Статья опубликована в рамках: XCIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ОТРАЖЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ТЕЛЕСНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВИДЕОКЛИПЕ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
REFLECTION OF THE CORPOREALITY AESTHETIC IN A FOREIGN MUSIC VIDEO OF THE FIRST DECADE OF THE XXI CENTURY
Lana Vetoshkina
Student, Department of Art History, Saint-Petersburg Humanitarian University of Trade Unions,
Russia, St. Petersburg
Alexey Timashkov
Academic advisor, associate professor of Art History, Saint-Petersburg Humanitarian University of Trade Unions,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлены результаты исследования музыкальных видеоклипов 2000-2010 гг. (по клипам, отмеченным премиями MTV Music Video Awards). Целью являлось выявление особенностей эстетики телесности начала XXI века в первое десятилетие XXI века и определение вектора ее развития. Визуальные образы телесности в музыкальных клипах анализировались по следующим параметрам: пропорции тела, степень натурности и идеализации, положение тела в пространстве (позы и движения персонажа), взаимодействие тела с объектами и со зрителем (энергетика и эмоциональность), цвет кожи, трансформация тела.
ABSTRACT
This article displays the research results of analyzes the representation of the body in the music videos of the first decade of the 21st century 2000 to 2010 years (based on the MTV Music Video Awards nominees and laureates material). The goal was to reveal some features of contemporary corporeality aesthetics and the direction of its development. The author frames discussion questions, which are of interest to specialists in the field of cultural science and art history. The visual representation of the body is analyzed from the following points of view: proportions, naturalism, idealizations, the position of the body within the video frame, interaction of the body and the surrounding objects and the viewer (poses and gestures), skin color, and the transformations of the body
Ключевые слова: тело, идеализация тела, мужчина и женщина 21 века, эстетика 21 века, эстетика клипа
Keywords: body, idealization of the body, 21st century aesthetics, aesthetics of music video, gender and sexuality.
Представления о человеческом теле меняются от эпохи к эпохе. Данная статья посвящена проблеме эстетики телесности XXI века. Сегодня «телесность человека начинает широко изучаться в науке не только с точки зрения его физиологии, а в широком социокультурном контексте» [2, с. 115]. В настоящей работе предлагается взглянуть на телесность посредством музыкального видеоклипа, чего раньше не предпринималось.
Поскольку сама природа музыкального клипа подразумевает (или, по крайней мере, подразумевала в рассматриваемое время: 2000 –2010 гг.) такую коммерческую составляющую, как продвижение исполнителя и его творчества, перед режиссерами стоит задача изображения его лица и тела в ракурсах привлекательных для зрителя. Для этого видео наполняется так называемыми аттрактивными точками [9], на анализе которых и было проведено данное исследование.
В ходе работы были рассмотрены видео-победители церемонии «MTV Video Music Awards» с 2000 по 2010 гг. в следующих номинациях: Видео года, Лучшее танцевальное видео, Выбор зрителей, Прорыв года, Лучший дуэт, Лучшая хореография, Лучший новый артист. Данный подход позволил подойти к вопросу более объективно, поскольку сам жанр видеоклипа подразумевает такое представление внешнего облика певца, которое можно считать результатом выражения массовых представлений о красоте, господствовавших на момент создания видеоклипа.
В современной эстетической теории тело определяется как корпус или оболочка, плоть – как тело, наделенное духовной составляющей, а телесность – как тело в социокультурном пространстве (за основу взято определение О.Я. Мухи [4]). Так, тело и плоть могут считаться двумя базисными составляющими понятия телесности.
В связи с этим в данном исследовании предложено уделить особое внимание таким моментам, как пропорции тела, цвет кожи, степень натурности и идеализации (признаки, определяющие «тело»), положение тела в пространстве (позы и движения персонажа), взаимодействие тела с объектами и со зрителем (энергетика и эмоциональность – признаки, определяющие «плоть»), а также феномен трансформации тела.
В результате анализа более 30 музыкальных видеоклипов были сделаны следующие выводы. Всего 3 из 33 видео (Fatboy Slim — «Weapon of Choice», Michelle Branch — «Everywhere», Linkin Park — «Breaking the Habit») носило лирический характер, пыталось раскрыть внутренний мир героев. Другие же работы апеллируют только к эмоциям, не к чувствам, то есть концентрируют внимание исключительно на внешней составляющей человека, изображают гламур («показная роскошь, демонстративное великолепие» [3]) в разных его проявлениях. Однако в номинациях зрительских симпатий чаще побеждают видео с большей духовной составляющей (6 из 7: 'N Sync — «Bye Bye Bye», Good Charlotte — «Lifestyles of the Rich & Famous»). Скорее всего происходит это, потому что содержание таких клипов кажется зрителю глубже на фоне абсолютной плоскости других.
Самый частый образ главного героя – это «бунтарь», причем независимо от половой принадлежности, пытающийся привлечь внимание зрителя пафосными словами, развязными и резкими движениями, направленными в камеру, выразительной мимикой и вызывающими жестами. Он сохраняется до 2010 г., но в отношении женского образа появляется еще одна тенденция: начиная с 2004 г. в женских клипах (где женщина – главный герой) она держится эмансипированной и гордой. (Бритни Спирс — «Piece of Me», Бейонсе — «Single Ladies (Put a Ring on It)»). Однако в мужских клипах (где главный герой – мужчина) она начинает фигурировать как красивое, но дешевое украшение, отношение к ней становится все более пренебрежительным (Usher (с Ludacris & Lil Jon) — «Yeah!», Джастин Тимберлейк feat. T.I. — «My Love»). Подкрепляется это так же тем, что в начале нулевых мужчины и женщины были обнажены примерно в равной степени: у первых часто оголен торс, у вторых – живот. К концу нулевых девушка все чаще раздевается, а мужчина, наоборот, надевает много одежды (примеры можно рассмотреть те же).
Примерно до 2004 г. женское тело стремится приблизиться к мужскому: нивелируются грудь, бедра и талия. Вне зависимости от пола исполнителями выбирается образ «робота»: «искусственно-изломанный образ, двигающийся, как на пружинках, туда-сюда с деланной развязностью и распущенностью, непременно подчеркнутой артикуляцией речи и магически-агрессивным взглядом. Позиционируется «маскулинность» [1] (Eminem — «The Real Slim Shady», Pink — «Get the Party Started»). В середину десятилетия происходит перелом, женская половина человечества использует образ «кошки», «гипнотизирующий своими закругленными соблазняющими движениями, томным взглядом, тягучей речью с придыханием и мягкими акцентами на суггестивно-важных словах. Позиционируется «женственность» [1]. (Usher (с Ludacris & Lil Jon) — «Yeah!», Pussycat Dolls (с Snoop Dogg) — «Buttons»). В начале нулевых совершались попытки примерить данный облик, но в чистом виде он практически не проявлялся (Christina Aguilera, Lil' Kim, Mýa и Pink — «Lady Marmalade», Jennifer Lopez — «Waiting for Tonight»).
Важно отметить, что до 2004 г. в моде пренебрежительное отношение к телу: одежда часто висит, девушки без бюстгальтеров, прически растрепанные, тело не спортивно, мышцы расслабленные, спина сутулая, движения развязные (Justin Timberlake — «Rock Your Body», Eminem — «Without Me»). Что касается второй половины десятилетия, то там, наоборот, вялые тела не приветствуются. Постепенно в моду входит спортивность и подтянутость (OutKast — «Hey Ya!», Beyoncé совместно с Shakira — «Beautiful Liar»). Одежда постепенно становится менее свободной, более откровенной, живот у девушек становится закрыт снизу, чтобы создать идеальный силуэт фигуры песочных часов.
Полностью обнаженная натура встречается только ближе к концу десятилетия, при чем без эротической подоплеки (Rihanna — «Umbrella» featuring Jay-Z, Matt & Kim — «Lessons Learned», Lady Gaga — «Bad Romance»). В данных примерах ощутим своеобразный эксперимент с телом, с тем, каким оно может быть, как к нему относиться. Эксперименты ставились и до этого: тело часто трансформировалось, приобретало необычные формы, способности, происходили перевоплощения, перемещения в пространствах и времени ('N Sync — «Bye Bye Bye», Fatboy Slim — «Weapon of Choice», Justin Timberlake — «Rock Your Body»). Однако связано это, прежде всего, или с ходом сюжета, или с желанием воспользоваться необычными способностями камеры, а не с непосредственным интересом к телу.
