадиционным  формам  проведения  занятий  декоративно-прикладного  творчества  относят:  экскурсии,  использование  видеофильма,  занятия-сказки  занятие-интервью,  занятия-турниры,  занятие-спектакль,  использование  проектной  деятельности,  а  также  игры  и  игровые  приемы. 

Игры  позволяют  развивать  и  закреплять  у  обучаемых  навыки  самостоятельной  работы,  умение  творчески  мыслить,  помогают  непринужденно  взаимодействовать  в  коллективе,  снимают  физическое  и  эмоциональное  напряжение.

К  важнейшим  свойствам  игры  относят  тот  факт,  что  в  игре  и  дети  и  взрослые  действуют  так,  как  действовали  бы  в  самых  экстремальных  ситуациях,  на  пределе  сил  преодоления  трудности.  Причем  столь  высокий  уровень  активности  достигается  ими,  почти  всегда  добровольно,  без  принуждения.

Высокая  активность,  эмоциональная  окрашенность  игры  порождает  и  высокую  степень  открытости  участников.  Человек  приоткрывается,  отбрасывает  в  игре  психологическую  защиту,  теряет  настороженность,  становится  самим  собой.  Это  может  объясняться  тем,  что  участник  игры  решает  игровые  задачи,  увлечен  ими  и  поэтому  не  готов  к  противодействию  с  другой  стороны.  Возможно  этим,  в  какой-то  степени,  определяется  высокая  продуктивность  обучающего  воздействия  игровых  ситуаций.

Перечислим  преимущества  игровых  форм  организации  обучения  детей  основам  декоративно-прикладного  искусства:

1.  Игра  —  хорошо  известная,  привычная  и  любимая  форма  деятельности  для  ребенка  любого  возраста.

2.  Одно  из  наиболее  эффективных  средств  активизации,  вовлекающее  участников  в  игровую  деятельность  и  способное  вызывать  у  них  высокое  эмоциональное  и  физическое  напряжение. 

3.  В  игре  значительно  легче  преодолеваются  трудности,  препятствия,  психологические  барьеры.

4.  Мотивационна  по  своей  природе.  По  отношению  к  познавательной  деятельности,  она  требует  и  вызывает  у  участников  инициативу,  настойчивость,  творческий  подход,  воображение,  устремленность.

5.  Позволяет  решать  вопросы  передачи  знаний,  навыков,  умений;  добиваться  глубинного  личностного  осознания  участниками  законов  природы  и  общества;  позволяет  оказывать  на  них  воспитательное  воздействие;  позволяет  увлекать,  убеждать,  а  в  некоторых  случаях,  и  лечить.

6.  Многофункциональна,  её  влияние  на  ребенка  невозможно  ограничить  каким-либо  одним  аспектом,  но  все  её  возможные  воздействия  актуализируются  одновременно.

7.  Преимущественно  коллективная,  групповая  форма  деятельности,  в  основе  которой  лежит  не  только  соревновательный  аспект,  но  и  совершенствование  навыков  общения.  В  качестве  соперника,  однако,  может  выступать  не  только  человек,  но  и  обстоятельства,  и  он  сам  (преодоление  себя,  своего  результата).

8.  Нивелирует  значение  конечного  результата.  В  игровой  деятельности  участника  могут  устраивать  разные  типы  «призов»:  материальный,  моральный  (поощрение,  грамота,  широкое  объявление  результата),  психологический  (самоутверждение,  подтверждение  самооценки)  и  другие.  Причем  при  групповой  деятельности  результат  воспринимается  им  через  призму  общего  успеха,  отождествляя  успех  группы,  команды  как  собственный  [5,  с.  132].

Рассмотрим  игровые  приёмы,  активизирующие  творческую  деятельность  детей,  которые  можно  использовать  на  занятиях  изобразительным  и  декоративно-прикладным  искусством. 

