Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нуртдинова А.Р. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ЛАНДШАФТНОГО ПЕЙЗАЖА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(47).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ЛАНДШАФТНОГО ПЕЙЗАЖА

Нуртдинова Арина Равилевна

студент, факультет социально-культурных коммуникаций СурГПУ, г. Сургут

Чурсина Эльвира Сазитовна

научный руководитель,

к.п.н, преподаватель СурГПУ, г. Сургут

Целью данной статьи является образная характеристика особенностей исполнения ландшафтного пейзажа.

Слово «пейзаж» в переводе с французского означает «природа». Именно так называется жанр в изобразительном искусстве, задачей которого является воспроизведение первозданной или преображенной человеком природы.

Помимо того, пейзажем является определенное произведение искусства, исполненное в живописи или графике, изображающее природу. Главной составной частью таого произведения является натуральный или вымышленный автором природный мотив [4, с. 1].

Главным при работе над пейзажем для художника является выбор «мотива». Под словом «мотив» понимается определенное место в натуре, отдельный фрагмент пейзажа, который изображается художником. Мотивом не бывает какой-либо один объект (дом, дерево и т.д.), потому что каждый предмет находится в определенном окружении, на определенном фоне. Мотив представляет сложную группу взаимосвязан- ных объектов, объединенную ситуацией в природе, состоянием среды. Каждый пейзаж (или мотив) имеет свою тему, которая выражается не только по названию входящих в него объектов (например, «Мостик», «Подснежники», «Осинник»), но и по состоянию природы («Снег идет», «Туман», «Вечер») [5, с. 1].

Традиция выбора «красивых» пейзажей, возможно, имеет нечто общее со старой академической традицией расценивать итальянский пейзаж как единственно благородный и достойный для живописца. Поэтому настоящим новшеством было в свое время изображение художниками своих родных мест (в Голландии в XVII в. или в России в XIX в.). Например, уже в своих ранних пейзажных набросках И.И. Шишкин изображал реку, сосну на берегу, домик в лесу, бескрайнее поле – сюжеты очень простые, но, несмотря на это, современники сразу убедились, что художник изображает природу настолько правдиво, как никому еще не удавалось. Его племянница, Александра Комарова вспоминала: «Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды» [3, с. 7].

По форме любой предмет, растение, или животное имеет свою индивидуальность, неповторимость. Как не существует абсолютно схожих людей, так и не найти  идентичных по своей форме деревьев, листьев, веточек, облаков и т. д. Исключительная изящность каждого растения, неповторимость внутреннего движения, заключающаяся в форме растения или предмета, — это то, что всегда привлекает внимание художника и вдохновляет запечатлеть увиденное на холсте. Мы можем различить на картине траву, изображена ли она высокой или низкой, густой или редкой, мягкой или жёсткой. Поэтому художники либо используют сплошные широкие пятна, либо прорисовывают отдельные растения, применяя различную  проработку формы и линий.

Одним из главных компонентов живописного пейзажа является цвет, а точнее — колорит— гармонич­ная живописная слаженность в картине, её цветовая гамма. С помощью колорита художник может показать зрителю линейную или воздушную перспективу, камерность или монументальность, различные погодные условия, время дня или года, его чувства и настроение. Каждому предмету свойствен определенный цвет. Но в зависимости от освещения цвет предмета периодически изменяется. Поэтому художник пишет не одним основным, а всегда разными цве­тами, в зависимости от того, как влияет  цвет одного предмета на дру­гой, от того, как соотносятся между собой цвета в окружающей среде. Основа живописного изображения – это «цветовые отношения». При написании времени года в пейзаже учитывается конкретная цветовая палитра. Так, для начала и середины осени характерен теплый основный тон. Построение картины на контрастах синего и оранжевого, желто­го, красного придает ей нарядность. Дополнением для основной цветовой гаммы будут являться различные буро-зеленые оттенки. В палитру зимнего пейзажа входят светлые оттенки голубого, сиреневого, оттенки холодного синего, черно-белые контрасты. Отличным сочетанием послужит применение розовато-желто-лимонных холодных нежных цветов с ахроматическими оттенками. Весенняя природа отличается нежными и не слишком яркими нарядами. Поэтому цветовая гамма весны включает в себя мягкие пас­тельные цвета: розовый, абрикосовый, кремовый, голубой, светло-желтый, охристый. В палитру лета входят сочные и яркие травянисто-зеленые, алые, вишнево - малиновые, голубые, темно-желтые и оранжевые цвета. Помимо сезонных особенностей нужно учитывать  закономерную гамму времени суток: для  утреннего пейзажа характерно много светлых холодных, голубоватых и розоватых оттенков, для полуденного - контрастных, интенсивных светлых тёплых и тёмных холодных, для вечернего — тёмных и тёплых, для ночного — очень тёмных холодных синеватых и зеленоватых тонов. Серые, малонасыщенные цветосочетания проявляются в пасмурную погоду [2].

Цветовая культура подразумевает так же воздействие цвета на состояние человека. Цвет может вызвать у нас разные эмоции: радость, раздражение, тревогу, чувство тоски, печаль. Голубые, ультрамариновые, сиреневые, изумрудные тона - успокаивают, а пурпурные, алые, оранжевые, жёлтые - возбуждают. Однако в большей степени воздействие цвета зависит от ассоциаций, приобретенных им на практике в повседневной жизни. В живописи пейзажа колорит играет огромную роль. Цвет несет особую эмоциональную нагрузку в зависимости от выбора художником доминирующего цвета и подчиненных ему всех остальных оттенков.

В качестве примера рассмотрим замысел картины И.И.Левитана «Март»  (1895 г.) (рис.1). Художник изображает самое начало весны: тишина по-прежнему царит в природе, но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Гладкая стена дома залита ровным золотистым светом, снег на крыше крыльца начал подтаивать, снежные сугробы осели и потеряли свою белизну, деревья отбрасывают на снег глубокие синие тени. В прозрачном воздухе особенно интенсивно звучит голубой цвет ясного неба. Непосредственность впечатления от жизни природы сочетается в картине с элементами повествования: пустые сани с лошадкой у крыльца, открытая дверь дома, протоптанная тропинка, следы от саней в голубом нетронутом снеге – все говорит о присутствии человека, делая образ более цельным и внутренне завершенным [1, с. 52].

Рисунок 1. И.И. Левитан. «Март». 1895 год. (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.)

 

Подводя итог, можно сказать, что творческий подход к изображению пейзажа основывается на том впечатлении, которое живописец получает при работе с натуры. Взаимодействие с природой влияет на появление мотива пейзажа. Мотив представляет сложную группу взаимосвязанных объектов, объединенную ситуацией в природе, состоянием среды.

Пейзажная картина — это изображение природы, переданное посредством темпераментных особенностей художника. И  прежде чем передать то или иное состояние природы посредством красочных и тональных отношений, нужно всё это увидеть в природе и переложить на язык красок, ибо механически "списать" пейзаж с натуры невозможно.

 

Список литературы:

  1. Дятлева, Г.В.  Мастера пейзажа. - 2002.-348с. :илл.  [электронный ресурс]-Режим доступа. -URL:file:///C:/Users/Admin/AppData/Local/Temp/Rar$DI50.625/Dyatleva_Mastera-peyzazha.342716.fb2 (дата обращения 19.11.2016)
  2. Дмитриева, А.А. Актуальные вопросы западноевропейской живописи XII-XIX вв. – 2015. [электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://studopedia.ru/11_228557_peyzazh-harakternie-osobennosti-peyzazha.html  (дата обращения 19.11.2016 г.)
  3. Мельникова, Л. Иван Иванович Шишкин. – М., 2009.
  4. Моисеева, Т.В. Русский пейзаж. - М.: Искусство, 2000.-63 с.: илл.
  5. Саяпина, Е.И. Живопись пейзажа.-2014. [электронный ресурс]- Режим доступа. - URL: http://oaji.net/articles/2014/245-1394367856.pdf (дата обращения 20.11.2016 г.)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий