Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлова А.М. ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: https://sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Павлова Алена Михайловна

студент 5 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

E-mail

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

 

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история [4].

Приобщение детей к народной культуре — наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Жизнеспособность каждого человека, так же, как жизнеспособность целого общества, всецело зависит от той системы духовно-нравственных ценностей, которой он руководствуется. Именно поэтому так настоятельно заявляет о себе потребность во введении духовно-нравственной составляющей в содержание современного образования [7].

Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, В. К. Шаповалов, И.Ф. Харламов и др.) [3].

Большими воспитательными возможностями обладают народные культурные традиции. Они несут в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы.

Наиболее естественно приобщение к народной культуре происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее и необратимее. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером [2].

Народное искусство выступает важнейшим средством народной педагогики, так как формирует отношение к своему народу, языку, к миру, к окружающей природе.

Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Процесс обучения и воспитания младших школьников на материале народных культурных традиций можно осуществлять в системе «внеклассная работа» и в системе дополнительного образования детей. Особый акцент нужно делать на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще.

Особая роль в сохранении и распространении в обществе народных культурных традиций и воспитании детей и подростков на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов отводится сегодня сфере общего, специального и дополнительного образования [1].

Положительный опыт в воспитании детей на материале народных культурных традиций имеется и в нашем регионе.

Вот уже более 12 лет в Центре детского творчества города Абакана работает Школа художественных ремёсел «Харитина». Своё название Школа получила в честь Харитины — покровительницы рукоделия в Древней Руси.

Единая система работы Школы ремёсел, программы, направленные на развитие интересов воспитанников, позволяют на более высоком уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс, получать ощутимые результаты, находить новые формы работы с детьми, вырабатывать свои традиции. Так, традиционными стали праздники «День рождения «Харитины», «Раздольная масленица», осенние и рождественские посиделки, рождественская ярмарка, ярмарка пасхальных сувениров [8].

В учреждении дополнительного образования детей «Центре детского творчества» г. Абакана в отделе декоративно-прикладного и технического творчества работает изостудия «Волшебные краски». Целью программы «Изобразительное искусство», по которой работает эта студияявляется художественное развитие детей средствами изобразительного искусства в процессе изобразительной деятельности. В ее основе лежат четыре взаимосвязанных раздела: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство. Цель раздела ДПИ: расширить знания обучающихся об истории народного и профессионального ДПИ, выявить и развить творческие способности детей, приобрести практические навыки по художественной обработке различных материалов.

Начиная со второго года обучения в изостудии «Волшебные краски» происходит приобщение воспитанников к русской народной культуре. Дети знакомятся с произведениями народного искусства и народных художественных промыслов, с традициями, праздниками, с народным календарём. Изготавливая из глины игрушки, дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, а делая куколку из текстильных материалов, детально знакомятся с конструкцией народного костюма.

На протяжении третьего года обучения в изостудии продолжается приобщение воспитанников к русской народной культуре. Детьми осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства. Воспитанники более подробно знакомятся с символикой, образами в народном искусстве.Дети имеют возможность использовать на практике полученные знания в области декоративно-прикладного искусства.Они могут самостоятельно создавать образ будущего изделия, его декор.

Проведя анализ содержания программы изостудии «Волшебные краски», можно сделать следующие выводы. Исходя из того, что целью программы «Изобразительное искусство» является художественное развитие детей средствами изобразительного искусства в процессе изобразительной деятельности, то основное содержание занятий программы состоит из разделов изобразительного искусства. Занятиям по изучению декоративно-прикладного искусства и народного творчества отводится небольшое количество часов. Но, так как изостудия относится к отделу декоративно-прикладного и технического творчества, то представляется возможным включение в содержание программы изостудии большего количества занятий по изучению декоративно-прикладного искусства, с целью более глубокого изучения детьми народных культурных традиций.

Анализ программ по изобразительному искусству и технологии показал, что ознакомление с искусством русской набойки происходит именно в начальной школе. Углублённое изучение набойки младшими школьниками чаще всего осуществляется не на уроке, а во внеурочной и внешкольной деятельности, в системе дополнительного образования [5].

Поэтому в содержание программы изостудии «Волшебные краски», второго года обучения в раздел ДПИ решено было включить цикл занятий по набойке с целью более глубокого изучения детьми народных культурных традиций.

Содержание цикла занятий по набойке нацелено на освоение национально-культурных традиций, имеющих значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека; на познание технологических, эстетических способов обработки ткани; оно предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале ручной набойки.

