Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ПЛАКАТА И ЕГО ВИДАМИ
Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, что бы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.
Плакат нашему миру известен давно. В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты содержали информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Естественно, плакат тех времён совершенно отличался от современного плаката. Предполагают, что самый первый плакат напечатал Батдольд в 1482 году. Он был книготорговцем и сделал рекламный плакат «Геометрии» нового издания Эвклида. Данный плакат не дошёл до наших времён, но зато до нас дошёл плакат 1491 года. Этот плакат нёс информацию о рыцарском романе «Прекрасная Мелузина».
В 1796 году немец Алоиз Зенефельдер изобрёл новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией и, только благодаря ей, плакаты стало производить проще и дешевле. Смысл этого способа состоял в том, что бы изображение наносилось на специальный камень (или известняк), который служил печатной формой. Эта технология осваивалась на свойстве жиров, где главным было отталкивание воды. Суть новейшей технологии состояла в том, что на специальный камень достаточно жирной тушью или литографическим карандашом наносилось изображение. После этого на камень накладывали специальные химические составы, наносилась вода, затем краска. Благодаря химическим составам, места, где не было изображения, в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После всей процедуры краску под давлением переносили на бумагу. С помощью такой технологии плакаты издавались большими тиражами и за короткое время. Для печати использовали не только белый фон, но и цветной. При этом плакаты были больших форматов и долго сохраняли цвета. В 1806 году Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене, а впоследствии, в начале XIX века открылись подобные мастерские во всех крупных европейских столицах.
Следующим этапом развития новых технологий в создании плаката становится хромолитография. Открыл его Годфруа Энгельман. В 1838 году он получил за своё открытие премию. Корнилий Яковлевич Тромонин в 1832 г так же создал этот метод. Но денег за него не получил. Он был русским художником и после его смерти на похороны ему собирали деньги. Данный метод хорош тем, что стало возможным печатать многоцветные плакаты, так как при выполнении использовалось несколько камней по числу красок. Появилась возможность в отпечатках накладывать цвета друг на друга. Такой способ иногда назывался цветной литографией, и он был более сложный, так как для каждого цвета готовился отдельный камень. Но результат того стоил.
Еще один способ создания плаката стал метод фотохромолиграфии, который был изобретён в 1865 году австрийским бароном фон Рансонетом. Данный способ упростил технологию печати. Сам метод основывался на фотографическом изображении, где использовалось всего три краски – синяя, жёлтая и красная, при которых получались различные цвета. Изобретение такой технологии стало возможным печатать плакаты дёшево и очень большими тиражами. Плакат становился более популярным и его популярность связана не только с культурной жизнью, но и с общественно-политической.
Представителями жанра плаката во второй половине XIX века являлись: А.Муха, Э. Грассе, Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен. В это время Франция становилась родиной уличного плаката. Основоположником данного искусства считался французский художник Жюль Шере. В его плакатах уже появлялись принципы современного плаката: броскость, лаконичность, концентрация на одной фигуре, быстрое восприятие текста и изображения. Приёмником его был Анри дэ Тулуз-Лотрен и он был выдающимся рисовальщиком. В своих работах он использовал выразительность линии, декоративность фактуры, а так же цветного пятна.
На протяжении всего времени художники использовали актуальные стили и направления для своих плакатных работ. Большинство плакатов в конце XIX века – начале XX века было в стиле модерн. В основе стиля модерна лежит одухотворённость, утонченность и изысканность. В нём преобладали плавные линии и определенные цвета – приглушенные и блеклые. Основателем стиля модерн стал финский художник Аксель Галлен-Каллела. Так же, плакаты в стиле модерн изображал художник Альфонс Муха, который работал в Париже. Он стал популярным благодаря афиши с Сарой Бернар. И создал жанр рекламного календаря, который используется по сегодняшний день. В это время появляется разновидность рекламного плаката, который возник в Западной Европе во второй половине XIX века. Для рекламного плаката важным становится конкретный рекламируемый объект. Основоположниками рекламного плаката стали художники Германии: А. Холовайн, Л. Бернахард, Ю. Клингер, Л. М. Кассандр. Позже, рекламный плакат дошёл до других стран.
Театральный плакат так же начинает приобретать постоянный характер. А реклама кинематографа открывает новые границы. Сначала плакаты создавались с помощью прорисовки различных кадров. Позже, художники стали изображать главных героев, тем самым давали представление о них, их сути. Театральный плакат до сих пор сохранил свою сущность и популярность.
Плакат в России стал развиваться так же, как за рубежом, в конце XIX века. Плакат стал видом массовой культуры и использовался уже украшением интерьера и улиц. В 1897 году в Санкт-Петербурге открывается Международная выставка художественных плакатов. Данное событие было очень важным. Выставка собрала около семисот произведений из тринадцати стран, в том числе и России. Около двухсот работ были выставлены из Франции, более ста работ выставили художники из Германии и США, немного меньше выставлены из Великобритании. Россия выставила всего двадцать восемь работ. В начале ХХ века Россия заимствовала из Европы стиль модерн. Он был достаточно актуальным. В стиле модерн работали различные художники, среди которых был М.Бельский, Н. Вышеславцев, Н. Калмаков. Они были малоизвестны и работали в рекламном направлении. Стиль модерн стал популярным среди обеспеченных горожан. Данный стиль перешел в другую эпоху – революционную.
Февральская революция открыла новые виды плаката – агитационный, социалистический. Задачами этих плакатов стала пропаганда подготовки к выборам в Учредительное собрание и агитация за политические партии. Одним из первых агитационных плакатов был плакат Союза потребительских обществ «Женщины, идите в кооперацию» с изображением русской крестьянки. В конце 1917 года стало необходимо донести до людей цели советской власти. Правящие партии обратились к плакату, как к искусству убеждать. С помощью него можно доступно и наглядно объяснить публике всё, что требовалось. Сознание народа перевернуло сотней листов, созданных с 1918 года по 1921 год. С этого момента социалистический плакат всегда сопровождал граждан нашей страны. Создание плакатов общенациональной тематики стали создаваться после переезда советского правительства из Петрограда в Москву и с началом Гражданской войны. Задачами такого плаката являлось убеждение в непримиримости противоречий между трудом и капиталом, демонстрация врагов Советов внутри страны, а так же важным было показать общность политических интересов пролетариата и беднейшего крестьянства. Социалистический плакат родился осенью в 1918 году, когда в издательстве ВЦИК впервые напечатали первые советские плакаты. Агитационные, социалистические, а так же военные плакаты сопровождали людей во всех главных событиях. Плакаты распространялись большим количеством во время первой мировой войны и гражданской войны.
Разнообразные плакаты выполняли советские художники и поэты в годы Гражданской войны в Российском телеграфном агентстве. «Окна сатиры РОСТА» - так называлась серия плакатов, где с помощью изображения и легко запоминающихся стихотворными текстами извещали о любом злободневном событие. Создателем «Окна РОСТА» является М.М. Черемных, позже к нему присоединяются В.В. Маяковский, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко. Плакаты нравились множеству народу и разошлись в другие страны.
Важную роль сыграл военный плакат. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с еще большей мощностью. Плакаты помогали людям выстоять все бедствия военного времени. Самый популярный плакат тех времён был плакат «Родина - Мать зовёт» И. Тоидзе. Плакат был создан спустя неделю после начала войны и напечатан миллионами тиражами, благодаря своей силе воздействия. Здесь же появляются социальные плакаты. У них было множество целей, среди которых: борьба с алкоголем, прославление культа труда, идеалов социализма и др. Труд во благо общества всегда присутствовал в советском плакате. По окончанию войны плакаты перешли на новый уровень. На плакатах стали изображать ликование народа. Образы Сталина и Ленина практически всегда присутствовали на плакатах.
Рекламные плакаты тоже имели свою популярность в советском времени, но были менее значимые, чем социальные, агитационные, военные и социалистические плакаты. Первой рекламой стал «Добролет», призывающий покупать акции акционерного общества. Рекламировались и продукты питания, услуги банков и др. Экологические плакаты так же внесли свою значимость. Защищать природу, не мусорить и т.д. остается актуальным и сегодня.
Плакаты приобрели свою значимость уже тогда, и сейчас набирают популярность. Они будут развиваться, изменяться, следовать за изменениями в обществе.
Исходя из истории, можно выделить основные виды плаката: театральный, рекламный, социальный, экологический, социалистический, агитационный, военный. Все виды плаката отличаются друг от друга, но в тоже время и схожи.
Список литературы:
- Бабурина Н. И. Русский плакат. Москва.: Художник РСФСР, 1988. – 192 с.
- Бабурина Н. И. Русский плакат Первой мировой войны. Москва.: Искусство и культура, 1992. – 120 с.
- Снопков А. Е. Снопков П. А. Шклярук А. Ф. Шестьсот плакатов. Москва. –Контакт-Культура, 2004. – 192 с.
- Толстая Т. Н. Русский плакат. Москва.: Контакт-Культура, 2010. – 176 с.
дипломов
Оставить комментарий