Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ИНТУИТИВИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ СЮРРЕАЛИЗМА
На сегодняшний день наблюдается распространенная тенденция общения большого числа реципиентов к искусству XX века, примечательно, что особой популярностью пользуется такое направление, как сюрреализм. Зачастую, сюрреализм у многих ассоциируется только с творчеством С.Дали, однако это течение взрастило многих художников и поэтов. Они открыли новую реальность, протестовали против обыденной жизни, старых устоев. Источником искусства провозглашали бессознательное (интуицию, сны, галлюцинации). А теоретической основой для них стали философия интуитивизма и психоанализ З. Фрейда. Чаще всего концептуальные основания творчества сюрреалистов выходили из психоаналитической теории З.Фрейда, однако в данной статье мы более подробно рассмотрим связь сюрреализма с интуитивизмом, с другой не менее важной теорией. Интуитивизм противопоставляет интуицию и интеллект, говорит о воздействии спонтанного творческого акта на мир. На теорию сюрреализма повлиял интуитивизм А. Бергсона, вся его философия проникнута эстетической проблематикой и хорошо приложима к искусству и творчеству. Идеи А. Бергсона не только отвечают на вопросы сюрреалистов, но пытаются объяснить творческий процесс как таковой.
Интуитивизм как философское направление сформировался в конце XIX - начале XX века и наряду с другими концепциями модернистской мысли выходил за рамки классической философии. Новые учения противопоставляются прежнему взгляду на жизнь, при этом меняя предмет философского осмысления: понимание на постижение, реальность на сверхреальность, рациональное на иррациональное, объяснение на интуицию. Философы ищут другую реальность, сверхчувствительную основу. Среди учений Ф.Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля видное место занимает и интуитивизм А. Бергсона.
Являясь представителем "философии жизни", А. Бергсон возводил категорию Жизни в особый ранг, считая, что "она имеет ценность только в собственном качестве, что придает особый, только ей присущий смысл" [3, с. 74]. Жизнь является первоначалом и единственным методом познания. Все представляется как феномен проявления Жизни, а ее творческий потенциал безграничен. Таким образом рациональный подход не может постичь бытие. Разум, рацио противопоставляются самой Жизни.
Интуиция же есть само постижение мира. Она может дать реальное представление о живом, о ее сущности, поэтому противостоит всем рациональным методам познания. Интуиция - ставший на новый уровень инстинкт, способный понимать самого себя, рефлексировать и расширяться.
Человек, позволяющий своей интуиции взять верх над разумом, способен видеть иррациональное, сверхреальное. А его творческий порыв становится частью жизни, природы. Человечество, продолжая свою эволюцию, увлекает за собой живое. Всякое произведение человека, содержащее ту или иную долю открытия, всякое спонтанное движение привносит в мир что-то новое. Мы постоянно переживаем творчество формы, а когда форма является чистой и когда творческий поток ненадолго прерывается, это и есть творчество материи. Творец складывает стихи, его произведение есть акт духа, а человеческая мысль ими обогащается, интуиция помогает нам воспринять поэму не как отдельные слова, а как цельный художественный мир, который существует теперь в нашей реальности. Это и есть бесконечный, развивающийся поток свободы, жизни и творчества.
В период особого подъема искусства, идеями А. Бергсона вдохновлялись многие течения модернизма: кубизм, абстракционисты, абстрактные экспрессионисты. Художники искали новою реальность, сверхчувственную основу мира, поэтому, концепция интуитивизма пользовалась такой популярностью. Заявляя о силе творческого порыва, о свободе в жизни, о особой силе интуиции, которая помогает видеть странное, удивительное, необъяснимое в реальности, интуитивизм выражал мысли многих художников того времени. Свобода самовыражения, неограниченное творчество, безмерная сила человеческого сознания, позволяющая видеть жизнь в движении,- все это открывало путь для "нового" творческого порыва.
Философия интуитивизма повлияла на становление культуры ХХ века, органично выражая мысли многих творцов. Но как и любая теория, заключающая в себе масштабное знание и глубокую идею, она применима не только в рамках современного ей периода, но и универсальна для всей истории. Многие художники разных эпох пытались отойти от реальности, понять мир на другом, сверхуровне, тем самым словно предвосхищали интуитивизм. И мы говорим не только о искусстве, но скорее обо всем творчестве.
Интуиция более эффективна в области художественного творчества, так как далека от идей утилитаризма и не обременена их желаниями и табу. Художник ощущает мир с помощью интуиции, своё виденье мира он отражает в своей работе. Так как одинаковые причины приводят к разным следствиям, то и миры у всех творцов отличаются. Перерабатываем объективный мир, делая его уже свои субъективным. Для каждого - свое, и каждый решает сам, внутри себя. Границы объекта и субъекта размываются. Интуиция - это уже и средство художественного творчества, и средство восприятия: то, что создано интуицией может восприниматься только интуицией. Анри Бергсон подводит мысль:"то, что мы делаем, зависит от того, что мы суть: но следует прибавить, что, мы делаем, и что мы творим себя непрерывно".[2, с.44]
Наш глаз воспринимает облик живого существа, как логическую цепочку частей, которые не связаны между собой. Идея жизни, простое движение, пробегающее по линиям, связывающее их и дающее им цель, уходит от нас. А. Бергсон пишет, что этот замысел и пытается постичь творец, проникая внутрь предмета, понижая, усилием интуиции, тот барьер, который пространство воздвигает между ним и моделью.[2, с.187] Это и есть бесконечный процесс созидания.
