Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2013 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
УКРАШЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХАКАССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА
Сенникова Ксения Владимировна
студент 2 курса кафедры народного художественного творчества ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail: ligodema1777@gmail.com
Янковская Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры НХТ ХГУ, г. Абакан
В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимыми становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в которых заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде. Обращение хакасов к своим вековым национальным традициям в современных условиях всеобщей европеизации, национального обезличивания, наступления рыночной экономики, ведущими к вытеснению традиционного уклада жизни и забвению методов и способов гармонической жизни в Природе, является объективной необходимостью сохранения и выживания этноса [1, с. 7].
Одной из важных составляющих культуры хакасского этноса являются национальные хакасские украшения. Украшения для хакасских женщин — это неотъемлемая часть одежды, образа жизни и быта. В одежде женщины среднего достатка преобладали вышитые узоры на наплечниках, рукавицах и обуви. Они, чаще всего, были выполнены в виде цветов и звёзд, а также разнообразных растительных орнаментов. Цветовая гамма орнамента была разнообразна: малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и лиловый, расположенные в пестрых, контрастных сочетаниях тонов. Для богатых женщин были доступны дорогие коралловые, позолоченные и серебряные пуговицы.
Рисунок 1. Девушка в хакасском национальном костюме
Украшение, которое больше всего отражает национальные черты и отличает хакасский этнос от других тюркских этносов — это характерное нагрудное женское украшение — пого. Вырезалось оно из отделанного куска кожи, который обшивался плотным материалом черного цвета. Украшалось пого всем, что было доступно женщине: перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, разноцветным бисером и камнями — всё это размещалось в виде симметричного узора. Пого одевалось исключительно на свадьбу. Носить его могла как замужняя женщина, так и невеста.
Рисунок 2. Пого
Шейным украшением у девушек также служили бусы, изготовленные из мелких кораллов, стеклянных шариков и бисера, нанизанных на сухожильные и шелковые нити. Замужние женщины бус не носили.
Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками — «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении — они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.
Рисунок 3. Различные виды хакасских серёг
Для каждого возраста существовал свой вид украшений. Молодые незамужние девушки носили маленькие сережки «ахча ызыргазы», которые состояли из одной монетки и одного коралла. У пожилых женщин серьги назывались «котек», а изготавливались они так — срезанный комок пуха из хвостовой части гусей или уток при помощи мыла очищали от жира, затем закатывали в муку или золу, получившийся пушок скрепляли ниткой, а нитку продевали в ухо.
Традиционным праздничным украшением замужних хакасских женщин были височные подвески «улуг ызырга» (большие серьги). Подвески имели матерчатые петли и укреплялись специально сплетенными на висках маленькими косичками. Состояли подвески, как и серьги, из шести больших и шести маленьких кораллов, серебряных пластин, серебряных монет и шелковых кисточек.
Кольца и перстни отличались разнообразием, но они не были сложными, как например, у народов Средней Азии. Их носили как девушки, так и замужние женщины. Перстни имели различную форму: круглую, овальную, треугольную, ромбовидную и многоугольную. На поверхности перстня иногда вырезались инициалы владельца, делались коралловые вставки и геометрические нарезы и растительные узоры.
Рисунок 4. Хакасские перстни
Руки женщин украшали браслеты «кумус пiлектос», изготавливаемые из цельной серебряной пластины с орнаментом и кораллами. Женщины с более низким достатком носили браслеты из кожи, которая обшивалась перламутром, бисером или стеклярусом. Браслет играл важную роль в жизни женщины: когда наступало время, девушка отдавала свой браслет парню в знак согласия выйти замуж.
Большое внимание уделялось украшению волос. Женская прическа сохраняла свою самобытность — замужние женщины заплетали волосы в две косы «тулун», затем связывали их между собой и носили на груди; девушки, занимающиеся хозяйством, зачесывали волосы на затылок и заплетали одну косу «кичиге», но постоянной прической девушек считались косички «сюрмес» количество которых зависело от густоты волос. Носили их с девяти лет и до замужества. В праздники к косам крепились серьги-подвески — это накосные украшения «нинчi». Изготавливалось нинчi из квадратного кусочка кожи с отделкой из розовых кораллов, бисера и шелковых ниток. На задней стороне пришивались две или три пряди конских волос, которые вплетались в волосы.
Иногда косички украшались подвесками — поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» — серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».
Рисунок 5. Украшения для волос
К числу женских украшений следует отнести большие серебряные кресты, которые носили в торжественные дни поверх платья.
Украшения женщин, как и другие реликвии передавались по наследству, их можно и в настоящее время встретить в некоторых хакасских семьях. Традиционная одежда и украшения сохраняют свою самобытность, а в их красочном оформлении нашли своё отражение уменье, мастерство и эстетический вкус хакасских женщин-мастериц.
Список литературы:
1.Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. — 85 с.
2.Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982. — 87 с.
дипломов
Оставить комментарий