Использование  игровых  методик  на  уроках  декоративно-прикладного  искусства  позволяет  сделать  процесс  работы  по  созданию  декоративной  композиции  увлекательным  и  эмоционально  окрашенным.  Для  практических  занятий  в  изостудии  будет  интересна  игра,  которая  может  называться  «Выпускание  пара».  Её  целесообразно  использовать  на  занятиях  по  аппликации  или  папье-маше.  Нередко  эту  игру  применяют  в  начале  урока  как  этап  психологического  вхождения.  Для  неё  можно  использовать  старые  газеты  и  журналы  либо  другую  ненужную  бумагу.  Вначале  нужно  спросить  детей,  кто  из  них  обещает  убрать  кабинет  после  занятия,  и  объяснить,  что  это  упражнение  позволит  им  сбросить  усталость,  но  потребует  значительной  энергии.  Несколько  минут  отводится  на  обсуждение  разных  чувств  и  вызывающих  их  ситуаций.  Затем  дети  вместе  с  педагогом  начинают  разрывать  газеты  или  журналы.  Все  кусочки  дети  бросают  в  общую  кучку  в  центре  комнаты.  Когда  она  станет  большой,  дети  начинают  энергично  подбрасывают  кусочки  бумаги  в  воздух.  Те,  кто  отличается  скованностью  и  аккуратностью,  поначалу  ведут  себя  весьма  осторожно,  но  через  минуту  и  они  раскрепощаются.

По  завершении  игры  педагог  должен  объяснить  детям  её  смысл.  Из  цветных  кусочков  порванной  бумаги  создаётся  декоративная  композиция  в  технике  аппликации.  А  потом  наступает  момент  уборки.  Это  упражнение  идеально  подходит  для  детей  от  5  до  12  лет.  Но  педагогу  следует  принимать  во  внимание,  чтобы  в  группе  находилось  не  слишком  много  детей,  удачный  вариант  —  группа  до  8  человек.  Кстати,  чем  более  импульсивны  и  активны  дети,  тем  меньше  их  должно  быть  в  группе.  Предлагаемая  техника  доставляет  ребятам  много  положительных  эмоций  и  производит  хороший  терапевтический  эффект.  Она  способствует  сплочению  группы,  сближает  её  участников  с  педагогом,  даёт  выход  негативной  энергии  и  агрессивным  импульсам,  раскрепощает  излишне  скованных  детей. 

Одним  из  эффективных  способов  развития  творческого  воображения  и  мышления  является  занятие,  построенное  на  принципе  синестезии.  Он  заключается  в  том,  что,  когда  один  какой-либо  раздражитель  действует  на  соответствующий  орган  чувств,  то,  помимо  воли  субъекта,  он  вызывает  не  только  ощущение,  свойственное  данному  органу  чувств,  но  и  порождает  дополнительное  ощущение  или  представление,  характерное  для  другого  органа  чувств.  На  занятиях,  построенных  на  принципе  синестезии,  дети  с  большим  интересом  и  своеобразно  интерпретируют  звук,  цвет,  запах,  тактильные  ощущения  в  образы  на  листе  бумаги.  Звуки  музыки  вызывают  у  них  зрительные  ощущения  в  виде  цвета  и  формы.  Нередко  музыка  подвигает  малышей  к  созданию  целых  композиций  на  листе  бумаги. 

Вот  пример  интересной  игры  «Потрогай,  вообрази  и  нарисуй».  Сначала  педагог  раскладывает  несколько  дощечек,  имеющих  разную  поверхность:  наждачной  бумаги,  клеёнки,  бархата,  шёлка,  фланели,  фольги,  дерева  и  т.  д.  Ребёнок  с  завязанными  глазами  трогает  разные  поверхности,  выбирает  понравившуюся  ему  дощечку  и  начинает  рассказывать  то,  что  ему  представляется.  Затем  уже  с  открытыми  глазами  он  начинает  рисовать  образ,  сложившийся  в  его  воображении.  Существуют  и  другие  интересные  и  эффективные  игровые  методики.  Как  утверждает  В.  Оклендер,  маленький  ребёнок  полностью  использует  резервы  своего  тела,  ведь  движение  —  это  один  из  самых  эффективных  способов  восприятия  окружающей  действительности,  с  его  помощью  ребёнок  с  раннего  детства  начинает  познавать  мир  [20,  с.  48].

