Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ: ОТ ПРИХОДСКОЙ ЦЕРКВИ ДО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Скрипникова Татьяна Андреевна
студент 3 курса Института управления рисками и комплексной безопасности ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург
E-mail: mylady1@mail.ru
Потапова Алена Николаевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Отечества ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург
Религиозный храм является не только культовым сооружением, но и символом отечественной истории и культуры. История каждого кафедрального собора традиционно воплощает в себе историю города и всей епархии. Не стал исключением и Никольский собор г. Оренбурга, который «выстоял» в годы тяжелых испытаний, «прошел путь» от приходской церкви до главного храма Оренбургской и Бузулукской епархии Русской Православной Церкви.
Никольский кафедральный собор назван в честь святителя Николая Мирликийского, жившего в III веке, в Малой Азии, в городе Патара. Его дядя, епископ Патары, посоветовал родителям отдать Николая на службу Богу. Они согласились, и скоро епископ возвел юношу в диаконский, а затем и в священнический сан. При этом он пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем и помощником тех, кто попал в беду. Святитель Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Святой прожил долгую жизнь и чудесным образом спас от смерти и разных злоключений многих людей. Он является покровителем путешествующих (особенно моряков), обездоленных, оклеветанных, также считается покровителем брака [1].
Весной 1883 г. в казачьей станице Форштадт (до 1922 г. — предместье Оренбурга) на улице Атаманской (современная — ул. Чкалова) заложили на средства прихожан приходской храм. Причиной закладки кирпичного здания церкви стал пожар деревянных построек казачьей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название района «Форштадт»). Вот в это тяжелое время и возникла мысль о постройке. Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Евфимием Колокольцевым, а спланировал ее инженер-капитан В.П. Сахаров.
В 1883 г. будущий император, цесаревич Николай Александрович, сделал подарок для строившейся форштадтской Никольской церкви — напрестольное Евангелие, большого размера, под металлическим окладом с четырьмя медальонами по углам с изображениями апостолов-евангелистов, и для его хранения в 1891 г. рядом с церковью построили часовню.
Церковь заложили в 1883 г., а 4 мая 1886 г. ее освятил Преосвященный Вениамин II (в миру Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский. Сначала она была однопрестольная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с 1910 г. числится как трехпрестольная в честь Успения Божией Матери и св. великомученика Пантелеимона. Кроме того, Евфимий на свои средства построил обширный притвор. В памяти старожилов сохранились имена служителей этого храма и настоятеля первостроителя о. Василия (в миру Коблова), скончавшегося в 1917 г. и похороненного за алтарем храма вместе со строителем и старостой Евфимием Колокольцевым.
Никольский храм под «давлением рабочих коллективов» был закрыт в 1935 г. и все святыни из него вынесли. Здание храма стало использоваться для различных хозяйственно-бытовых нужд, вначале в нем разместили общежитие [2, с. 138].
В годы Великой Отечественной войны произошли важные изменения в государственно-церковных отношениях, отмечался рост религиозных настроений среди населения, стали открываться храмы. Активизировалась и деятельность верующих г. Чкалова (так назывался Оренбург с 1938 по 1957 гг.), которые в декабре 1943 г. обратились с письмом к Патриарху Московскому Сергию. В письме они отмечали, что их более 100 тыс. человек, просили помощи в открытии храма или молитвенного дома. С 1942 г. Никольская церковь в г. Чкалове использовалось как хранилище для эвакуированных архивов, и по данным на 1 февраля 1944 г. была занята Госархивом НКВД. В этом помещении разместили 67 вагонов документов, прибывших в город [4].
Объективную необходимость возвращения здания Никольской церкви раскрывал в декабре 1944 г. в письме к председателю Облисполкома Управляющий Чкаловской епархией А. Архангельский. В обращении отмечалась необходимость воспитывать «верующую массу» в патриотическом духе, произносить патриотические призывы, устраивать сборы в Фонд Обороны страны. За несколько месяцев в 1944 г. Никольской церковью было собрано в Фонд Обороны страны 40 тыс. рублей и 10 тыс. рублей сданы в местные органы государственной власти для новогодних подарков детям фронтовиков. В феврале 1945 г. на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру был назначен епископ Мануил Лемешевский. Владыка Мануил внес весомый вклад в открытие храма и оформление епархии.
Только в марте 1945 г. помещение освободили от архивных документов. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Чкаловской области П.Г. Тептярев, обращаясь к общине верующих сообщал, что им передается здание церкви, сторожки, культовое имущество в бесплатное и бессрочное пользование [3].
С 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) наступило благоприятное время для Православной Церкви, в Никольском соборе по благословению митрополита Леонтия развернулось большое строительство. В 1988—1990 гг. в Никольском соборе построили новый круглый купол вместо старого деревянного квадратного, который дал наклон. В 1991 г. начали строительство нового Всесвятского придела, который освятили через год.
В 1994 г. оренбургскими строителями во главе с Вячеславом Михайловичем Коноваловым по проекту Н.А. Быковской, на первом ярусе старой колокольни была надстроена новая высокая колокольня, поднявшаяся на 7 метров и гармонично вписавшаяся в окружающую застройку. 1994—1995 гг. — произведена позолота всех 3-х иконостасов, расписан купол и расписаны три алтаря, произведена реставрация стенной живописи алтарей и всего храма. В 1995 г. на территории Никольского собора возвели Водосвятную часовню, благоустроили территорию вокруг собора, разбили сад, установили чугунную ограду, посадили лиственницы. В 1996 г. Никольский собор посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. «Им был отслужен молебен в торжественной обстановке. Его Святейшество вспоминал, что как и тогда, когда, будучи митрополитом, он посещал Оренбург, Никольский кафедральный собор был переполнен прихожанами, и чувствовалась молитвенная, теплая, духовная атмосфера, так и в его новый приезд царит та же молитвенная атмосфера. Его Святейшество дал свою положительную оценку Никольскому кафедральному собору» [5].
Список с чудотворной Табынской иконы Божией Матери — одна из главных святынь Никольского собора. Эта икона имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ. Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность — очень темный Лик. Настолько темный, что не различить Его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, в городах Оренбурге, Самаре и других.
Никольский собор имеет огромное значение для верующих жителей Оренбурга. Веками вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Всеми жителями строился и украшался Никольский храм. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм является средоточием духовного бытия и самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание — освящение брака, а в конце пройденного пути — церковное погребение. Воскресный и праздничный благовест призывает верующих отложить всякое житейское попечение и поспешить в Храм Божий. Православный христианин чтит храм, потому что «место это свято». На нашей грешной земле, особенно в наше время, исполненное беззакониями и соблазнами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод.
На наш взгляд, очень важно знать не только историю своего Отечества, но и своей малой родины, своего родного города, неотъемлимой частью которого является Никольский собор.
Список литературы:
1.Епархиальные ведомости. — 1886. — № 10. — С. 375.
2.Потапова А.Н. Чкаловская Епархия в годы Великой Отечественной войны // Южный Урал в годы Великой Отечественной войны. Оренбург: Оренб. губерния, 2000.
3.Мячина Н.А. Никольский собор: история и современность. 1999. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.oepress.ru/nikolskiy_sobor.html.
4.Потапова А.Н. Православные епархии на Южном Урале в военные и послевоенные годы // Великий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.): сб. статей Междунар.науч. конф., посвящ.65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2010. — С. 316—321.
5.Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Книга 3. Оренбург,2000. — С. 222.
дипломов
Оставить комментарий