Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Захарова Наталья Алексеевна
студент 5 курса, кафедра безопасности жизнедеятельности НТГСПА, РФ, г. Нижний Тагил
Сорокина Людмила Аркадьевна,
научный руководитель, канд. пед. наук, кафедра БЖ НТГСПА, РФ, г. Нижний Тагил
Школа является ключевым звеном в формировании личности безопасного типа, то есть безопасной для себя, окружающих и среды проживания, способной на созидание и развитие. На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о ЗОЖ, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Главными задачами в процессе обучения безопасности жизнедеятельности являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и формирование умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Для решения данных задач на уроках ОБЖ необходимо осуществлять моделирование ряда опасных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни. Это возможно при использовании имитационных игр.
Термин «имитация» в переводе с латинского означает «подражание». Понятие «имитационные игры» появилось в педагогической литературе в 60—80-е годы XX века и означало предоставление ученикам возможности «проживания» реальных жизненных ситуаций или смоделированных, приближенных к реальности [1].
По мнению В. Казакова, из всех видов активного обучения игровые методы, пожалуй, наиболее точно воспроизводят реальную действительность и являются самыми эффективными. Имитационные игры на уроках ОБЖ позволяют активно и одновременно включать в урок большое количество учащихся. В это время каждый участник принимает свое решение, реализует его, действует в конкретных заданных ситуациях. В ходе игры у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной действительности [2].
С помощью имитационных игр применяемых на уроках ОБЖ учащиеся имеют возможность приобрести знания и умения: для предотвращения опасности, правильно действовать в опасной ситуации, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты, правильного оказания ПМП. В ходе имитационной игры учащиеся оказываются в нестандартной, незнакомой им ситуации, самостоятельно находят правильные решения, активно участвуют в процессе обучения. Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, учащиеся усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни и в опасных ситуациях, присутствуют в процессе научного поиска, понимая, сочувствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемому материалу, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, применять имитационные игры в обучении учащихся подросткового возраста.
Для учащихся 5-х классов в программу обучения входит раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания», который предусматривает изучение темы «Правила безопасного поведения в быту» [4]. Данная тема направлена на формирование безопасного поведения при разных опасных ситуациях в доме (квартире). Для изучения данной темы на уроках ОБЖ рекомендуется использовать такие ситуационные игры-упражнения, как «Опасно - не опасно», «Один дома» для практической отработки действий в конкретной ситуации, когда из создавшейся ситуации предлагается найти самостоятельный выход.
При изучении темы «Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации» для учащихся 5-х классов на уроках ОБЖ рекомендуется применять имитационные игры, которые направлены на формирование личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактику возникновения криминогенной ситуации, например, ролевую игру «Дадим отпор хулигану!». Тема «Правила безопасного поведения в природной среде» входит в программу обучения учащихся 6-х классов. Например, при проведении урока по теме «Подготовка к походу и поведение в природных условиях», возможно использование ситуационной игры-упражнения «Мы идём в поход» для отработки действий при подготовке к походу.
При изучении раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» для учащихся 5—8-х классов на уроках ОБЖ рекомендуется использовать ситуационные игры-упражнения и ролевые игры для формирования знаний, умений и навыков правильного оказания первой медицинской помощи. Например, для учащихся 5-х классов рекомендуется использовать ролевую игру «Скорая помощь», в ходе которой учащиеся формируют знания и умения оказания ПМП при некоторых видах повреждений. Для учащихся 6-х классов предлагается использовать ситуационную игру-упражнение «Будь всегда осторожен!» для формирования знаний и умений по оказанию ПМП при ожогах. Для отработки практических навыков по наложению разных видов повязок и оказанию ПМП при переломах верхних и нижних конечностей для учащихся 7-х классов рекомендуется применять ролевую игру «Друг не оставит в беде».