На занятиях решаются следующие задачи:

·     объяснить значение слова «набойка»;

·     познакомить обучающихся с историей развития искусства русской набойки;

·     научить воспитанников выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

·     продолжать развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира;

·     развивать эстетическое отношение к явлениям региональной культуры;

·   развивать практические умения и навыки в создании орнаментов и использовании орнаментальных композиций в декоре тканей;

·     формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа;

·     развитие коммуникативных умений обучающихся;

·     обогащать словарный запас обучающихся;

·    развивать интерес и формировать потребность в освоении художественной культуры своей страны и родного края;

·   развивать потребность в развитии народных художественных традиций в собственной творческой деятельности;

·     воспитывать патриотизм, уважение к народным традициям, культуре России.

Прежде чем начинать работу в технике «набойка», необходимо познакомить учащихся с историей возникновения росписи по ткани. Для этого следует подобрать необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий.

Содержание занятий построено таким образом, что обучающиеся осваивают материал постепенно, переходя от простого к сложному, от учебных заданий к творческому решению. В структуру занятия входят организационный момент, сообщение темы и цели занятия, объяснение нового материала, практическая работа, итог занятия. Во время практической работы необходимо уделять время физкультминутки, во время её проведения дети могут снять усталость с мышц спины и шеи, можно выполнять гимнастику для глаз.

Темы занятий могут быть следующими — «Красивые узоры», «Платок для мамочки любимой!». Также можно включить в содержание программы воспитательное мероприятие «Время держится мастерами и надеется на мастеров» [6].

Занятие на тему «Красивые узоры» является вводным в цикле занятий по набойке. На этом занятии можно познакомить детей с понятием «ручная набойка». Предложить детям выполнить эскиз платка с геометрическим или растительным орнаментом на бумаге с использованием гуашевых красок и кистей.

Для успешного выполнения задания необходимо расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира. Нужно подготовить необходимый наглядный материал, в который будет включён целый ряд разных по форме, цветовому строю и назначению платков. Педагог может предложить детям внимательно рассмотреть узоры на платках. Обязательно обратить внимание детей на красивые цветосочетания, используемые для украшения платков. Вместе с детьми выяснить, какие элементы используются в росписи платков. Рассмотреть несколько вариантов композиционного решения выполнения орнамента.

В процессе рассмотрения платков и шалей можно проверять знания детей о растительном и геометрическом орнаменте, закреплять знания о ритме, композиции в квадрате, в треугольнике, равновесии главного и деталей. Необходимо дать возможность каждому ребёнку потрогать настоящий платок, примерить его на себя. Можно предложить детям обыграть какую-нибудь ситуацию с применением платков.

Перед выполнением практического задания необходимо подробно объяснить последователность работы. Затем, предложить детям придумать свой узор и выполнить эскиз платка на бумаге.

В конце занятия можно организовать мини-выставку работ обучающихся. Провести анализ занятия. Обсудить с детьми их работы. Узнать их впечатления о проделанной работе.

Тема «Платок для мамочки любимой!» представлена двумя занятиями.

На первом занятии данной темы продолжается знакомство с искусством ручной набойки. Можно подробнее изучить с детьми работу павлопосадских мастеров, познакомить с их манерой росписи платков и шалей. Можно предложить детям изготовить манеры для набойки из доступных материалов.

Для реализации поставленных задач на занятии необходимо поддерживать благоприятную атмосферу. Чтобы заинтересовать детей, педагог должен тщательно готовиться к занятию. Необходимо иметь наглядные пособия, для доступного изложения материала по теме занятия.

При рассмотрении узоров на павлопосадских платках и шалях можно предложить детям сравнить изображения нарисованных цветов с изображением цветов настоящих. Обратить внимание на цветовое решение композиции, на мелкие детали в декоре. Предложить детям рассказать о своих впечатлениях в процессе просмотра павлопосадских платков и шалей.

Обучающиеся будут выполнять задание с большей старательностью, если объяснить им, что готовое изделие может иметь практическое применение (подарок маме).

При разработке своего варианта композиции платка и при изготовлении манеры, каждому обучающемуся необходимо давать советы для более успешного выполнения задания.

На втором занятии по теме «Платок для мамочки любимой!» с детьми можно продолжить знакомство с работой павлопосадских мастеров, с их манерой росписи платков и шалей. При помощи изготовленных на прошлом занятии манер предложить детям выполнить на ткани многоцветную ручную набойку по мотивам павлопосадских шалей и платков.

