Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Егошина Валерия Леонидовна
студент 4 курса института педагогики и психологии Марийского государственного университета, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Назарова Светлана Александровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования МарГУ, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Ценностные ориентации подростков в последнее время претерпевают существенные изменения, заметна тенденция подмены истинных ценностей ложными, которые транслируются подросткам средствами массовой информации. Материальные ценности заменяют духовные, искажается представление о доброте, милосердии, толерантности и патриотизме. В связи с такими изменениями необходимо уделить должное внимание вопросу формирования ценностных ориентаций подростков. Одним из вариантов решения данной проблемы стало введение религиозного направления в светские школы.
Понятие «ценности» впервые было введено Аристотелем. Рассматривая в своей работе «Большая этика» виды благ, он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться для добра и для зла [1].
Далее ценности и ценностные ориентации рассматривались различными науками, и, в первую очередь, такими как философия, психология, педагогика, аксиология.
Согласно Н.В. Рябоконю, понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах [6].
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что, под ценностями обычно понимают положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества в целом, свойство определенного объекта, обозначающее возможность удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами, социологами, психологами и педагогами: Б.Г. Ананьевым, Н.А. Бердяевым, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.А. Лосевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным и другими. Учеными был внесен немалый вклад в изучение ценностных ориентаций, однако можно сказать о том, что этот вопрос еще недостаточно изучен.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности [2].
Л. Кольберг рассматривает формирование ценностных ориентаций личности посредством последовательного прохождения человеком стадий морального развития, в результате которого ценности общества интериоризируются личностью и их соблюдение становится внутренней потребностью [4].
Говоря о ценностных ориентациях, необходимо обратиться к понятию нравственные ценности. Но для того, чтобы получить более полное представление, ознакомимся с понятием нравственности.
Нравственность — один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Нравственное поведение заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом [5].
Нравственные ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античными мудрецами главными из этих добродетелей считались благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы [3].
Таким образом, мы видим, что на основе ценностей формируются ценностные ориентации как отражение смысловой стороны взгляда на мир, заключающие в себе более полную информацию о том, что важно для личности, к чему она стремиться и на каких принципах основывается. Нравственными называются ценности, основанные на добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлении действовать на благо всех членов общества.
Для формирования ценностных ориентаций важным является подростковый возраст, поскольку в этом возрасте ценностные ориентации формируются под влиянием активного развития самого подростка, его системы интересов, выбора занятий, нахождении своей компании, выбора дальнейшего профессионального пути.
Знакомство с культурой религии происходит в конфессиональных образовательных учреждениях и в пределах курса «Основы культуры религий и светской этики» в светских, и оно направлено на формирование у личности толерантности к другим культурам, адекватной системе ценностей, нравственного поведения. Таким образом, была построена гипотеза о том, что знакомство с культурой религии является фактором формирования более нравственной направленности ценностных ориентаций у подростков.
Наше эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей ценностных ориентаций, иерархии ценностей учащихся конфессиональных и светских учебных учреждений.
Исследование поводилось на базе Лицея № 28 и Гимназии Сергия Радонежского города Йошкар-Олы. Эмпирическую выборку составили 45 учеников седьмых классов в возрасте от 12 до 15 лет: 21 ученик лицея и 24 ученика гимназии.
Целью эмпирического исследования являлось выявление особенностей ценностных ориентаций учащихся конфессионального учебного учреждения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
2. Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева);
3. Авторская анкета на выявление связи между формированием ценностных ориентаций и знакомством с религиозной культурой.
В ходе исследования иерархии терминальных ценностей сделали вывод, что для учащихся конфессионального учебного учреждения значима счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, некоторые указали значимость свободы и любви, и всего по одному человеку указали важность здоровья, жизненной мудрости, развития, хороших друзей, познания и творчества.
Учащиеся светского образовательного учреждения чаще всего на первое место выбирали здоровье, счастливую семейную жизнь, жизненную мудрость, свободу; и лишь по одному человеку указали значимость уверенности в себе, развития, друзей, материально обеспеченной жизнь, природы, развлечения и продуктивной жизни.
Таким образом, мы видим, что отличие выбора главных терминальных ценностей учащихся гимназии от учащихся лицея заключается в большей значимости семейной жизни, намного меньшей значимости здоровья. Также стоить отметить, что никто из учащихся лицея не указал любовь главной ценностью, в отличие от учащихся гимназии. Полученные данные дают нам основание говорить о направленности учащихся светского образовательного учреждения на общественные достижения и направленности учащихся конфессионального образовательного учреждения на семейные ценности. В соответствие с этим ими были выбраны различные ценности, в которых присутствует разная степень нравственной направленности, но в своей совокупности разница является незначительной.
Отличие выбора терминальных ценностей, которые учащиеся гимназии ставят на первые места, в отличие от учащихся лицея, заключается в большей значимости семейной жизни, чем здоровья, меньшей значимости жизненной мудрости.
При анализе иерархии инструментальных ценностей подростков, была выявлена низкая значимость учащимися гимназии высоких запросов и более высокая — лицеистами, однако в остальном значимость схожа.
В ходе проведения методики «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова и Т.А. Огневой), мы получили схожие результаты учащихся конфессионального и светского образовательного учреждения, где на первые места были выбраны теплые отношения с людьми и отзывчивость.
Согласно результатам, полученным в ходе анкетирования, была выявлена иерархия ценностей подростков, согласно которым ценность карьеры и свободы у учащихся лицея сравнительно выше, а семьи и любви — ниже, и противоположное значение у учащихся гимназии.
Однако гипотеза не подтвердилась. Предположительно, это связано с тем, что введение нового курса «Основы православных культур и светской этики», согласно заявленным целям, направлено на формирование нравственности, то есть, имеется в виду, что знакомство с культурой религии имеет положительное влияние на это. Но на практике мы видим, что в наше время культура религии имеет недостаточное влияние на подростков, и формирование нравственности должно происходить иными путями.
Согласно полученным в ходе исследования результатам, ученики, изучающие культуру религии в образовательном учреждении, как и ученики школ, в учебный план которых не входит «Основы культуры религии», имеют примерно одинаковую нравственную направленность своих ценностей. И экспериментальная и контрольная группа учеников считает важным построение теплых доверительных отношений, высоко ценит семью, также такие качества, как честность, воспитанность, терпимость. И, хотя одна из опрошенных групп более подчеркивает важность любви, в то время, как другая — саморазвития, обе эти ценности имеют отношение к нравственности.
Полученные результаты не исчерпывают поднятую проблему и позволяют определить перспективные направления ее дальнейшего исследования:
· в восполнении пробелов в изучении ценностных ориентаций подростков;
· в более детальном рассмотрении влияния на ценностные ориентации подростков иных факторов.
Список литературы:
1.Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
2.Губина В.Д. Философия. Учебник/ В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: Остожье, 2003. — 704 с.
3.Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений / А.С. Кармин. СПб.: Лань, 2000.
4.Кировский городской портал // С сентября школьники начнут осваивать основы религии. [Текст] [Электронный ресурс]. По информации Церкви Иоанна Предтечи. Киров. [30.08.2012]. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kirovnet.ru/news/2012/08/30/s-sentyabrya-shkolniki-nachnut-osvaivat-osnovyi-religii, свободный
5.Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. — 432 с.
6.Рябоконь Н.В. Философия / Н.В. Рыбоконь. Минск: МИУ, 2009. — 423 с.
дипломов
Оставить комментарий