Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Захарова Я.В. ЮМОР В ПРОСТРАНСТВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЮМОР В ПРОСТРАНСТВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Захарова Яна Викторовна

студент 3 курса, кафедра культурологии и социологии ЧГИК, г. Челябинск

Зубанова Людмила Борисовна

научный руководитель,

доктор культурологии, профессор, кафедра культурологии и социологии ЧГИК, г. Челябинск

Статья будет связана с юмористической трактовкой классических сюжетов искусства в аспектах массовой визуальной культуры.

Но, прежде чем перейти непосредственно к визуальному ряду, обратимся кратко к теоретическим основам изучения юмора.

Юмор – универсальный аспект жизни, присутствующий во всех культурах и свойственный людям во всем мире. Интерес к феномену юмора наука обнаруживает с момента зарождения. В настоящее время значительно расширился диапазон вариативности и распространения юмора: помимо юмористических разделов в газетах и журналах, остроумных театральных постановок, народных гуляний с розыгрышами и загадками, веселых книг и рисунков, дополняющих спонтанный ситуативный юмор, которые были доступны в прошлом веке, сейчас развилась целая индустрия «производства смеха», которую активно поддерживают средства массовой информации и Интернет-коммуникации[2]. Количественные возможности Интернета в распространении юмора огромны, что далеко не всегда соответствует качественному росту. Таким образом, юмор все более укореняется в современной культуре, становится ценностью массовой индустрии развлечений, регулирует отдельные сферы социальной и индивидуальной жизни.

При этом, несмотря на легкомысленность самой темы юмористического, феномен юмора активно исследуется в науке. Количество теорий юмора в настоящее время настолько велико, что даже в классификации этих теорий не найдено общей точки зрения. Современные исследователи считают, что существующие теории можно разбить на три категории: теории несовместимости, теории враждебности и теории высвобождения, избавления.

Теории несовместимости предполагают, что юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданием слушателям и тем, что произошло результатом[1]. К наиболее известным приверженцам относятся Аристотель, Кант, Шопенгауэр, Кёстлер.

Теории враждебности восходят к Платону, Цицерону, Грунеру. Эти теории говорят о том, что смешное заключается в нахождении чувства превосходства над чем-либо, или в преодолении препятствия, или агрессии[3].

Теории высвобождения учат, что смешное является результатом реализации психической энергии, освобождая человека от некоторого ограничения[3]. Приверженцами этой теории являются Фрейд, Спенсер.

Ориентируясь на данные теории, мы проанализировали визуальные образы, получившие распространение в Интернет-пространстве, связанные с юмористической трактовкой произведений искусства.

На наш взгляд, данные изображения можно разделить на несколько типов:

  1. В зависимости от обращения с источником:
  1. тип юмористического дополнения – когда в известный сюжет вносится некая деталь, которая, хотя и не искажает напрямую исходное изображение, но привносят необычный юмористический контекст (см. рис. 1);

Рисунок 1. Мона Лиза.

 

  1. тип юмористического искажения – когда первоначальное классическое изображение радикально трансформируется, значительно отходит от первоосновы, когда осуществляется процесс переворачивания смысла – из прекрасного в безобразное (см. рис. 2).

Рисунок 2. Мона Лиза с айфоном.

 

  1. В зависимости от содержательного осмысления сюжета:
  1. инсценировка классического сюжета с новыми персонажами – сохраняется полностью узнаваемая сюжетная линия произведения, но изменяются, значительно осовременивая сюжет, герои. Картина узнается именно через лейтмотив сюжетный – картина совершенно иная, но сюжет узнаваемый (см. рис. 3);

 

Рисунок 3. Работа из серии «Автослесари».

 

  1. инсценировка по типу модерн-контекста: в данном случае речь идет не о стиле модерн, но о сознательном приеме «осовремененивания», когда  персонажи известных картин помещаются в новый контекст – юмористический эффект рождается именно на типе противопоставления классического персонажа в совершенно нетипичных условиях( см. рис. 6);

Рисунок 4. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама».

 

  1. тип юмористической коллаж-инсценировки – когда в пространстве одного произведения оказывается соединенными различные шедевры классического искусства (см. рис. 5).

Рисунок 5. Мона Лиза, Звездная ночь, Девушка с жемчужной сережкой, Крик

 

  1. В зависимости от используемых героев
  1. тип реалистического включения: когда в контекст известной картины, не изменяя значительно ее сюжета, вносятся известные люди, узнаваемые личности, как правило, политической сферы – юмористический эффект строится как дополнительный расширительный смысл – когда в известной картине угадываются переклички с реальными и актуальными событиями (см. рис. 6);

Рисунок 6. Опять двойка.

 

  1. тип включения масс-медийных героев: когда в классическом сюжете оказываются герои сферы массовой культуры – комиксов, кинематографа, мультипликации и другие. Юмористический контекст строится как раз по типу противопоставления – «элитарное – массовое» (см. рис. 7).

Рисунок 7. Голлум в образе Девушки с жемчужной сережкой

 

Итак, обобщая всё вышесказанное, мы можем выделить несколько функций, которые реализуются в подобных формах омассовления классических сюжетов. Эти функции могут быть как конструктивными, так и деструктивными.

К конструктивным мы можем отнести:

  • популяризация известных классических сюжетов;
  • активизация любительского творчества Интернет-сообщества;
  • реакция на актуальные политические и социокультурные события.

К деструктивным мы можем отнести:

  • упрощение и некоторая примитивизация классических образцов;
  • в отдельных случаях – вандальное обращение с классическим первоисточником, что может исказить восприятие неподготовленного потребителя.

В заключении подчеркнем, что даже в отдельных деструктивных проявлениях омассовления классического искусства спасительным может оказаться именно юмористическое начало, позволяющее человеку выходить к созидательным началом. Ведь античный философ Платон сказал когда-то: «Без смешного нельзя понять серьезное, а противоположное познается с помощью противоположного!»

 

Список литературы:

  1. Глинка К. Теория юмора / К. Глинка.- М.:Хоружевский, 2008. - 206 с.
  2. Дмитриев А. В. Социология юмора / А. В. Дмитриев. - М.: Очерки, 1996. - 214 с.
  3. Мартин Р. Психология юмора / Р. Мартин; пер. с англ. Л. Куликова - Спб.:Питер, 2009. - 480 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.