Можно превратить учебный кабинет в творческую мастерскую, а детям предложить побыть в роли павлопосадских мастеров, тогда учебный процесс будет происходить с большим интересом.

Нужно обязательно напоминать детям о технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. Для лучшего понимания детьми процесса ручной набойки, рассказ по теме педагог может сопровождать имитацией процесса набойки. При составлении детьми цветовой гаммы набойки, педагог должен контролировать процесс смешения и получения гармоничного сочетания цветов.

Прежде чем начинать делать набойку на заготовке ткани, детям нужно попробовать приложить манеру к пробнику и потренироваться, сделав несколько повторных набоек, чтобы избежать каких-либо разочарований в случае неудачи.

Педагог обязательно должен оказывать помощь тем детям, у которых возникают затруднения в выполнении задания. Если возникнет ситуация, когда некоторые дети не успевают вовремя закончить работу, можно предложить им упростить композицию платка с гармоничным цветовым решением.

В конце занятия можно организовать выставку готовых работ, похвалить всех детей за их работы. Предложить сравнить готовые работы детей с образцами павлопосадских платков и шалей.

Своим работам обучающиеся могут найти практическое применение в качестве сувенира или подарка.

В течение учебного года можно провести несколько воспитательных мероприятий, темами которых может стать приобщение младших школьников к народной культуре.

В одном из таких мероприятий на тему «Время держится мастерами и надеется на мастеров» также может быть затронута тема искусства ручной набойки. В проведении воспитательного мероприятия необходимо привлечь детей к активному участию. В процессе подготовки к проведению воспитательного мероприятия можно предложить нескольким детям исполнить роли мастеров народных промыслов, прибывших в гости. Другим детям дать домашнее задание — подготовить краткий рассказ о том, каким творчеством занимаются в их семьях. Нужно подготовить книги, иллюстрации о промыслах; предложить принести обучающимся из дома изделия народных промыслов. В помещении, в котором будет проводиться мероприятие можно на время воссоздать «уголок русской избы». В интерьере «русской избы» обязательно должны участвовать предметы представленных народных промыслов (Посадские платки, Гжель, Жостово, Палехская лаковая миниатюра, Хохлома).

По сценарию к детям в гости приехали мастера русских народных промыслов. Педагог представляет детям мастеров и предлагает внимательно послушать их истории. Каждый мастер по очереди рассказывает детям о том, откуда он прибыл, о своём промысле, об истории его зарождения и развития. Для большего интереса рассказы мастеров могут сопровождаться показом презентации о народных промыслах. После того, как все мастера выступят, педагог предлагает детям поучаствовать в конкурсе для самых внимательных и ответить на вопросы о народных промыслах.

Затем мастера предлагают детям рассказать о том, каким творчеством занимаются в их семьях и организовать выставку «Умелые руки».

Обучающиеся рассказывают об изделиях, представленных на выставке. В конце мероприятия подводятся итоги. Дети делятся впечатлениями о том, что узнали на занятии.

Цикл занятий по набойке включает в себя практическое освоение традиционных приемов и техник набойки, рассматривает примеры применения набивных тканей в жизни человека, воспитывает интерес к истории народной культуры, народного искусства.

Изучение искусства ручной набойки может быть очень интересно младшим школьникам, так как изделия этого народного промысла отличаются особой красочностью, динамичностью. При подготовке и проведении занятий необходимо грамотно отбирать содержание предлагаемого детям учебного материала.

Разработки таких занятий могут быть включены как в авторские, так и в базовые программы по изобразительному искусству, а также могут быть использованы на уроках по декоративно-прикладному искусству и технологии в начальной школе.

 

Список литературы:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. Учебник / М.: — МГУКИ, 2000 — 344 с.
  2. Бакулина З.К.. Школа традиционной народной культуры как модель педагогической системы дополнительного образования// На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. — М, 2001.
  3. Бойчук И.А.. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. // Детская школа ремёсел // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/izo_museum.htm
  4. Клышко Ф.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе изучения традиций русского народа.// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/593374/
  5. Корюкина Н.К. Ознакомление младших школьников с искусством батика в практике начального образования. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=110:art26&catid=43:science-2010&Itemid=73
  6. Костандян М.В. Время держится мастерами и надеется на мастеров // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
  7. Новицкая М.Ю. Культура народов России как источник формирования содержания духовно-нравственного образования // «Здравница». — 2011. — № 26.
  8. Романова Т.М. Сборник программ Школы художественных ремёсел «Харитина». — Абакан: — 2004, — 188 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий