Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Заудалова Д.С. СТАНОВЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(47).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В РОССИИ

Заудалова Дарья Сергеевна

студент, кафедра социально-художественного образования, СурГПУ, г. Сургут

Лозовой Сергей Павлович

научный руководитель,

профессор кафедры социально-художественного образования, СурГПУ, г. Сургут

Детство каждого ребёнка неразрывно связанно с книгами. В первую очередь с ними нас знакомили родители, а уже в более сознательном возрасте, мы изучали их самостоятельно. Истории, захватывающие с первых страниц, мы будем помнить до самой старости, рассказывая их детям, братьям и сёстрам. Но вспоминая образы героев, в голове возникают картинки, которые изображали события книги, дополняли их. Именно эти картинки и называются иллюстрациями.

В чём же заключается основное предназначение иллюстрации? Как эта область искусства развивалась у нас в стране? Ответ на эти вопросы будет весьма актуален. В современном мире печатные издания не держатся на пике своей популярности среди молодого поколения. Речь идёт не только о развитом и развлекательном кинематографическом искусстве. Всё больше молодых людей предпочитают электронные книги печатным. И по многим объективным причинам это является удобным и приемлемым в современном мире. Однако, ценители напечатанных книг утверждают, что они не готовы читать однообразный текст. Они хотят видеть результат творчества художников, работающих над дизайном книги, хотят видеть иллюстрации, дополняющие текст. Не все электронные книги могут похвастаться такими деталями.

В современном мире иллюстрацию называют книжной графикой. В первую очередь, это связанно с тем, что при выполнении иллюстраций, мы обращаемся к графическим навыкам рисования. Графика, как вид искусства, почитается недавно, хотя графические изображения имеют многовековую историю [2, с. 11].

Чтобы углубиться в изучение иллюстрации, рассмотрим определение данного термина, а для этого обратимся к художественной энциклопедии. И так, иллюстрация, как область искусства – это изобразительное истолкование литературного или научного произведения. Мастера книжной графики называются иллюстраторами.

История этого вида искусства лежит в далёком прошлом. Так первые зарисовки можно найти в рукописных книгах-окладах. Они выполнялись в единичном экземпляре и не несли серьёзной смысловой нагрузки.

Но уже в XV веке появились первые печатные книги. Это был значимый скачок для книжной графики. Он обусловлен ещё и появлением гравюры. Этот вид графического искусства, подразумевающий создание изображения различными способами печатных форм, открыл новые возможности для иллюстрации.

Гравюру можно разделить на несколько видов, опираясь на способы получения оттиска - желаемого печатного изображения:

  •  гравюра высокой печати
  •  гравюра глубокой печати
  •  гравюра плоской печати.

Под высокой печатью подразумевается печать с рельефа, где печатающие элементы с краской выше пробельных мест. При выполнении таких гравюр художник должен углубить те места, которые, впоследствии, оставят бумагу белой. Такими гравюрами являются: линогравюра, ксилография и др.

Линогравюра – гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерно-пластических материалах.

Ксилография – один из видов гравюры, выполняющийся на дереве.

При выполнении глубокой гравюры мастер придерживался совершенно противоположного принципа. Печатная краска наносится на углубленные участки, а с других стирается. И, таким образом, при печати, бумагу окрашивают только углубленные участки, наполненные краской. Глубокую печать так же можно разделить на 2 группы. К первой группе относятся гравюры, печатные формы которых выполняются механически. К таким относятся сухая игла, меццо-тинто и др. Вторая группа - печатные формы, полученные путём травления, или, иначе говоря, химическим способом. К таким можно отнести разновидности офорта – гравюры, при выполнении которой углубления на металле получаются благодаря травлению кислотой.

Когда речь идёт о плоской печати, мы должны понимать, что при выполнении такого вида гравюры, вся печатная форма является плоской, без углублений. Однако разные участки её поверхности имеют свойства притягивать или же отталкивать печатную краску. Такой эффект достигается путём химической обработки. Представителями такого вида печатной графики являются все виды литографии.

Литография – графика, при выполнении которой краска под давлением переносится с печатной формы на бумагу.

Но гравюра не является единственным видом иллюстрации. Если жителя нашей страны попросить назвать русского иллюстратора, то многие вспомнят В.М. Васнецова. В его творчестве действительно много выдающихся иллюстраций к русским сказкам. К ним относятся его работы «Алёнушка», «Сивка-Бурка», «Богатыри», «Сказка о спящей царевне», «Царевна Несмеяна» и другие. Проследив за творчеством Виктора Михайловича Васнецова, можно сделать вывод о том, что его иллюстрации не относятся к гравюре. Более того, его работы можно считать самостоятельными живописными и графическими произведениями искусства.

Мало кто знает, но к первым иллюстраторам русских книг относится не Васнецов со своими современниками XIX века. Первая иллюстрированная русская книга появилась уже в 1692 году. Это был «Букварь» Кариона Истомина. Иллюстрации данной книги являлись гравюрой, печать которой выполнялась вместе с текстом. Изображения были достаточно примитивными: предметы быта, животные, люди, растения, окружающие нас. Пусть изображения и не были замысловатыми, но отличались высоким качеством,  красотой и аккуратностью форм.

Но вернёмся в XIX век. К этому времени относится важный скачок вперёд для русской иллюстрации. В первую очередь это связанно с появлением фотомеханического способа печати изображения. Этот способ позволил переносить любые графические или живописные работы на страницы книг, что значительно упростило процесс выполнения иллюстраций в книгах.

С развитием книгопечатания появилась потребность в художниках-иллюстраторах [1, с. 44]. Вместе с В.М. Васнецовым стоит выделить его выдающихся современников. Например, И.Е. Репин с его иллюстрацией к рассказу «Художники», В.И. Суриков, М.В. Нестеров. Это время положило начало новому взгляду на детскую книгу. Иллюстрации в ней становились ярче, красочнее, а их количество возросло во много раз. При печати детских книг стали ориентироваться на то, что ребёнок, не умея читать, по иллюстрациям, мог проследить сюжетную линию книги.

XX век открыл новые возможности для книжной графики. Процесс изготовления книги становится проще, иллюстрирование «пустили на конвейер», а оформление книги в большинстве случаев выполняется по готовым типографическим шрифтам и знакам. Но желание создать выделяющуюся книгу не покидает печатные издания. Они плотно сотрудничают с художниками-иллюстраторами, чтобы внести в книгу творческие и неповторимые элементы.

Среди современных российских художников-иллюстраторов много выдающихся личностей. Например, Игорь Олейников, который является не только выдающимся иллюстратором, но и мультипликатором. Работал над такими картинами как «Тайна третьей планеты», «Халиф-аист». Среди его иллюстраций выделяются «Зимняя сказка», «Джек и бобовый стебель». Ещё одним ярким представителем является Антон Ломаев. Он подарил нам иллюстрации ко многим детским сказкам. Помимо того, что мастер  сотрудничает с рядом российских издательств, он является членом Союза художников России.

Книга всегда была и остаётся неотъемлемой частью нашей жизни, а значит книжная графика, всегда будет востребована.

И так, мы выяснили, что основное предназначение иллюстрации в том, что она должна дополнять текст. Будет это литературное произведение, или же научная работа по физике – не важно. Иллюстрация способна дополнить любой текст. Конечно же, если мы будем сравнивать книги наших родителей с современными книгами, то увидим большой скачок вперёд в иллюстрировании. Особенно заметно это в детских книгах, где изображение героев можно увидеть на каждой странице. С одной стороны, такой подход к издательству не даёт детям представлять героя, додумывать какие-то детали. С другой стороны - яркие проиллюстрированные книги способны привлечь ребёнка к чтению. Однако этим вопросам задаётся современная педагогика. Мы же, вернувшись к книжной графике, поразмышляем о том, что в процессе современной глобализации сместил межконтинентальные границы процесс книгопечатания и позволил сотрудничать между собой издательствам и художникам-иллюстраторам с разных стран. Такой подход привнёс новшества, позволяющие иллюстрации в нашей стране развиваться и по сей день.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что такая область искусства как книжная графика, пройдя весь путь своего исторического развития, занимает значимое место в истории изобразительного искусства и культуры нашей страны.

 

Список литературы:

  1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб. пособие для студентов вузов. М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-301с .
  2. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 272с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.