Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТУРА СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ НАРОДОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Колосова Екатерина Васильевна
студент 3 курса, кафедры социальной педагогики и педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим
E-mail: kolosova-2010@yandex.ru
Васильева Ирина Ивановна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим
Россия — это многонациональная страна, где переплелись традиции и обычаи разных народов. Тюменская область, как сердце большой страны, так же вобрала в себя множество национальных красок, красок свадебных традиций и обрядов. Независимо от того в какой точке мира родился, к какой национальности принадлежишь, свадьба — это всегда самое яркое, радостное, веселое и запоминающееся событие в жизни каждого человека.
Одной из актуальных проблем воспитания детей младшего школьного возраста является формирование толерантности по отношению к другим народам и культурам на уроках изобразительного искусства. Особое внимание этой проблеме уделяется в программе «Изобразительном искусству и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского.
«Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).)
Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти много интересного для формирования и развития у детей основ толерантности.
Традиции русской, украинской и белорусской свадьбы
На территории Тюменской области проживают не только коренные сибиряки и народы севера, но и выходцы из Белоруссии и Украины. Вместе со своими национальными традициями они привезли еще и новые для Западной Сибири свадебные термины и специфические обряды, широко распространенные в Европейской части России.
Традиционная свадьба всегда удивляла своей красочностью и пышностью обрядов. Все обряды были веселыми, шуточными и сопровождались песнями, танцами, исполнением частушек, состязаниями в остроумии, разыгрыванием сценок. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась по определенному сценарию. Поэтому у многих народов бытовало и по ныне сохраняется выражение «играть свадьбу».
Считалось, что самым благоприятным временем для заключения браков, является Троица и Красная горка. Так же свадьбы связывали и с такими периодами как от Крещения до Масленицы, от Покрова до Рождественского поста.
Для таких обрядов как сватовство, девичник, расплетание девичьей косы оптимальным временем считается вечер. Выкуп невесты обычно происходил в полдень, как пограничное время — своеобразный символ перехода девушки в другой дом.
Сватовство предполагало приезд со стороны жениха в дом невесты специально подготовленных людей. Целью сватовства был договор о возможности по-роднения двух родов. «Сватовщики» преподносили невесте рюмку вина, которую она должна была выпить в знак своего согласия. Родители невесты в знак своего согласия приглашали гостей за стол.
Предсвадебная неделя называлась «вечерками», на которых собирались друзья жениха, подружки невесты. Молодежь устраивала игры, пляски, пели предсвадебные песни.
Перед венцом невесту готовили специальные девушки боярки. Боярки водили ее в баню, расплетали девичью косу. Жениха к свадьбе подготавливали сват или сваха, обязательно состоящие в браке.
После встречи поезда жениха обязательными обрядами были выкуп косы невесты и места рядом с ней. Платили обычно близкие друзья жениха, не только деньгами, но и сладостями, лентами для подружек невесты. Косу невесты продавал ее младший брат или сестра. Родители невесты перед отъездом к венцу благословляли молодых иконой и хлебом. Отец вкладывал правую руку невесты в руку жениха.
натянутая во дворах жениха и невесты веревка являлась символом брачного союза и неразрывной связи молодых.
Традиции хантейской свадьбы
Хантейская свадьба идет из самой глубокой древности. Свадьба — это не просто застолье, а последовательные и соединенные между собой действия, которые выполняют как жених и невеста, так все родственники. Но к сожалению сохранились все свадебные обряды и обычаи только лишь в самых отдаленных хантейских селах и тундрового населения.
Свадьбе хантов, как и многих других народов, предшествует обряд сватовства. От выбора невесты зависит будущее семьи, как хранительницы рода. Временной особенностью этого обряда является период новолуния, и не важно какое время год весна или зима. В старину родители сами подбирали невест, но сейчас этот выбор делают сами молодые. Мать юноши старалась узнать о невесте от родственников или знакомых. Особое внимание уделяли тому, чтобы невеста была из дальних мест и не имела ни каких родственных связей и семьей жениха. Самым главным для девушки было умение вести домашнее хозяйство, выделывать шкуры, шить обувь и одежду, почитать старших, покладистость, добрый нрав и самостоятельность.
После того как выбор невесты сделан к ее родителям засылают сватов. Сваты — это пожилые уважаемые люди обеих сторон, именно от них зависит и умение вести переговоры и весь исход дела. Родители жениха приезжают на сватовство с подарками и угощениями, которыми угощают родителей невесты за столом. Сваты сообщают о цели своего приезда. Если отец девушки согласен, то родители жениха дарят шкуру лисы. Ее кладут в передний угол — к духам покровителям. Выкуп за девушку устанавливают ее родители. Но цена зависит от состоятельности родителей жениха. Когда идет разговор о цене выкупа за невесту, отец строгает палочку, на которой делает насечки, соответствующие цене выкупа. Чаще всего ценой выкупа служит олени, пушнина, деньги. Цена установлена. Палочка с насечками ломается пополам и одна часть остается у родителей жениха, а другая у родителей невесты. Обсуждаются время свадьбы и количество гостей.
Подготовка к свадьбе может длиться от месяца до года. Мать готовит для дочери свадебный наряд, приданное. Отец — свадебные нарты и стол.
Особое значение предается свадебному дню. Он должен быть солнечным, без дождя и ветра, иначе день свадьбы могут перенести. Хорошая и солнечная погода предвещает молодым благополучную совместную жизнь. На свадьбу приглашаются самые близкие и почитаемые родственники сторон.
Начинается свадьба с приезда гостей и родителей невесты. Но в чум сразу не входят. Вход (нюк) крепко держится изнутри. Сваха со сватом должны открыть его с помощью физической силы или же заплатить выкуп. Он будет зависеть от того что запросят хозяева чума.
Всех гостей угощают за одним столом. После того как все поели и согрелись все гости выходят на улицу, где приготовлены два жертвенных оленя. Один олень со стороны жениха, а другой со стороны невесты. Считается, что после ритуала с животными жених и невеста вступают статус мужа и жены.
Свадьба может длиться три дня. Каждый день по своему интересен. Второй день похож на первый. Родители невесты собирают приданное и подарки для родителей жениха, готовят ее к отъезду в другую семью. Жениха же посвящают в мужья. Его садят за стол между старшим братом и отцом невесты. Жениху мать невесты наливает вина и опускает в него кольцо. После того как вино выпито кольцо одевается на безымянный палец. С этого момента родители молодых становятся тестем и тещей, свекровью и свекром, а сами молодые становятся зятем и невесткой.
На третий день невесту увозят из родного стойбища. Все гости разъезжаются. Невесту одевают и собирают в дорогу. Девушка прощается с духами своего чума, с родителями, кланяется всем и переходит в руки к родителям жениха. На нартах три раза объезжает по солнечному кругу вокруг чума и дальше едут в стойбище жениха. Домой в гости невеста может возвратиться только спустя месяц. Забрать ее могут только родители, а привезти обратно домой только муж.
Традиции казахской свадьбы
Свадьба сына очень волнительна для родителей. Невесту сыну присматривали еще в детском возрасте. Семья невесты должна быть знатной, уважаемой, здоровой, равной семье жениха. С родителями невесты иногда договаривались заранее, даже до рождения девочки или мальчика. Как правило это были семьи хорошо знающие друг друга. Браки запрещались между молодыми одного рода.
Для того чтобы выбрать себе невесту джигиты отправлялись с друзьями в соседний аул. В ауле таких гостей старались встретить с уважением и торжественностью. Но не только джигиты высматривали себе невест, но и девушки на выданье оценивали и высказывали свое мнение о них. Здесь могли устраиваться различные соревнования и состязания. Понравившиеся друг другу девушка и парень признаются в своих чувствах и засылают сватов.
Сваты обмениваются подарками в знак уважения друг друга и обговаривают размер калыма за девушку, его размеры зависят от достатка родителей жениха, назначают дату свадьбы.
Сут акы — плата за молоко матери. Дата проводов девушки после свадьбы устанавливается сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. На этот той жених приезжает во главе со старшим сватом, а также с близкими, талантливыми друзьями. Подарков во время сватовства по традиции очень много. Среди прочих самый особенный, обращающий на себя внимание — это «сут акы» — плата за молоко матери. Торжественно, с трогательными словами он преподносится матери девушки. После этого отец жениха едет сватать невесту со своими родственниками, сватами, братьями, племянниками. О приезде сватов все оповещаются заранее. Сватов встречают торжественно и уважительно. После встречи по обычаю сторона жениха отдает обозначенный ранее калым, выплачиваемый скотом.
«Кыз узату» — проводы девушки. В этот день родители и грустят, и радуются. Радуются, что вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не надо краснеть, грустят, потому что жаль расставаться с дочерью, им кажется, что она еще ребенок.
Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, танцы; дарятся положенные по традициям «каде» (подарки). В этот день близкие родственники девушки официально приглашают сватов в гости.
Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход солнца — символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жары) с провожающими ее родственниками.
Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях, следую традиционной форме, спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак.
«Аушадияр» — свадебная песня (жыр). Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. «Аушадияр» является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это, как правило, образец искусства. «Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. «Аушадияр» несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях.
Во время сватовства гостям подается традиционное блюдо из печени и курдючного сала в знак совершения помолвки и всех договоренностей. Еще оно символизирует о том, что после этого обряда уже нельзя отступать, иначе придется платить неустойку и возвращать калым.
Первая встреча для жениха и невесты — это очень радостный и веселый день. Невеста дарит жениху свой платок в знак чистоты и непорочности.
«Кыз коши» — караван невесты. После выполнения обряда «куда аттандырар» (проводы сватов) девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садятся в специальную повозку. Девушке запрещается оглядывается назад.
Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той — «Келин тусиру». Весь аул готовится к этому торжеству.
Невесту сопровождают родная мать, сестры, женге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т. д.).
По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит юрта — «отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи.
Долгое время молодоженов будут приглашать в гости разные родственники, кормить бешбармаком и вручать подарки за первое посещение их дома в качестве новой семьи.
Очень важно чтобы младший школьник помнил и знал традиции своего народа и народов, населяющих его край, область, город, так как именно с младшего школьного возраста начинается подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонационального общества. Необходимо научить школьников понимать и ценить своеобразие других культур.
Развитие толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и продолжающийся в течение всей жизни. Воспитание толерантности происходит под воздействием множества факторов: семья, общество, школа. Перед образовательными учреждениями стоит задача социализации личности путем передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и традиций.
Список литературы:
- Демина Л.В. Традиционный свадебный обряд новопоселенцев (русских, белорусов, украинцев) Тюменской области // Альманах «Национальные культуры региона». — 2004. — № 4. — С. 24—31.
- Копубаева А.А. Казахские свадебные обряды // Альманах «Национальные культуры региона». — 2004. — № 4. — С. 40—41.
- Кушниренко О.В. Воспитание толерантности // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — [Электронный ресурс] — Режим дрступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/564613/ (20.04.2013).
- Собянина Л.Д. Хантейская свадьба. Обряд сватовства // Альманах «Национальные культуры региона». — 2004. — № 4. — С. 36—39.
дипломов
Оставить комментарий