Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Критерии концептуального дизайна одежды
Буздина Анастасия Сергеевна
студент 2 курса магистратуры, кафедра дизайн одежды УралГАХА, РФ, г. Екатеринбург
E-mail: buzdina.a@ya.ru
Быстрова Татьяна Юрьевна
научный руководитель, д-р философ. наук, профессор УралГАХА, РФ, г. Екатеринбург
Концептуальное направление в сфере дизайна одежды выделилось во второй половине ХХ века и на сегодняшний день — это одно из перспективных явлений в дизайне костюма.
На протяжении нескольких десятилетий к себе привлекает внимание одежда, в которой заключены не только утилитарная и эстетическая функции, но и глубокий внутренний смысл, выходящий на первый план. Одежда становится больше, чем просто одеждой. Образцы концептуального дизайна одежды становятся объектами особого внимания на ряде международных выставок, что доказывает актуальность и заинтересованность в концептуальной одежде.
В концептуальном дизайне важным аспектом является концепция. Концепция – это главный замысел, руководящая идея, система взглядов и смысловая направленность целей и задач проектирования. Концепция обуславливает ценностно-смысловое содержание проекта. Концептуальность в дизайне – это разработка значимой идеи, а также методов и подходов, применяемых в проектировании того или иного продукта, составляющие которого связанны между собой и вытекают один из другого. Через концептуальный дизайн автор выражает свое мировоззрение, затрагивая важные проблемы человека, развития проектной культуры и общества в целом. Дизайнер не только говорит о проблемах, но и предлагает пути их решения [2, с. 147].
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что концептуальный дизайн одежды не является таковым, если в его основе отсутствует концепция — т. е. замысел, основная идея, которая составляет, в сущности, главную часть всего проекта. В концептуальном направлении главная идея является первостепенной. Для ее реализации дизайнер экспериментирует с методами и средствами художественной выразительности, характерными, зачастую, и для различных форм искусства [3; 5].
Дизайнеров в сфере проектирования одежды, отвечающих общим принципам концептуального дизайна, можно подразделить на две группы. Обе группы создают целостные проекты, предназначенные для потребителя и соответствующие его потребностям, но потребностям разным. В первую группу входят дизайнеры, создающие исключительно функциональные и рациональные продукты дизайна, где важным пунктом является утилитарный аспект одежды, соответствующий нуждам потребителя. Для второй группы дизайнеров-концептуалистов важно именно духовно-семантическое значение вещи, созерцание которой, помогает человеку разрешить его внутренние проблемы, противоречия и вопросы, что необходимо для потребителя. У таких дизайнеров концептуальный дизайн в одежде тесно связан с искусством, является взаимодействием между одеждой, модой и искусством. В данном случае искусство — безграничный источник творческого вдохновения, который не зажат в экономические и технологические рамки. Нью-йоркский художник М. Перез считает, что «искусство нужно моде, так как оно намного свободнее от рамок, не ограничено размерами и сезонами и поэтому служит идеальным творческим вдохновением» [6, с. 242].
Дизайнеры — концептуалисты, ориентированные на искусство, зачастую пренебрегают экономическим фактором, отказываясь от коммерческой грани дизайна и моды при создании коллекций одежды. Несмотря на это, отказ от правил модного рынка может обернуться инвестицией в торговую марку и, следовательно, привлечь большой интерес со стороны прессы, инвесторов и потребителей. К примеру, такие марки, как Comme des Garcons и Maison Martin Margiela, вопреки своей авангардной эстетике, не уступают по прибыли маркам, представляющим традиционную одежду в понимании модной индустрии [8, с. 139].
