Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Земницкий Дмитрий Андреевич
студент 2 курса отделения стоматологии ортопедической медико-технического колледжа, Республика Казахстан, г. Астана
E-mail: dimas_9609@mail.ru
Мештаева Гаухар Асхатовна
научный руководитель, преподаватель истории Казахстана медико- технического колледжа, Республика Казахстан, г. Астана
«Начало жизненных дорог — родимого дома порог».
Еще одной точкой возникновения мировой цивилизации были степи Евразии, в том числе нынешнего Казахстана. На этом пространстве между течениями нескольких рек зародилась культура кочевников. Это было огромное пространство, империя кочевой культуры — совершенно непохожего на оседлый образ жизни, опыта освоения земли человека. У кочевников Казахов было 3 вида жилища. В зимних поселениях преобладали стационарные жилища. Они строились из камня, сырдца, дерева.
Беднейшая часть в этот период проживала главным образом в землянках. В теплое время полностью доминировал, в тех или иных модификациях, один и тот же тип жилища — переносная разборная юрта. В некоторых регионах на юге Казахстана юрту использовали и как зимнее жилище.
Казахская юрта
Рисунок 1. Юрта
До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту — основное жилище тюркских народов.
Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Одним из самых торжественных моментов жизни казахов — передача юрты отцом сыну.
Юрта — это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.
Юрта состоит из 3 частей:
1. Деревянные части юрты — ее основа
2. Войлочная часть — покрытие.
3. Шнуры и широкие ленты — для соединения деревянных деталей и крепления войлока.
Рисунок 2. Юрта вид с наружи
Внутри юрта делится на 4 части:
1. Место для гостей (тор). Это особо почитаемое место, его не занимают молодые снохи.
2. левая сторона (при входе справа) — место хозяина дома. Возле порога, ниже места хозяина, хранятся продукты, кухонная утварь, которые прикрываются специальной циновкой (ши).
3. Справа (при входе левая сторона) место детей. Ближе к порогу вешается одежда, конская сбруя.
4. Место очага считается святым. Здесь разводят огонь, готовят еду.
Юрты, как свидетели народного богатства и изобилия, были уничтожены во время войны, коллективизации, перехода к оседлому образу жизни. Многие юрты бесследно исчезли в смутные времена.
Рисунок 3. Казахская юрта вид из нутри
В ХХ веке значимость бесценного наследия казахской культуры — юрты — снизилась. Вместо добротных сооружений появились кое-как изготовленные, некачественные, покрытые черным хромом, служащее не более двух лет подобия казахских юрт. Со временем стало стираться из памяти и само понятие «святой очаг» [3. с. 24].
Начиная с 90-х годов ХХ века, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратится к истокам национальной культуры, возродить юрту как национальный символ в жизни казахов. На праздниках стали выставлять не лозунги, флаги и портреты, а юрты во всей своей красе, украшенные работами мастеров искусств и организовывать спортивные соревнования.
Рисунок 4. Юрта
Прикладное искусство
Культура народа проявляется так же в произведениях декоративно- прикладного искусства, созданных истинными мастерами, которые из куска дерева и железа творили чудеса, из шерсти и драгоценных камней создавали шедевры, из золота и серебра — неповторимые украшения. Казахские мастера изготавливали прекрасные инкрустированные изделия из кости и рога: музыкальные инструменты. Шкатулки, посуду и домашнюю утварь, чехлы, кнутовища, изящные бусы, пуговицы, броши. Изделия из рога комбинировали с деревом, медью, железом, золотом, серебром, различными драгоценными камнями. Высушенные сухожилия крупного рогатого скота сапожники использовали для шитья обуви, конской сбруи и других кожаных изделий.
Рисунок 5. Неповторимые украшения
Рисунок 6. Неповторимые украшения
В культурно-бытовом укладе казахского народа камча (плетка) занимало особое место. Камча — произведение искусства, вещь, придающая силу,неотъемлемый аксесуар жигита и девушки, подарок. К сожелению, немногие знают, что камчой не только погонщики пользовались. Она была также инструментом дисциплины.
Камча — неотъемлемая часть облика казаха. Его трудно было представить без лошади и камчи. В традициях и обрядах были свои правила и использования камчи. В традициях и обрядах были свои правила использования камчи. Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. Пеший человек держал камчу, сложив ее в двое. Держать камчу не сложенной — знак враждебности. Камча превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик — кусочек литого металла. Удар такой камчой едва выдерживали верблюды и быки.
Рисунок 7. Камча
Скотоводство
Основой хозяйства казахов-кочевников из покон веков являлось скотоводство. Скот был для казаха всем: транспортом, едой, одеждой, богатством. Для казаха самое ценное, священное животное — лошадь. На коне казах кочевал, ездил на охоту, на войну. Батыр считал своего коня верным другом. Во время празднеств устраивались скачки, на кон ставили целое состояние [3. с. 48]
Скот для казахов являлся основным источником всевозможных благ. Из молока готовили разнообразные продукты. Из верблюжьего делали шубат, из кобыдьего молока — кумыс, напитки очень полезные для здоровья. Из коровьего и овечьего молока делали айран, масло, творог, сушенный творог, курт, ежигей и т. д.
Казахи разводили одногорбых верблюдов, но большее предпочтение отдавали двугорбым. Казахи перед перекочёвкой сначала дают верблюдам как можно больше воды и еды. Жажду у верблюда вызывают солью. Верблюд может выпить около 50 литров воды. При медленной ходьбе и не слишком тяжелой поклаже он может продержаться без воды шесть, а то и десять дней.
Рисунок 8. Верблюд
Национальная одежда
Национальная одежда — богатое историко-культурное наследие, ее всестороннее исследование знакомить с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Национальня одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Она напоминает по сути, одежду ранних кочевников.
Некоторые виды повседневной одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, от средневековой одежду турков. Так как кочевники ездили на лошодях, для удобства были скроены широкие штаны и чапаны свободного покроя с запахом и открытой грудью. Казахи верили, что нашение наподоли, руковах одежды узора и орнамента, храня их от злых духов, нечистой силы и болезней.
Казахская одежда типична только для кочевого народа [5. с. 10]. Животноводство обеспечивало народ сырьем для изготавления одежды. Из покон веков в изготовлении одежды использовалась шерсть животных — верблюжья, овечья, козья. Из шкур верблюдов шили различные легкие и теплые шубы «купи». Из верблюжьей пряжи вязали зимнюю одежду. Из гривы верблюда пряли нити и шили из этой ткани теплые штаны. Из овчинной шили чапаны, шубы, легкие сапоги.
Рисунок 9. Национальная одежда
С развитием человеческого общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, тем не менее все они имеют глубоко национальный калорит, не утратили своей ценности и красоты, применяются и поныне.
Список литературы:
1.Артыкбаев Ж. , Раздыков С. История Казахстана: Учебник. 2-ое издание. 2010. — 344 с.
2.Каракузова Ж. Культурология : учебник. 2007. — 448 с.
3.Кенжеахметулы С. Быт и культура казахского народа. 2007. — 384 с.
4.Сасанов Кошали. История Казахстана: справ. Пособие. 2009. — 112 с.
5.Хиянат Б., Сужикова А. Национальная одежда казахского народа 2007 — 384 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий