Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Григорян Д.К. МОДА ДОМА РОМАНОВЫХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(47).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОДА ДОМА РОМАНОВЫХ

Григорян Даяна Кареновна

студент Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Понятие «мода» появилось несколько позже, чем «костюм». Последний определялся традициями и обычаями общества в целом и отражал социальное положение отдельного человека. Сначала мода была создана лишь для узкого круга людей. Но со временем разделение труда, технический прогресс и другие черты капитализма способствовали формированию моды для масс, которая помогала людям одновременно и выражать свою индивидуальность, отличаться от других, и быть частью культуры.

Развитие моды в Российской империи несколько отличалось от процессов, происходивших в Западной Европе. Великий реформатор Петр I привнес новый, заимствованный, образ жизни, а вместе с тем, как считают многие историки, ввел понятие моды в России.

Монарх издал указ «О ношении платья на манер Венгерского», который был направлен не только на придворных, но и на жителей города. Полотно Николая Васильевича Неврева «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым» отражает суть данного преобразования и скептическое отношение общества к нему. Ведь самодержец практически заставлял придворных носить одежду нового образца. Но на этом «безумства» императора не заканчивались: Петр I установил налог на бороду. Этот указ нарушал русские традиции и приносил мужчинам значительные неудобства.

Действительно, кардинальные изменения в одежде поменяли жизнь людей. Этот процесс можно наглядно проследить на примере женского костюма. Привычные свободные одежды, полностью прикрывающие тело, сменились на обнажающие грудь и плечи наряды, которые включали корсет, утягивающий талию до невероятно малых объемов. Подобная красота влияла на здоровье: женщины падали в обморок, были уязвимы к заболеваниям.

Сначала одежда ввозилась из-за границы, но со временем начинали появляться российские модельеры, они «подстроили» моду под условия страны и вкус ее жителей. Импорт материалов для шитья обходился дорого, это стало неким толчком для развития текстильной промышленности. Хотя российские мануфактуры так и не могли соперничать с европейскими образцами.

Но российская модная индустрия не была самостоятельной. Петр I привозил европейских мастеров, которые подписывали контракт и обязывались обучать модельеров в России.

Так, российская мода удивительным образом иллюстрирует сложные экономические, социальные и политические отношения в стране.

С созданием Кабинета Его Величества Петром I у императоров появилась возможность иметь средства на личные нужды. Это позволило следующим императрицам стать настоящими «модницами».

Елизавета Петровна унаследовала интерес отца к европейской моде, она была одержима нарядами и украшениями, это доказывают изданные императрицей указы, которые буквально диктовали людям, что следует носить. Так, придворные меняли наряды несколько раз в день в зависимости от времени суток и цели мероприятий.

Своему внешнему виду Елизавета Петровна уделяла особое внимание, желая быть уникальной, она встречала купцов с французских кораблей, чтобы получить лучшие наряды, а также запрещала придворным превосходить ее одежды в пышности и роскошности. Императрица к тому же не позволяла дамам носить такую же прическу, как носила она сама.

Любые вольности в одеждах были строго запрещены, а нарушителя "модных правил" Елизаветы Петровны ждала расправа.

Она была человеком барокко. Величественные портреты императрицы показывают, как пышны и вычурны её наряды. Но сложно назвать сложившуюся при Елизавете ситуацию модой, это скорее была жесткая диктатура, основанная на личных пристрастиях монарха.

Императрица любила проводить светские мероприятия. Ею были введены так называемые «метаморфозы», на которые женщины должны были приходить в мужских костюмах, а мужчины, соответственно, - в женских. Это вызывало неодобрение со стороны подданных, но противиться прихотям Её Величества они не могли.

Еще большее значение приобрела мода в эпоху правления Екатерины Великой, в отличие от своей предшественницы императрица ценила простоту и скромность нарядов, а также отошла от тенденций французской моды. Удивительно, что императрица-иностранка ценила русскую культуру и вернула национальные элементы в моду. Это вовсе не значит, что европейский костюм полностью искоренился, но все же Екатерина, показывая пример своим поданным, предпочитала сохранять в своём гардеробе русские мотивы. Она избегала безумств французской моды того времени с их «куафюрами», кружевами и оборками.

Ее Величество сама диктовала, как надлежит одеться придворным к определенному событию. В указах монарха одежда разбирается до мельчайших деталей: важны не только формы, но и цвет, и материал. Однако, в отличие от Елизаветы Петровны, императрица всё же освобождает придворных от строгих приказов и позволяет им опираться на свои предпочтения.

В эпоху Екатерины Великой также вышел первый модный журнал «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр». В нем описывались нравы и модные тенденции Европы.

В истории российской моды можно проследить некую цикличность. Указы каждого последующего правителя отрицали модные преобразование предыдущего, но в то же время являлись их продолжением, развитием.

Следующий правитель, Павел I несколько опасался заграничного влияния, а особенно - революционных настроений во Франции. И снова поменяв направление моды, император запретил ввоз европейской продукции, в том числе и модной, а также ограничил диапазон фасонов одежды и видов причесок.

Любые нарушения его модных взглядов влекли за собой соответствующие меры наказания. Запрещенные детали костюма конфисковывали, подвергали порче и так далее. Но порой ослушников наказывали весьма сурово: лишали чинов, отправляли в ссылку, применяли телесные наказания.

Павел I буквально гнал из России любые французские черты в моде, боясь, что за подражанием в одежде пойдет и подражание в политических взглядах.

Император пресекал любое поклонение моде, он предпочитал простоту и единообразие в одеждах, что избавило страну от роскошных нарядов и, соответственно, снизило их цену.

Не удивительно, что избалованное предметами европейской моды общество после смерти Павла I вновь вернулось к ним.

Николай I продолжил «серию» указов о моде. Застав ее в безобразном состоянии, он унифицировал одежду, подробно изложил все детали.

Наряды того времени удовлетворяли желания общества, соответствовали социальному статусу человека и отражали национальную культуру.

Нарушив «бородовые законы» Петра I, Александр II ввёл моду на усы и бакенбарды, этот факт еще раз доказывает, как изменчива и противоречива российская мода.

Кроме того император с детских лет питал слабость к военной форме, и с годами его интерес рос - коллекция императора включала в себя большое количество мундиров разных полков, причем государь знал всё об этой форме в мельчайших подробностях. Поэтому Александр II замечал любые недочеты офицеров в вопросах обмундирования.

Его преемник Александр III уже не считал необходимым придерживаться каких-либо тонкостей в одежде, в своём «наряде» он предпочитал моде комфорт. А гардероб его был достаточно прост, и особой тяги к аксессуарам и предметам роскоши император не испытывал.

Еще при Александре III популярными стали исторические маскарады. И семья Николая II устроила грандиозное мероприятие, посвященное эпохе царя Алексея Михайловича. Это был масштабный и роскошный бал-маскарад, но, к сожалению, последний в эпоху правления Романовых.

В данный период истории России мода эволюционирует, под воздействием различных факторов она постоянно меняется: усложняется и упраздняется, «европеизируется» и носит исконно русские черты, на разных периодах соответствует и барокко, и классицизму, и модерну. Но главной чертой моды становится тирания, диктатура. С самого ее появления обществу навязываются идеалы, жестко контролируются вкусы, наказываются нарушения. Однако это создает некое единство в истории моды, делает ее уникальной, проработанной до деталей и соответствующей особому характеру русского общества.

 

Список литературы:

1. Демшина А. Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ – начало XXI вв.: учеб. пособие. Мн.: Астерион, 2009. — 170 стр.

2. Корчмина Е., Лавринович М. Список Forbes XVIII века [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://arzamas.academy/materials/1015 (дата обращения 15.11.2016)

3. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III: учеб. пособие. Мн.: Этерна, 2012. — 464 стр.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий