Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Олейникова Е.А. КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИИ В ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ  ТРАДИЦИИ  ВИЗАНТИИ  В  ОСНОВЕ  ПРАВОСЛАВНОГО  СРЕДНЕВЕКОВОГО  ИСКУССТВА

Олейникова  Елена  Александровна

студент  2  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  Республика  Хакасия,  г.  Абакан

Улахович  Светлана  Николаевна

научный  руководитель,  ассистент,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  Республика  Хакасия,  г.  Абакан

 

На  протяжении  тысячелетней  истории  Византии  сложился  необычайно  многообразный,  пестрый  мир  духовной  культуры,  вобравший  в  себя  греко-римские  и  восточные  традиции,  традиции  многих  сопредельных  государств,  которые  наложили  отпечаток  на  общественную  жизнь,  государственность,  религиозно-философские  идеи  и  искусство. 

Впитав  художественные  традиции,  созданные  многочисленными  народами,  населявшими  империю  —  сирийцами,  коптами,  армянами,  иудеями  и  др.,  византийская  цивилизация  в  трудных  условиях  варварских  нашествий  оставалась  средоточием  греко-римских  традиций. 

Византийцы  именовали  себя  римлянами,  но  в  качестве  официального  государственного  языка  очень  скоро  утвердили  греческий,  и  реально  в  большей  мере  были  наследниками  греко-эллинистической  культуры,  чем  собственно  римской. 

Византийцы  гордились  своим  ромейским  происхождением,  но  поклонялись  Богу  древних  иудеев,  почитали  еврейский  Ветхий  Завет,  наряду  с  Новым,  пришедшим  тоже  из  Израиля,  и  святейшим  местом  на  земле  для  них  был  не  отеческий  Рим  и  не  мудрейшие  Афины,  но  презираемый  их  славными  предками-воителями  Иерусалим.

Своеобразие  общественного  и  культурного  развития  Византии  определило  ее  экономическую  жизнеспособность,  которая  позволила  ей  противостоять  ударам  извне  в  то  время,  когда  западная  Римская  империя  лежала  в  развалинах.  Блеск  византийской  культуры,  богатство  ее  городов,  достижение  науки,  искусства  вызывали  пристальное  внимание  и  зависть  европейских  владык.

Византийское  искусство  сложилось  под  действием  двух  сил;  в  основе  его  лежала  эллинская  традиция,  которая  непрестанно  подвергалась  могучему  восточному  влиянию.  Влияние  Востока  выразилось  в  стремлении  византийского  искусства  стать  искусством  плоскостным:  оно  низвело  античную  полноту  скульптурных  форм  до  слабого  рельефа.  Византийский  скульптор  свидетельствует  об  этом  стремлении,  обращая  классическую  моделировку  капители  в  мраморное  кружево,  которое  он  высекает  также  на  перемычках  и  аркадах  зданий.  Утеряв  понимание  объема,  византийский  художник  сосредотачивается  полностью  на  украшении  плоскости:  он  одевает  стены  храмов  и  дворцов  многоцветными  мраморами,  яшмой,  серпантином  и  порфиром;  своды,  абсиды  и  купола  покрывает  эмалью  мозаик,  а  обильный  свет  льется  из  многочисленных  окон.  Образцом  такого  украшения  может  в  наше  время  служить  Св.  София  в  Константинополе,  все  еще  прекрасная  в  своих  потемневших  мраморах  и  узорных  мозаиках  [1,  с.  24].

Зарождение  элементов  раннефеодальных  отношений  в  первый  период  византийской  истории  (с  IV  до  середины  VII  в.)  отличалось  глубоким  своеобразием.  Длительное  и  трудное  изживание  рабовладения  наложило  глубокий  отпечаток  на  идеологию  и  культуру  Византии. 

Христианское  учение,  определившее  переход  мировой  культуры  на  новый  духовный  уровень,  позволило  сформулировать  такие  понятия,  как  нравственная  и  духовная  красота.  Красота  материальная,  чувственно  воспринимаемая,  трактовалась  и  воспринималась  двойственно,  как  отблеск  и  результат  божественного  творчества  с  одной  стороны  и  как  источник  чувственных  вожделений  и  помыслов  с  другой.

Эта  двойственность  порождала  непреодолимые  и  несовместимые  противоречия  внутри  стремлений  и  вкусов  византийского  общества,  которое  в  одно  и  то  же  время  восхищалось  красотой  роскошных  сверкающих  тканей  и  драгоценных  камней,  ценило  внешнюю  привлекательность  своих  правителей,  оставляя  без  внимания  их  происхождение  и  одновременно  провозглашая  греховность  материального  мира.

Культура  ранней  Византии  была  городской  культурой.  Это  является  основным  отличием  византийской  цивилизации  от  культуры  Западной  Европы  той  эпохи.  При  возрастании  роли  христианства  светская  культура  продолжала  жить  полной  жизнью,  питаясь  богатыми  традициями,  основанными  на  наследии  античности.

Византийские  города,  и  в  первую  очередь  Константинополь,  становятся  художественными  центрами  средневекового  мира.  Здесь  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы.

В  светском  изобразительном  искусстве  античная  традиция  долгое  время  остается  определяющей.  Императорские  дворцы  и  частные  виллы  богато  декорируются  мозаичными  панно.

Изысканность  архитектурных  форм,  а  также  великолепные  мозаики  не  только  церковного,  но  и  светского  характера  принесли  славу  церкви  Св.  Виталия  в  Равенне.  Портретные  изображения  императора  Юстиниана  и  императрицы  Феодоры  в  окружении  свиты  сияют  непреходящей  свежестью  красок,  поражают  торжественностью  и  аристократизмом  композиции.

Одним  из  самых  совершенных  творений  византийских  мастеров  стали  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее  (конец  VII  в.).  Лица  ангелов,  хранящие  в  себе  античный  идеал,  полны  душевной  чистоты  и  возвышенности,  воплощая  свойственное  византийской  эстетике  стремление  к  одухотворению  чувственной  плоти  [2,  c.  98].

Уже  в  ранний  период  складывается  специфический  византийский  образ,  который  в  дальнейшем  будет  лишь  углубляться,  и  совершенствоваться  без  каких-либо  принципиальных  изменений.  Все  более  приобретая  вневременной  и  внепространственный  характер,  византийское  искусство  заменяет  реальное  трехмерное  пространство  золотым  фоном,  который  выполняет  также  важную  эстетическую  функцию  —  он  как  бы  отгораживает  отвлеченное  изображение  от  живой  реальной  действительности  окружающего  мира.  Все  большее  значение  приобретает  канон,  диктующий  художникам  выработанную  в  богословских  спорах  форму,  подчиняя  индивидуальность  традиции  и  церковному  авторитету.

На  многих  византийских  мозаиках,  фресках  и  вышивках,  изображается  интерьеры  храмов  и  палат,  с  висящими  между  столбами  и  в  других  местах  завесами  и  драпировками,  украшенные  шитьем,  а  также  престолы,  покрытые  вышитыми  индитиями.  Церковь  Св.  Софии  и  другие  храмы  Константинополя  украшались  на  великие  праздники  драгоценными  тканями,  завесами  и  индитиями,  а  во  время  Великого  входа  на  Литургии  в  Византии  носили  воздухи,  плащаницы  и  покровы  с  мощей.

В  искусстве  христианского  мира,  в  его  символике  важная  роль  принадлежит  иконе.  Известно,  что  самые  ранние  из  сохранившихся  икон  относятся  к  VI  веку.  Истоки  этого  вида  живописи  исследователи  видят  в  позднеантичном  ритуальном  портрете  (фаюмском).  Заупокойные  живописные  портреты,  исполненные  на  деревянных  досках  в  технике  энкаустики  и  восковой  темперы,  были  найдены  в  оазисе  Файюм  в  Египте  в  1887  г.  Символизируя  переход  человека  в  потусторонний  мир,  фаюмский  портрет  сочетал  в  себе  портретные  черты  конкретного  человека  (античная  традиция)  со  значительной  мерой  идиализации,  условности  образов  (влияние  египетской  традиции).  Основное  отличие  фаюмского  портрета  от  собственно  иконы  заключается  в  «имперсональности»  иконного  образа,  в  отказе  от  конкретной  душевной  эмоциональности. 

Икона  —  это  всегда  максимальное  приближение  к  «божественному  прототипу»,  и  в  этом  заключается  основной  смысл  ее  существования.  Икона  является,  с  одной  стороны,  преградой  между  физическим  миром  и  миром  духовным,  а  с  другой  —  обеспечивает  непосредственную  связь  этих  миров  [4,  c.  176].

В  константинопольской  живописи  XII  в.  фигуры  святых  представлены  спокойно  взирающими  на  зрителя,  исполненными  благородства  и  спокойствия.  Лица  и  руки  изображаются  объемно,  с  помощью  легкой  светотени,  в  трактовке  же  одежд  художники  склоняются  к  графичности  и  плоскостности,  как  бы  прочерчивая  ломкими  складками  украшенные  геометрическим  орнаментом  ткани.  Излюбленными  сочетаниями  цветов  становятся  глубокий  синий  и  золотой,  что  сообщает  всей  композиции  возвышенность  и  значительность. 