Рисунок 1. А. МакКуин. Платье «Highland Rape», 1995—96 г
В концептуальном дизайне одежды наблюдается перенос внимания с утилитарно-функционального назначения одежды на ее эстетическое, философское, художественное содержание, а также и на ее духовную ценность. В некоторых случаях дизайнеры, ориентированные на искусство отказываются от функциональности в целом, к примеру, при создании концептуальных арт-объектов, доказывая, что одежда может являться объектом созерцания. Дизайнер А. МакКуин считал, что одежда должна вызывать сильные эмоции, не оставляя зрителя безучастным, а мода — это не только пайетки и кружева, а социальное явление, которое должно напоминать, что кроме «Высокой моды» в мире существуют голод, кровь и нищета [7] (Рисунок 1). Таким образом, дизайнеры-концептуалисты не ограничены в источниках вдохновения.
Одна из причин обращения дизайнеров к концептуальной форме проектирования заключается в попытке самоидентификации и саморефлексии. Дизайнер одежды, создавая костюм, транслирует свое личностное видение окружающего мира, свои взгляды, ощущения и ассоциации, связанные с главной идей проектирования. Также концептуальная одежда может отвечать и желанию потребителя в саморефлексии. Концептуальная мода – это искусство создавать оригинальное и индивидуальное, выявлять уникальность человека. Большая часть потребителей ищет возможность выразить свой внутренний мир и обратить внимание на свою индивидуальность посредством одежды. Дизайнеры-концептуалисты, экспериментируя в области моделирования одежды, воплощают специфичные и самобытные идеи, которые могут помочь человеку раскрыть свое внутреннее я.
Рисунок 2. Х. Чалаян. Светодиодное платье, 2008 г.
Дизайнеры концептуальной одежды стремятся к экспериментам и инновациям, применяют новейшие технологии, нетрадиционные материалы и техники. Как уже было сказано выше, дизайнеры-концептуалисты ищут творческой свободы, которая дает возможность двигаться вперед, искать новые идеи, экспериментировать. К примеру, дизайнер-концептуалист Х. Чалаян применяет современные технологии, сотрудничая с компанией Swarovski. В проектировании коллекции 2008 г. он использует вшитые в ткань светодиоды, реагирующие на электрические импульсы, которые воспроизводят тот или иной оттенок в зависимости от движений человека (Рисунок 2). Для Х. Чалаяна важно увеличить функциональный аспект одежды, его интересует ее будущее развитие и возможность интерактивного отношения между человеком и одеждой [8]. С нестандартными материалами работают и русские дизайнеры, как например,
М. Шароева в коллекции «СтраницыСтранницы» 2011 г. Сотрудничая с компаний O-design, она использовала обои шведской фабрики Eco-Borastapeter в создании одежды категории «прет-а-порте» (Рисунок 3).
Рисунок 3. М. Шароева. «СтраницыСтранницы», 2011 г.
В тоже время, на примере Х. Чалаяна, стоит отметить, что дизайнеры-концептуалисты могут развивать одну и ту же идею на протяжении нескольких сезонов, в отличие от других представителей модной индустрии, которые согласно требованию моды предлагают потребителю регулярно новые идеи. Несколько сезонов подряд Х. Чалаян намеренно демонстрировал подобные друг другу концепции и конструкции. Повторяющейся темой его проектирования явилось механически управляемое платье из литой пластмассы, сконструированное с помощью авиатехнологий и составленное из панелей, которые двигались, подчиняясь дистанционному управлению (Рисунок 4).
Рисунок 4. Х. Чалаян. Платье « Airplane», 2000—2006 гг.
Возобновление этого приема Х. Чалаяном отражает желание автора как можно глубже исследовать и развить этот концепт, вопреки нормам индустрии моды [1, с. 82]. Развитие концепции может происходить как на семантическом уровне, уходя вглубь смыслового значения идеи, так и в переносе идеи из одной сферы проектирования одежды в другую. В частности, Х. Чалаян не остановился на развитии идеи трансформации только в виде арт-объектов, но продолжил применять ее в создании одежды «прет-а-порте». К примеру, некоторые модели из коллекции 2013 г. мгновенно преобразовываются от одного движения руки (Рисунок 5). Таким образом, стоит отметить, что концептуальный дизайн охватывает разные сферы проектирования модной одежды: «прет-а-порте», «высокая мода», арт-объекты.
Рисунок 5. Х. Чалаян. Осень-зима 2013 г.
Рисунок 6. «Viktor & Rolf». «Russian doll», 1999 г.
Важной частью концептуалистов в области дизайна одежды является не только проектирование, но и процесс демонстрации коллекции, именуемый перформансом, в котором заключается финальная презентация самой концепции. Глубокое значение имеет не только одежда, но и образ модели, ее жесты, движения, музыка, декорации, свет — зрелищная и театральная составляющая основной идеи. К примеру, на показе бренда «Viktor & Rolf» в 1999 г. вся коллекция демонстрировалась на одной-единственной модели, находящейся на круглой вращающейся мини - платформе. На протяжении всего шоу дизайнеры одевали на модель все новые и новые предметы коллекции по принципу матрешки (Рисунок 6). Главная тема коллекции — это процесс облачения тела, чему было подчинено участие самих дизайнеров и что оттеснило на второй план демонстрируемый продукт [4, с. 39].
Исходя из всего выше сказанного, можно составить перечень критериев концептуально дизайна одежды:
1. Основой концептуального дизайна одежды является концепция — основная идея.
2. В концепции заключено единство замысла. Существует взаимосвязь всех процессов, компонентов и элементов проектирования.
3. Перенос акцента с утилитарно-функционального назначения одежды на ее эстетическое и смысловое содержание. Важны философская составляющая и духовная ценность, проектируемой одежды.
4. Дизайнер-концептуалист использует проектирование одежды как способ самоидентификации и саморефлексии. Возможен процесс ответной самоидентификации потребителя в концептуальной одежде.
5. Процесс демонстрации концепта путем перформанса.
6. Дизайнеры-концептуалисты не ограничены в источниках вдохновения, экспериментируют, применяют инновационные технологии в проектировании и реализации своих идей.
7. Возможно развитие одной концепции в коллекциях одежды на протяжении нескольких сезонов.
8. Концептуальный дизайн охватывает разные сферы проектирования модной одежды: «высокая мода», арт-объекты, прет-а-порте.
Также выделены дополнительные критерии концептуального дизайна одежды, относящиеся к дизайнерам, ориентируемым на художественную составляющую одежды:
1. Взаимодействие моды и искусства в концептуальном дизайне одежды.
2. Возможен отказ от функциональности одежды в целом.
3. Возможен отказ от коммерческой составляющей, отказ от следования требованиям рынка и условиям модной индустрии.
Список литературы:
1.Брэдли К. Хусейн Чалаян. Мода и технология / К. Брэдли // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2009. — № 11. — с. 344
2.Быстрова Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учебное пособие / Т.Ю. Быстрова. 2-е изд., стереотип. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2009. — 159 с.
3.Гройс Б. Концептуализм — последнее авангардное движение // Художественный журнал «Moscow art magazine». — 2008. — № 70. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://xz.gif.ru/numbers/70/grois/ (дата обращения: 03. 05.2013).
4.Дагган Дж.Г. Величайшие шоу мира: взгляд на современные показы мод в их связи с искусством перформанса / Д.Г. Дагган // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2006. — № 2. — с. 368
5.Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве // Художественный журнал «Moscow art magazine». — 2008. — № 69. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/ (дата обращения: 03. 05.2013).
6.Плешкова И.С. Влияние идей концептуализма на творчество модельера / И. С. Плешкова // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 3. — с. 278
7.Подосельник Я. Alexander McQueen: «Красота — в сердце смотрящего» // Интернет-журнал о fashion индустрии, моде и стиле. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lookatfashion.ru/alexander-mcqueen-krasota-v-serdce-smotryashhego/ (дата обращения: 10. 12.2013).
8.Свендсен Л. Философия моды / Пер. с норв. А. Шипунова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.
9.Хачатурьян М. Чалаян — антрополог / М. Хачатурьян // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2011. — № 22. — с. 345 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nlobooks.ru/node/2361/ (дата обращения: 06. 10.2013).
дипломов
Оставить комментарий