Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОСВЕЩЕНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Изучая становление образования на Кавказе, хотелось бы обратить внимание на проблему острой необходимости создания учебных заведений в этом регионе, особенно ощутимой в начале девятнадцатого века.
До присоединения Северного Кавказа к России в крае существовала своя система образования, в основном арабского происхождения. После вхождения всего Северного Кавказа в состав Российской империи Россия предпринимает политику создания единого социокультурного пространства в регионе, в результате которой наметились позитивные изменения на Северном Кавказе, создавшие благоприятные условия для прогрессивного развития их просветительской мысли. После присоединения горских народов российское правительство стремилось посредством образования в крае осуществлять свою политику. Оно еще в середине XVIII века начало открывать духовные училища. В первой половине девятнадцатого века помимо духовных училищ в северокавказском регионе появляются и другие типы школ. В целях подготовки верноподданных лиц из среды кавказских горцев правительство помимо существующих аманатских стало открывать здесь школы военных воспитанников, которые обслуживали детей горцев и военных. Они предназначались для того, чтобы дать возможность юношам из бедных дворян и других почетных сословий получить образование. В течение первой четверти века также продолжала расти сеть приходских школ на Кавказе, опережая появление новых светских учебных заведений. В 1836 году открывается Владикавказское духовное училище, в 1837 году – Ставропольская гимназия и Дербентское городское училище, в 1842 году – Петровское и Низовское училища, в 1843 году – Нальчикская школа, в 1849 году – Дербентское мусульманское училище, в 1855 году – Темир-Хан-Шуринское училище. Кроме перечисленных учебных заведений, по всему Северному Кавказу стали появляться духовные школы (мусульманского и христианского направления), дававшие детям элементарные знания[5, с. 254].
XIX век – это время открытий и изучения многонационального Кавказского региона и самобытной культуры его народов российской наукой и культурой, которые в лице своих лучших представителей (ученых Г. В. Новицкого, Ф. И. Гене, Н. И. Пирогова, писателей В. Г. Белинского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова и др.) оказывали все более сильное воздействие на развитие культуры горских народов, на зарождение их просветительской и педагогической мысли как посредством визуальных контактов, так и с помощью периодической печати [1, с. 11-17].
Неоценимый вклад в развитие просвещения Северного Кавказа внёс Януарий Михайлович Неверов. Он учил горцев русскому языку, чтобы они вносили культуру нашего народа и нашего языка в свои поселения и города. Но одновременно он полагал, что и русским людям необходимо познавать языки народов Кавказа, рука об руку идущих с ним на протяжении многовековой истории.
Неверов считал, что для инородцев, не имеющих своей грамоты, прежде всего, нужны хорошие школы, в которых преподавание велось бы на русском, но с помощью их родного языка. Если же инородцы с трудом усваивали русский язык, то это происходило, во-первых, потому что не все начальные учителя были знакомы с туземными языками, а во-вторых, они слабо владели правильными дидактическими приемами начального обучения. Многие годы спустя он осуществил свою давнюю мечту – открыл первый на Кавказе учительский институт в Тифлисе[3].
Нельзя обойти стороной и заслуги Неверова в годы руководства Ставропольской мужской гимназии. В протоколе заседания совета гимназии от 14 октября 1857 года речь идет о конкурсных сочинениях воспитанников гимназии, которые проводились в гимназии ежегодно и формировали у гимназистов любовь к своему языку и языку своих соседей и литературе. Эти сочинения характеризовались исследовательским характером, но они же и показывают первый опыт зрелой литературы в нашем крае, несмотря на столь юный возраст авторов.
Успехи гимназистов в освоении языков были для нашего времени фантастически высокими. Вот, что написано в «Ставропольских губернских ведомостях» (№ 1, 1854) о выступлении воспитанников гимназии на торжественном акте 27 октября 1853 года: « Ученики младших классов гимназии декламировали пьесы на русском, французском, немецком, армянском, черкесском и татарском языках. Для этого выбраны были воспитанники, которым языки эти не были природными; несмотря на то, никакая ошибка в произношении не изобличала этого в учениках, из коих один – Атажукин, природный черкес, до того свободно произносил на русском, что казался совершенно русским»[2, с. 474].
Издалека доносится до нас голос гимназиста Траческого – одного из любимых учеников Я. М. Неверова, который выразил глубокое понимание сущности любви к своему языку: «…отчетливое и сознательное изучение отечественного языка раскрывает перед нами всю полноту и богатство идей, заключающихся в неисчерпаемой сокровищнице нашего родного слова».
Внимание к языкам горских народов было определено государственной политикой России. В «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» (утвержден 8 декабря 1828 года) отмечалось: «§ 147. В областях, где местный язык не есть российский, назначается учитель для преподавания правил сего языка. Обучающиеся оному могут, с разрешения директора, быть увольняемы от классов немецкого или французского»[2, с.474].
Большую и напряженную работу провел Неверов, чтобы применить программу «Положения о Кавказском учебном округе от 29 октября 1853 года» к воспитанию детей горцев Северного Кавказа, находившихся в пансионате Ставропольской гимназии. Энергичная и кропотливая работа его принесла замечательные плоды. Из стен Ставропольской гимназии вышли лучшие представители горской интеллигенции, среди которых был основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров, который писал о Я.М. Неверове:
«Он нас любил, и к родине суровой
Он завещал иную нам любовь…»[4, с. 66].
Благодаря трудам и деятельности таких великих людей, как Я.М. Неверов в жизни народной школы для горцев открылся путь в учебные заведения, и уже из их среды появлялись видные деятели науки и культуры.
Возможно, в ближайшем будущем мы возвратимся к той образовательной модели, которую предлагал Неверов, но уже на новом культурном витке, в первую очередь, думая о своих культурных окрестностях. Русскому языку учат во всех республиках Северного Кавказа и Закавказья, но и мы можем возобновить традиции обучения молодежи новогреческому, армянскому, карачаево-балкарскому и другим языкам. От этого только выиграет наш язык: мы будем использовать его во всех регистрах, в сравнении, развитии поймем его красоту.
Список литературы:
- Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. 324с.
- Глагол будущего: Философские, педагогические, литературно-критические сочинения Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии середины XIX века. Издание второе, дополненное и исправленное / Под ред. К.Э. Штайн. — Ставрополь: СГУ, 2006
- Мишин А.И. Неверов и его роль в общественной жизни Ставрополя// Материалы по изучению Ставропольского края. – Ставрополь, 1976. – Вып. 14. – С. 313_321._
- Хетагуров Коста. Собр. Соч. в 5_ти т. – М., 1960. – Т. II.
- Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1968. 398 с.
дипломов
Оставить комментарий