Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2020 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Раисов А.М. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И СВОБОДА ВОЛИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(95). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(95).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И СВОБОДА ВОЛИ

Раисов Асар Мурасбекович

студент бакалавриата, Карагандинский Университет им. Е.А. Букетова,

РФ, г. Караганда

АННОТАЦИЯ

В статье автор подвергает культурологическому анализу феномен свободы воли в дискурсе мировых религий.

 

Ключевые слова: религия, свобода, воля, личность.

 

Феномен Религии испокон веков был причиной множества обсуждений и споров. Во все времена любая религия подвергалась различным нападкам. Нападкам со стороны сект-конкурентов, науки и множеству других доктрин. Однако, уникальность и незаменимость религии остается незыблемой, т.к лишь она представляет возможным осуществить спасение свей души и достижение человеком абсолютной свободы в своем после смертии. Но не стоит полностью зацикливаться на потустороннем и непознаваемом, лучше рассмотрим свободу в рамках нашей реальности и то, как религия влияет на нее.

Свобода - это есть ничто иное как высшая уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и качеством двух абсолютных, исключительных форм бытия – пустоты и полноты. Мотивом и самоцелью чистой, абстрактной свободы всегда является сама свобода, но разные мировоззренческие и религиозные системы имеют свои представления о свободеволи, которые предписываются различными догматами. Как самые основные я рассмотрел:

1. Буддизм отрицает существование души или личности, и тем самым не признает свободу воли как нечто целое и автономное. К этому отсылает анатмавада (санскр. अनात्मवाद  - «бессамостность», «доктрина»). Свобода воли в Буддизме напрямую связана с концепцией «кармы», согласно которой жизнь представляет из себя циклический процесс, который является частично предопределенным. У кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Дайва- связана с прошлыми поступками и является тем, что невозможно изменить, т.е. детерминирующий базис.

Пуруша,-кара же является «свободной инициативой», руководствуясь которой, человек может изменитьсвое будущее и даже достигнуть нирваны. Концептуально свобода воли в Буддизме – это всегда «свобода от» всего личного и человеческого. Утрируя, по сути своей Буддизм склоняет нас к тому, чтобы достичь свободы, перестав быть человеком.

2. Иудаизм, как ни странно, беспрекословно следует тому, что написано в «Торе». А именно: «и выбери жизнь», «Все в руках Небес, кроме страха небес», «Все предвидено, но воля дана». Традиционный иудаизм имеет два мнения на этот счет: 1) В иудаизме есть парадокс свободы воли и всепредвидения Творца (Маймонид); 2) Бог не предвидит всех решений человека, но всегда может направить историю по нужному Ему пути (Леви Бен Гершом).

3. Свобода воли в Исламе была причиной долгих споров с самих истоков этой религии. Связано это было с множественностью религиозных течений, которые по -разному толковали священное писание (Буквалистически, аллегорически, рационально и в некой мере критически). Исламская традиция насчитывает множество концепций о свободе воли.  Наиболее классической и компромиссной считается модель Аль-Газали, которая смягчает идеи детерминизма и интегрирует в ислам идею о нравственном совершенствовании.

Схожесть Исламской и Иудейской идеи и частичной предопределенности, возможности вмешательства в жизнь человека, по моему мнению, является отрицательной для формирования идентичности человека. Их свобода - это «свобода В» с которым нужно отождествится, слепо следуя правильно истолкованным предписаниям.

4. Христианская свобода воли требует особой постановки вопроса, так как в отличие от прошлых Авраамических «коллег» дополнена идеей о Богочеловеке, согласно которой человек находит свое полное и окончательно завершенное «Я» в личном единстве с Божеством, но и Божество в той же степени нуждается в единстве с человеком, дабы быть Божеством. Это равенство делает так, что в отличие от прошлых религий - необходимость перестает быть неволей, а свобода перестает быть произволом. Это особое отношение «единства» между Богом и человеком подразумевает и особенное отношение к свободе воли. Через Распятие и Воскресение Христа Акт грехопадения и первородный грех получают новый смысл. Христианствоакцентируется на дарованной Богом свободной воле, имеющейся в распоряжении человека и являющейся инструментом для возможного, по выбору осознанному самого человека, примирительного союза с Богом. Но все же подразумевающей наличие «праведного» и «неправедного» выборов, за которые следует поощрение либо наказание.

Исходя из всего вышесказанного, следует то, что о полной свободе воли в религиях (кроме буддизма) и речи быть не может. Свобода требует ответственности, которую человек чаще всего перекладывает на Богов, судьбу или обстоятельства. Свобода требует мужества отвечать за все свои деяния здесь и сейчас, а не в далеком, абстрактном и трансцендентном будущем. В этом плане наиболее продуктивным мне представляется «Экзистенциальный Атеизм». Но, к сожалению, он не является религией и его цели и задачи ни капли не могут восполнить отсутствие той полноты духовного опыта, которыми нас наделяет религия. Абсолютная свобода же становится настолько абсурдной, что делает нас «обреченными на свободу».

Свобода - это есть высшая, уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и предтечей двух абсолютных форм бытия – пустоты и полноты.

Свобода не может быть консервативной, так как ее порывы не должны ограничиваться стремлением достижения идеалов традиционного прошлого. Но свободе вполне возможно и возможно должно быть прогрессивной, потому как лишь вне всяких оков возможно истинное творчество.

Но всякая крайность требует своей противоположности ( и не одной) ибо не все то что является единственным есть истинное, а лишь то, что отвечает соответствующим критериям.

Из этого следует то, что истина всегда утверждается в противоречии.

Так в чем же заключается истинность свободы?Если всякая истина утверждается в борьбе с противным,то истинной свободой является борьба с тем, что свободе противоречит.

Но что есть борьба? Борьба - это то, что требует от нас Воли и Силы.

Воля есть способность направлять свои силы на решение каких-либо задач. Воля предоставляет нам возможность к превозмоганию, мощи и творчеству.

Сила - это ресурс, который волевым усилием может быть использован в созидательных или разрушительных целях.

Теперь стало немного ясно что из себя представляет Борьба, Воля и Сила. Осталось разъяснить особенность борьбы за свободу.

В качестве первого критерия рассмотрим - осознанность.

Осознанность возможна лишь при условии понимания воспринимаемого наличного. Свобода - это возможность выражения и реализации своего желания.

Борьба за свободу заключается в реализации желаемого, вопреки препятствующему. Свобода же здесь выражается именно в осознанности действия. Свобода есть способность осчастливить себя. Не реализованные желания являются главным источником страданий.

Счастье - это положение, при котором человек не ощущает страданий.

Мотивом избавления от страданий является любовь и забота о самом себе.

Свобода ведет нас к счастью. Счастье происходит из любви. Любовь исходит из борьбы за свободу.

 

Список литературы:

  1. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, | М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
  2. Игнатенко А.А. В поисках счастья: Общественно - политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М.: Мысль,1989. - 254 с.
  3. Карипбаев, Б. И. Религиоведение [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Карипбаев ; Карагандинский гос. ун-т. - Караганда : Изд - во КарГУ, 2011. - 115 с
  4. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.