До середины десятилетия тело представляется более естественным (это касается его пропорциональности и рельефности): демонстрируется худощавое телосложение, не подчеркиваются мышцы, у мужчин часто выпуклые грудь и живот, у женщин небольшие бедра и грудь ('N Sync — «Pop», Pink — «Get the Party Started»). Встречаются персонажи, которые обладают излишне приукрашенными формами, но они высмеиваются по сюжету видео, такая неестественность не одобряется (Good Charlotte — «Lifestyles of the Rich & Famous»). После 2004 г. пропорции тела становятся неестественными: девушки изображаются стройные, грудь излишне объемная, талия узкая, ноги удлиненные за счет обуви на каблуках – впервые применяется не намеренная идеализация тела, без иронии (OutKast — «Hey Ya!», Pussycat Dolls — «When I Grow Up»).
До уже обозначенного временного рубежа темнокожие фигурируют в видео на второстепенных планах. С того же 2004 г. они начинают играть главные роли, их количество в кадре резко увеличивается. Интересно, что именно представительницы афроамериканской внешности (чернокожие, мулатки) демонстрируют неестественно пышные формы тела и танцы из разряда тверкинга (Pussycat Dolls (с Snoop Dogg) — «Buttons», Lady Gaga (совместно с Beyoncé) — «Telephone»). Оба пункта, как известно, уверенно вошли в сегодняшнюю культуру. Известно, что тверк и подобные ему танцы имеют африканское происхождение. А вот причина возникновения страсти к увеличению груди и ягодиц не раскрыта в полной мере. Светлокожие же на протяжении всего десятилетия украшают свое тело татуировками.
Итак, первое десятилетие XXI века можно разделить на две части: до и после 2004 г. Разница между эстетикой телесности двух периодов наиболее наглядно прослеживается в отношении к женскому телу: оно начинает кардинально отличаться от мужского по пропорциям, одежде, манере поведения и отношению к нему со стороны противоположного пола. Кроме того, второй период характеризуется яркими проявлениями результатов политики толерантности, а также большим интересом к созданию идеального телосложения как естественным, так и искусственным путем. В связи с этим возникает немало вопросов, требующих дальнейшего изучения. Почему именно 2004 г. стал поворотным в эстетике нулевых? По какой причине перемены начались в сторону все большего разграничения мужской и женской телесности? И стоит ли искать ответы в культурном обмене с афроамериканцами?
Список литературы:
- Газарова Е. Гламурная телесность // Философия душевного здоровья и психотерапия. 2012. URL: http://telesnost.ru/psi/glamurnaya_telesnost.htm (дата обращения: 23.02.2021).
- Кривцова Л.А., Архипов О.А. Телесность в массовой и элитарной культуре начала века: сравнительный анализ // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. – 2009. – №4. – С. 113-119.
- Большой толковый словарь русского языка [Текст] : А-Я / РАН. Институт лингвистических исследований; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Норинт, 1998. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 10.03.2021).
- Муха О.Я. 2010. Тело, плоть, телесность: к методологии определения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. – Серия 9. 8. (1). – С. 12-20.
- Самутина Н.А. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас. – 2001. – №6. – С. 76-86.
- Ситников Ф.С. К вопросу о взаимоотношениях телесности и социума в современных искусствах // Гуманитарное пространство. – 2020. – №9 (3). – С. 301-311
- Сколота З.Н. Эстетика «новой телесности» в виртуальном пространстве // Астраханский государственный университет. – 2012. – № 6-2 (6). – С. 9-11.
- Шарифуллин С.Б. О типологии вербально-иконических текстов музыкальных клипов // Сибирский федеральный университет. – 2011. – №2. – С. 215-220
- Шеметова Т.Н. Клиповая культура или некоторые подходы к описанию музыкального клипа // Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. – 2010. – 37. – С. 293-299.
Оставить комментарий