Стоит  ли  удивляться  тому,  что  все  дети  так  любят  игру  «Пантомима»,  когда  слово,  загаданное  ведущим,  надо  показать  пластикой  тела,  движениями  и  мимикой.  Эту  игру  имеет  смысл  использовать  на  занятиях  по  декоративно-прикладному  искусству  при  изучении  темы  «Орнамент».  В  декоративно-прикладном  искусстве  он,  кстати,  занимает  особое  место.  Занятие  можно  начинать  с  рассматривания  орнаментов  разных  стран.  Это  такая  игра,  когда  дети  показывают  его  с  помощью  движения.  Игра  строится  следующим  образом:  одни  ученики  встают  в  ряд  и  каждый  становится  отдельным  элементом  орнамента.  Дети  могут  продемонстрировать  орнамент  египетский,  греческий,  славянский  и  т.  д.  Остальные  ребята  должны  угадать  показываемый  им  орнамент.  Возможен  и  другой  вариант  дидактической  игры.  Перед  детьми  вывешивается  орнамент  с  узором  средней  сложности.  В  течение  некоторого  времени  учащиеся  его  рассматривают,  затем  рисунок  убирается,  а  ребята  стараются  наиболее  точно  его  изобразить  по  памяти. 

На  занятиях  по  декоративно-прикладному  искусству  целесообразно  использовать  метод  отождествления  себя  со  своим  рисунком.  Поэтому  на  занятиях  по  декоративной  композиции  педагоги  часто  используют  такие  темы,  как  «Сказочная  птица»,  «Бабочки»  и  т.  д.  Вот  пример  игра  «Я  —  птица».  Дети,  перебрасывая  друг  другу  мяч,  по  очереди  представляют  себя  в  образе  конкретной  птицы:  рассказывают  о  своём  птичьем  характере,  повадках,  окрасе,  месте  обитания  и  т.  п.  Аналогично  с  игрой  «Бабочки».  Дети  вживаются  в  представляемый  образ,  отождествляют  себя  с  ним  с  помощью  движений,  присущих  этому  насекомому:  они  изображают  движения  бабочки,  её  последовательные  превращения  из  гусеницы  в  куколку,  а  после  —  в  бабочку,  показывают,  как  она  пьёт  нектар,  садится  на  цветок  [5,  с.  24]. 

Итак,  исходя  из  всего  вышесказанного,  еще  раз  подчеркнем  мысль  о  том,  что  игра  создаёт  наиболее  благоприятные  условия  для  психического  и  личностного  развития  ребёнка.  Как  отмечает  А.Д.  Андреева,  «обучающая  задача,  поставленная  в  игровой  форме,  имеет  то  преимущество,  что  в  ситуации  игры  ребёнку  понятна  сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действия»  [7,  с.  66]. 

Праздничное  занятие  «Весенний  хоровод»  с  использованием  игровых  форм,  проводимое  нами  с  воспитанниками  изостудии  «Волшебные  краски,  является  календарно-тематическим,  проводится  для  всех  воспитанников,  посещающих  данное  объединение,  в  конце  февраля  или  в  начале  марта,  в  зависимости  от  празднования  Масленицы  по  календарю. 

Обращаясь  к  своим  истокам,  мы  переносимся  в  прошлое  и  знакомимся  с  культурой,  традициями,  обрядами  и  праздниками  наших  предков.  Одним  из  таких  традиционных  праздников  стал  «Весенний  хоровод»,  который  посвящен  празднованию  Масленицы  —  самому  веселому  и  шумному  народному  празднику,  проводы  Зимы  и  встреча  Весны.  Праздник  построен  на  принципах  целостности  и  интегративности.  Цели  и  задачи  праздника  определяются  программными  задачами  деятельностного  и  знаниевого  компонента  в  формировании  социального  опыта  младших  школьников  школьников  и  представляют  собой  становление  социально-ценностного  опыта. 

Целью  данного  занятия  является  обобщение  знаний  обычаев  и  традиций  своего  народа,  погружение  в  атмосферу  русского  народного  праздника,  воспитание  уважения  к  родной  культуре.

При  этом,  в  ходе  занятия  решаются  задачи:

·     познакомить  с  русским  народным  праздником  Масленица,  обрядами  и  традициями  празднования  Масленицы;

·     изготовить  куклу-«мартиничку»  в  рамках  праздничного  занятия;

·   через  театрализацию,  актерскую  игру,  погрузить  детей  в  веселую,  радостную  атмосферу  русского  народного  праздника;

·    побудить  детей  к  творческой  активности,  самостоятельности,  инициативности  при  проведении  игровых  моментов  праздника;

·     побудить  детей  к  активному  взаимодействию,  общению  с  детьми  и  взрослыми.

В  качестве  действующих  лиц  на  занятии:  ведущий  в  роли  Скомороха,  педагоги-организаторы  подвижных  игр,  учащиеся  в  роли  гостей;  кукла  Петрушка.

Помещение,  в  котором  будет  проходить  занятие,  украшено  в  русском  народном  стиле  (лавка  накрытая  половиком,  прялка,  плетень).  Оборудование  включает  чучело  Масленицы,  стол  с  самоваром  и  блинами  для  чаепития,  кокошники  с  названиями  дней  масленичной  недели,  а  также  магнитофон  и  фонограммы  с  русскими  народными  песнями:  плясовыми,  колыбельными  и  хороводными.  Музыкальное  оформление  праздника  построено  на  жанре  русской  народной  музыки.

Праздник  имеет  два  варианта  проведения: 

В  первом  варианте  главной  героиней  является  Хозяюшка,  которая  встречает  у  себя  детей-гостей  в  своем  хлебосольном  доме  и  рассказывает  о  том,  как  проходит  празднование  Масленицы,  почему  этот  праздник  так  называется,  и  как  его  празднуют.  Особое  внимание  уделяется  информации  о  блине,  как  символе  Солнца,  которое  на  масленичную  неделю  пригревает  сильнее,  чтобы  растопить  снег,  проводить  зиму  и  встретить  весну

Во  втором  варианте  проведения  праздника  главным  героем  является  Скоморох  и  кукла  Петрушка,  которые  пришли  в  гости,  чтобы  с  ребятами  вместе  отпраздновать  Масленицу. 

И  в  том,  в  другом  вариантах  праздника,  ребята  с  героями-ведущими  проживают  масленичную  неделю:  днем  играют,  ночью  спят.  В  первый  день  Масленицы  «Встреча»,  по  масленичным  традициям,  изготавливают  чучело  Масленицы,  ставят  его  на  большую  поляну  (в  деревне)  или  на  площади  (в  городе),  и  закликают  Масленицу  разными  песнями,  плясками,  прибаутками.  В  празднике  «Весенний  хоровод»  ребята  тоже  встречают  Масленицу,  выносят  чучело  Масленицы,  которое  изготовлено  детьми  на  занятиях  по  изобразительному  искусству  заранее,  вокруг  чучела  водят  хороводы  и  поют  масленичные  заклички.  Первый  день  заканчивается,  дети  засыпают  в  ожидании  второго  дня  праздника  (закрывают  глазки  и  как-будто  спят  под  колыбельную  русскую  народную  музыку).

Второй  день  Масленицы  «Заигрыш»,  в  этот  день  люди  выходили  на  улицу,  чтобы  поиграть  последним  снегом,  покататься  на  коньках,  санках,  построить  снежных  баб  и  снежные  городки.  Второй  день  праздника  «Весенний  хоровод»  начинается  с  криков  Петушка  (Петрушки).  Ребята  также  выходят  поиграть  в  подвижные  игры  («Золотые  ворота»).  Второй  день  заканчивается,  снова  все  ложатся  спать,  закрывают  глазки.

Третий  день  Масленицы  «Лакомка»,  в  этот  день  принято  лакомиться  всем  самым  сладким  и  самым  вкусным,  блинами  с  вареньем,  медом,  сгущенкой  и  др.  На  празднике  «Весенний  хоровод»  гостей  также  угощают  в  третий  день  вкусностями:  конфетами,  печеньем  и  др.  Угостившись,  дети-гости  вновь  отправляются  почивать,  ожидая  четвертого  дня.

Четвертый  день  Масленицы  «Разгуляй»,  в  этот  день  вновь  все  выходят  на  улицу  для  забавных,  веселых  игр:  взятие  снежных  городков,  катания  на  лошадях  по  кругу  (по  солнышку),  как  бы  призывая  его  скорее  растопить  снег.  В  четвертый  день  на  празднике  «Весенний  хоровод»  дети  также  играют  в  веселую  игру-танец  «Плетень».  По  окончанию  игры,  заканчивается  четвертый  день  и  снова  настает  ночь.

Пятый  день  Масленицы  «Тещины  вечера»  в  этот  день  принято  ходить  зятьям  в  гости  к  своим  тещам,  а  те  должны  расстараться  и  богатый  стол  накрыть.  Шестой  день  Масленицы  «Золовкины  вечера»,  в  этот  день  свекрови  идут  в  гости  к  своим  невесткам,  а  невестки  должны  вкусно  накормить  родителей  мужа.  На  празднике  «Весенний  хоровод»  пятый  и  шестой  день  празднуется  вместе,  дети  присаживаются  за  заранее  накрытые  заботливыми  родителями  столы  и  угощаются  чаем  и  блинами  с  вареньем,  медом,  сгущенкой  и  др.

Седьмой  день  Масленицы  «Прощеное  воскресение»  в  этот  день  люди  просят  прощения  и  прощают  друг  друга,  на  площадях  проходят  массовые  гулянья,  игрища,  забавы,  в  конце  праздника  сжигают  чучело  Масленицы.  На  празднике  «Весенний  хоровод»  «Прощеное  воскресенье»  проходит  на  улице  дети  с  педагогами  и  героями  одеваются  и  идут  сжигать  чучело  Масленицы  на  улицу,  водят  вокруг  него  хоровод  и  поют  заклички,  после  сожжения  чучела,  играют  в  подвижные  игры:  «Метание  метлы»,  «Цепи  кованые»,  «Перетягивание  каната»  и  др.  [6,  с.  128].

Педагогам  декоративно-прикладного  творчества  важно  помнить,  что  для  успешного  овладения  детьми  умениями  и  навыками  необходимо  учитывать  возрастные  и  индивидуальные  особенности  детей  младшего  школьного  школьного  возраста,  их  желания  и  интересы.  Ознакомление  с  разными  видами  народного  декоративно-прикладного  искусства  осуществляется  в  разных  возрастных  группах.  С  учетом  возраста  детей  расширяется  содержание  игр,  усложняются  элементы  праздничного  занятия.

Для  того,  чтобы  не  лишать  детей  радости,  возможности  поиграть  в  процессе  занятия,  важно,  чтобы  любая  деятельность  была  наполнена  не  учебным,  а  детским  содержанием,  чтоб  в  них  нашли  отражение  впечатления  ребенка,  его  отношение  к  тому,  что  он  изображает  и  воссоздает.  При  планировании  любого  занятия  педагогу  необходимо  продумать  его  этапы.

Выделим  этапы  проведения  занятия  «Весенний  хоровод».

1.  Подготовительный  этап  предусматривает  предварительную  беседу  с  детьми  о  предстоящем  занятии.  Педагог  дает  задание,  принести  необходимые  материалы  для  работы,  блины  и  угощения  к  чаепитию.  Заблаговременно  украшается  место  проведения  праздника,  подбирается  музыкальное  оформление,  видеоматериалы,  иллюстрации  и  прочий  наглядный  материал,  на  предшествующем  занятии  дети  изготавливают  Чучело  Масленицы,  украшают  ее.  Эффективность  работы  становится  выше  при  участии  и  помощи  родителей.  Они  заинтересованы  в  том,  чтобы  дети  как  можно  больше  узнавали  про  свою  Родину,  ее  богатства,  красоту  изделий  русских  мастеров,  приобщали  детей  к  народным  праздникам. 

Можно  попросить  некоторых  детей  подготовить  краткие  сообщения  о  праздновании  Масленицы  на  Руси,  а  потом,  на  занятии  дать  им  слово.