В  императорской  мастерской  создавались  особенно  роскошные  рукописи,  украшенные  многочисленными  миниатюрами,  исполненными  с  применением  большого  количества  золота  и  пурпурной  краски  на  листах  пергамента,  отличающегося  особенной  белизной.

Кодексы,  вышедшие  из  мастерской  Студийского  монастыря,  получили  широкое  распространение  и  стали  образцами  для  многих  писцов  и  миниатюристов  в  других  странах.  Характерным  признаком  этого  стиля  является  объединение  в  единое  целое  текста  и  всех  элементов  украшения  книги.  Композиции,  как  правило,  разбросаны  по  всему  пространству  листа  между  строк,  но  встречаются  и  отдельные  композиции,  заключенные  в  специальное  обрамление.  Миниатюры  отличаются  легкостью,  тонкой  манерой  письма,  богатой  цветовой  палитрой.

Утонченный  академизм  сменяется  во  второй  половине  XII  в.  более  взволнованным,  эмоционально  напряженным  искусством,  которое  еще  не  противоречит  высокой  духовности  и  утонченности  предшествующего  времени,  но  уже  возвещает  о  начале  новой  эпохи,  наполненной  трагическими  событиями  в  истории  Византии. 

В  1204  г.  крестоносцы  захватили  и  разграбили  Константинополь.  Двор  императора  перебирается  в  Никею,  где  образуется  центр  возрождения  древней  эллинской  культуры.  Классическое  звучание  искусства  этого  времени  было  обусловлено  тем,  что  эллинизм  понимался  как  национальное  наследие. 

В  1261  г.,  после  того  как  Михаил  Палеолог  отвоевывает  Константинополь  у  латинян,  наступает  период,  носящий  название  «палеологовского»  по  имени  правящей  династии.  Это  время  отличается  блестящим  расцветом  искусства,  представленного  почти  исключительно  живописью.  Искусство  XIV  в.  называют  «Палеологовским  Ренессансом»,  так  как  последний  взлет  его  был  обусловлен  последовательной  ориентацией  на  классическое  искусство.  Наиболее  яркие  черты  этого  стиля:  артистизм,  изысканность,  тончайшая  обработанность.

В  середине  XIV  в.  в  искусстве  Византии  одерживает  победу  аскетическое,  суровое  направление,  главой  которого  стал  Григорий  Палама.  Художественный  язык  приобретает  ту  суровую  немногословность  и  аскетизм,  которые  проповедовал  Григорий  Палама.  Особенное  значение  придается  свету,  преображающему  духовную  и  физическую  природу  человека.  К  этому  направлению  примыкал  самый  крупный  константинопольский  мастер  второй  половины  XIV  в.  Феофан  Грек. 

В  1453  г.  закончилась  тысячелетняя  история  Византии,  которая  рухнула  под  ударами  турок.  Еще  несколько  веков  (вплоть  до  XVII  в.)  продолжала  существовать  живопись,  носящая  название  «поствизантийской».  Создавались  эти  иконы  в  монастырях  Афона  и  Крита,  но,  повторяя  старые  византийские  образцы,  они  ни  разу  не  поднялись  до  высот  прежних  достижений  византийских  мастеров  и  носили  по  большей  части  старательный  ремесленный  характер. 

В  своем  развитии  византийское  искусство  прошло  долгий  путь.  Его  формы,  первоначально  возникшие  на  основе  памятников  древневосточных,  греческих  и  римских,  были  развиты  согласно  требованиям  новой,  торжествующей  религии,  подчинившей  себе  всю  культуру.  В  поисках  новых  средств  выражения,  новых  форм  и  образов  византийский  художник  обращался  к  античному  искусству.  Византийская  художественная  культура  дала  немало  импульсов  искусству  Западной  Европы,  Древней  Руси,  Балканских  государств.  Недаром  в  XIX  веке  возник  термин  «Византия  после  Византии»,  обозначающий  существование  ее  культуры,  когда  ее  самой  уже  не  было.

 

Список  литературы:

1.Каждан  А.П.  Византийская  культура  (  Х—XII  вв.).  М.,  1997.

2.Мир  культуры  (Основы  культурологии).  Учебное  пособие.  2-е  Б95  издание,  исправленное  и  дополненное.  М.:  Издательство  Фёдора  Конюхова;  Новосибирск:  ООО  «Издательство  ЮКЭА»,  2002.  —  712  с.

3.Мировая  художественная  культура  от  зарождения  до  XVII  века  под  ред.  Е.П.  Львова,  Н.И.  Фомина,  Л.М.  Некрасова.  СПб  2008.

4.Удальцова  З.В.  Византийская  культура.  М.,  1988.

5.Эренгросс  Б.А.  и  др.  Мировая  художественная  культура.  М.:  Высш.  шк.,  2001.  —  767  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.