Сюрреалисты также провозглашали сферу подсознания в качестве источника искусства, то есть интуицию, инстинкты, сновидения и галлюцинации, а также отказ от логических связей, от практических целей. Интуитивизм и психоанализ предполагают освобождение иррациональных творческих возможностей и уменьшение роли рационального анализа при постижении искусства. Мерой художественности А. Бергсон выдвигает оригинальность как выражение индивидуальной интуиции художника. Многообразие видений мира не только обязательно присутствует в искусстве, но и является его положительным элементом. Поэтому, закономерно, что бергсонианство стало фундаментальным философским подходом для модернистского искусства, особенно для сюрреализм.
Сюрреалисты считали, что нужно уйти в мир свободных ассоциации, податься стихии творческого безумия, грез, интуиции и даже болезненному бреду. Многие практиковали достаточно оригинальные способы ухода от реальности. Наркотики, алкоголь, гипноз - все ради того, чтобы уйти в сферу подсознания. Сюрреалисты также пользовались такими источниками как детские рисунки, творчество душевнобольных, первобытное искусство , то есть творчество тех людей, которые свободны от аналитической мысли. Человек становится настоящим, когда отказывается от контроля разума. Это своеобразное очищение психики от всех предрассудков и комплексов. Художник может творить "чистое" искусство, не замутненное предубеждениями, созданное рациональной и практической мыслью. Сюрреалисты пропагандировали полный иррационализм в искусстве, который может открыть дорогу к интуитивному озарению, и постижению сущнисти бытия скрытой ща преградой разума. П.Пикассо пишет об этом так:" Искусство- это ложь, что позволяет нам увидеть правду".[5]
Один из теоретиков сюрреализма, А. Бретон в своем манифесте говорит о новом творческом методе как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли».[4] "Автоматическое письмо"- метод, который освобождает творца из-под контроля разума, от каких-либо жизненных интересов. Человек находится либо в состоянии гипноза или транса, либо в сознании, но не контролирует свою руку, например, когда говоришь по телефону и при этом машинально рисуешь что-то на листочке. "Некоторые воображают, что автоматическое письмо делает поэтов ненужными .нет! Оно наоборот расширяет и только развивает поле воплощения сознания, обогащая его",-пишет один из поэтов - сюрреалистов, Поль Элюар [1, с.115]. А. Бретон смог создать что-то совершенно новое, живое, подвижное. Первоначально это создавалось для творцов слова, но впоследствии получило развитие о в живописи, в полотнах Х. Миро, Д.Кирико и других. Это произошло благодаря А. Бретону, который адаптировал свой метод для художников, перенеся волшебство словесности в сферу визуального, где все читается по-иному.
Для сюрреализма характерно абсурдное сочетание форм, тонкость фантазии и профессионализм. В их работах мы видим сильную руку мастера, сложные композиции, лепку форм, точный рисунок. У художников нет единого стилистического решения, каждый творит сам от себя, поэтому можно сказать, что их творчество объединяется поэтикой и идеей. И возможно все: снять луну с неба и поставить у себя дома, как это сделал Д. де Кирико, создать нереальные формы и сюжеты, как Х. Миро и А. Массон, растягивать и искажать объекты, создавая мир абсурда, как это делала С. Дали и Р. Магритт. А. Бретон поэтично пишет о творческом процессе: "Рука художника... летает свободно... она влюблена в движение, и только, и сейчас она наносит очертания произвольно появляющихся форм".
Из всего выше сказанного, мы можем сделать однозначный вывод, что теория сюрреализма во многом опиралась на интуитивизм А. Бергсона. Идея высшей реальности, закрытой от нас преградой в виде интеллекта, уменьшить которую может только интуиция, идея о силе творческого акта, о иррациональности мира и искусства, - все это, связывает философию интуитивизма и художественную концепцию сюрреализма. А. Бергсон занимался эстетической проблематикой, поэтому его идеи нашли выражение именно в искусстве.
Другие философы, наряду с Бергсоном, говорили о Жизни как первоначале, о ее бесконечной свободе творчества, художники искали новый смысл, который выразили также и в протестной форме. Сюрреализм протестовал против обыденности восприятия мира, против утилитаризма, аналитического ума, стремясь постигнуть высшие материи. Творческий акт, безграничная фантазия и воображение давало им свободу, в которой они так нуждались. Случайность и интуиция сливаются в человеке, и тогда устанавливается связь между ними и бессознательным, именно тогда художник в состоянии интуитивного "озарения" может выразить свой жизненный порыв в виде искусства. Искусство сюрреалистов постигало скрытую от нас жизнь, становясь тем проводником, что связывает обыденный мир со сверхреальностью.
Список литературы:
- Андреев Л.Г. Сюрреализм. Монография. М.: "Высшая школа", 1972. - 230 с.
- Бергсон А. Основы Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, 1998. - 384 с..
- Купарашвили М. Д. Лекции по современной философии.М.:Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - с.336.
- Мириманов В. Персоналии и течения. Сюрреализм // Искусство. — 2001. — № 23. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200102301 (дата обращения 16.05.2016)
- Пабло Пикассо // Энциклопедия великих людей и идей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/zhivopiscy/pablo_pikasso/6-1-0-118 (дата обращения: 15.05.16)
дипломов
Оставить комментарий