2.  Само  проведение  праздника  «Весенний  хоровод»  включает  также  несколько  последовательных  этапов:

·     беседа  о  праздновании  Масленицы  и  о  традициях  и  верованиях,  связанных  с  этим  праздником; 

·  изготовление  кукол-«Мартиничек».  Это  занятие  удачно  дополняет  праздник,  но  может  быть  и  самостоятельным  занятием  в  группах.  Желательно,  заранее  приготовить  и  разложить  все  материалы  для  работы  с  целью  экономии  времени.  Работа  над  изготовлением  кукол-«мартиничек»  не  должна  превышать  30  минут.

·     театрализация  Масленичной  недели  с  народными  играми,  потешками,  плясками;

·     сжигание  Чучела  Масленицы  на  костре,  подвижные  игры  на  улице;

·     вывешивание  «мартиничек»  на  ветки  деревьев,  зазывание  Весны; 

·     чаепитие  с  блинами  и  сладостями  .

Общее  время  проведения  праздника  с  учетом  занятия  кукла-«мартиничка»  2—2,5  часа.  Чередование  разных  видов  деятельности  не  вызывает  усталости  и  утомления,  у  детей  держится  стойкий  интерес  ко  всей  деятельности  в  течение  праздничного  занятия.  Однако,  не  стоит  выходить  за  временные  рамки  и  делать 

3.  Рефлексия  проведенного  занятия.

Проведение  праздничного  занятия  «Весенний  хоровод»  у  детей,  как  правило,  оставляет  массу  положительных  эмоций.  На  последующем  занятии  следует  обсудить  праздник,  дать  детям  возможность  высказаться,  что  именно  понравилось  в  его  проведении.  Можно  предложить  детям  выразить  свои  мысли  в  рисунке,  а  потом  сделать  выставку  рисунков  для  родителей.

Игровые  формы  занятий,  наполнение  разным  содержанием,  развивают  интерес  воспитанников  к  изучаемому  предмету,  кружковой  деятельности,  а  так  же  их  творческую  самостоятельность,  способствуют  благоприятному  климату,  ориентируют  учащихся  на  коммуникацию.  Организация  таких  занятий,  с  использованием  разнообразных  игровых  форм,  подводит  учащихся  к  необходимости  творческой  оценки  изучаемых  явлений,  т.  е.  способствует  выработке  определенного  позитивного  отношения  к  занятиям  в  целом.  Применение  на  занятии  по  декоративно-прикладному  творчеству  игровых  форм  одновременно  обеспечивает  не  только  эффективное  достижение  практических,  общеобразовательных  и  развивающих  целей,  но  и  содержит  значительные  возможности  для  вызова  и  дальнейшего  поддержания  мотивации  воспитанников. 

 

Список  литературы

  1. Губанова  О.В.  Левкина  И.С.  Использование  игровых  приемов  на  уроках  //  Начальная  школа,  1997,  №  6—98  —  103  c.
  2. Кульневич  С.,  Лакоценина  Т.  Нетрадиционные  уроки  в  начальной  школе  //  Учитель,  2004,  №  1  —  45  c.
  3. Подласый  И.П.  Педагогика.  М.,  2006  —  324  c.
  4. Проводы  зимы.  Масленица  //  Учительская  Газета,  1997,  №  3  (28  января)  —  с.  18—19.
  5. Репринцева  Г.И.  Игра  —  ключ  к  душе  ребёнка.  Гармонизация  отношений  ребёнка  с  окружающим  миром:  метод.  пос.  /  Г.И.  Репринцева.  —  М.:  Форум,  2008.  —  240  с. 
  6. Тюрина  Л.,  Ефремова  Т.  Масленица:  обрядовый  русский  праздник  //Дошкольное  воспитание.  1998,  №  2  —  с.  126—128.
  7. Шевчук  Л.В.  Дети  и  народное  творчество.  —  М.:  Просвещение,  1999.
  8. Широкая  Масленица//  Начальная  школа,  1998,  №  5  —  с.  5—12.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.