Имитационные игры предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, а не с помощью рассказов учителя. Грамотно подготовленная игра предполагают: глубоко продуманные учебные цели, структуру, обеспечиваемую ведущим, высокий уровень включенности участников, анализ и обсуждение приобретенного опыта или полученной информации. Имитационные игры могут быть придуманы и разработаны самим ведущим или взяты из различных источников [3].
Мы выделяем следующие виды имитационных игр:
$1· ситуационные игры-упражнения, в которых учащиеся показывают свои действия в имитируемых опасных и чрезвычайных ситуациях,
$1· ролевые игры, в которых участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию.
Каждая игра имеет свои организационные особенности, каждую из них следует готовить отдельно.
Учитывая рекомендации Л.И. Фёдоровой [5], на основе анализа литературы мы предлагаем следующие этапы организации имитационных игр:
1. подготовка к игре;
2. проведение игры;
3. заключительный этап, подведение итогов.
Первый этап — подготовка к игре, или, как его иногда называют, предыгра — включает в себя предварительную подготовку преподавателя (ведущего), заключающуюся в конструировании игры, и подготовку учащихся к игре уже непосредственно на занятии. Таким образом, этап подготовки к игре состоит из двух подэтапов: разработка игры и ввод учащихся в игру.
На подготовительном этапе необходимо:
1. Сформулировать педагогические задачи.
2. Определить содержание игры, соответствующее содержанию учебного процесса и поставленным задачам.
3. Выбрать форму игры.
4. Разработать сценарий игры. В качестве сюжета игры задается опасная ситуация, в которой может оказаться ученик.
5. Составить список необходимых средств для игры.
6. Разработать правила игры. Например:
· в процессе игровой деятельности игроки выполняют работу самостоятельно;
· имитация реальных действий игроками в процессе игры;
· соблюдение участниками игры временного регламента во время игровых действий;
· деятельность игроков оценивается по критерию «минимум ошибок»;
· участники игры должны соблюдать дисциплину и чётко выполнять указания руководителя игры.
7. Разработать систему оценивания.
На этапе ввода учащихся в игру необходимо ознакомить участников игры с игровой задачей: воспроизвести действия в данной ситуации по ее предотвращению или преодолению. Участники игры получают карточку с описанием ситуации, знакомится с правилами игры.
Во время этапа проведения игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т. е. в обучаемые овладевают опытом поведения в опасной или чрезвычайной ситуации, соответствующих переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего.
На заключительном этапе игры необходимо:
· вывести учащихся из игровой в реальную учебную действительность;
· устранить недоразумения и ошибки, если они были допущены игроками во время игры;
· соотнести результаты с первоначальными целями;
· проанализировать, почему события происходили именно так;
· осуществить рефлексию учащихся.
Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие:
1. Какие переживания вы испытали в ходе игры?
2. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?
3. Чем вам больше всего помогал и / или мешал партнер в поисках компромисса?
4. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?
Таким образом, используя для обучения в разных классах по разным разделам определенные имитационные игры, прибегая к постепенному усложнению игрового материала, учитель добивается формирования прочных, осознанных знаний, умений и навыков, модели поведения в данной ситуации, оценочных отношений. При этом полученные знания и умения, лично пережитые участником ситуации, становятся его личным опытом. Это вырабатывает уверенность в себе и своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации он сможет принять правильное решение, реализовать безопасную модель поведения и оказать правильно, своевременно первую помощь.
Список литературы:
- Жиронкина Л.Н. Формирование ценностного отношения к выборам средствами игровых технологий / Л.Н. Жиронкина // Право в школе. — 2007. — № 4. — с. 53.
- Казаков В. Игры похожие на жизнь / В. Казаков // Основы безопасности жизни. ОБЖ. — 2000. — № 6. — с. 17—19.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. М. Наука, 1997. — 223 с.
- Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. М.: Дрофа, 2012. — 106 с.
- Федорова JI.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. М.: ФОРУМ, 2009. — 176 с.
дипломов
Оставить комментарий