Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ХУДОЖНИКИ-БАТАЛИСТЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА В.В. ВЕРЕЩАГИНА И Б.М. НЕМЕНСКОГО)
Людоговская Наталья Алексеевна
студент 3 курса, кафедра ПиТО ЧГУ, РФ, г. Череповец
Сполохова Елена Александровна
научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент кафедры ПиТО ЧГУ, РФ, г. Череповец
Можно констатировать тот факт, что война — постоянный спутник человечества. Тема войны довольно часто встречается в русской живописи, но мало кому из художников подвластно в силу таланта, мастерства создать в полной мере тот жестокий, страшный образ войны и вместе с тем показать всю ненужность, нелепость, глупость происходящих событий, обрисовать весь её ужас. Изначально художники делятся на два лагеря. Первые стремятся затронуть в своем творчестве жизнь реальную, во всех ее негативных, антигуманных проявлениях. Вторые же считают, что в повседневной реальной жизни и так много уродливых страшных проявлений, чтобы и в искусстве, как способе отрешения от реальности, затрагивать столь жестокую правду жизни. Велика заслуга художников, писателей, поэтов, музыкантов, историков в том, что они могут нам наглядно, воздействуя на наши органы чувств, на нашу психику показать насколько война страшна, отвратительна, как важно сохранить мир.
Чтобы поразить зрителя искренностью своих эмоций, чувств, чтобы передать всю глубину эмоциональной составляющей военных действий нужно быть либо активным участником этих событий, либо очевидцем. На мой взгляд, творчество таких художников-баталистов, таких как В.В. Верещагин и М.Б. Неменский насыщено антивоенным пафосом, который крайне убедителен именно потому, что они прошли через все тяготы, страсти захватнической войны. Б.М. Неменский говорил следующее «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина — исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк» [1, с. 25]. У этих живописцев много общего. Художники верили в обличительную силу искусства, писали военные сцены с целью предостеречь, научить человечество, подсказать по какому пути идти не следует. Также свои взгляды излагали письменно.
Многие живописцы изображали военные эпизоды, художники прославляли завоевательные успехи мудрых царей и отважных полководцев. Естественно, что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. Новшеством творчества В.В. Верещагина стало то, что он страстно желал донести до людей настоящую правду войны, а не тот парадный лоск, за внешностью которого скрывалось долгое время истинное кровавое, жестокое «лицо» войны.
Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. И, правда, в его искусстве картины сражений встречаются крайне редко. Художника в меньшей степени волновали кровавые зрелища, эффектные картины сражений. В основном в полотнах художника предстают образы, связанные с великим геройство и великим страданием, бедствием народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.
Свою цель художник воспринимал как миссию борца, просветителя. Он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с большей охотой. Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце, и, после того как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу... призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя...» [2, с. 40]. Следует отметить, что сам Верещагин был человеком мужественным, смелым. Принимая участие в боевых действиях, он не раз совершал подвиги, за которые ему присуждали награды. Символично и то, что погиб художник в 1904 г. во время русско-японской войны в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.
Проанализируем, несколько произведений из цикла, посвященного русско-турецкой войне.
Знаменательна и поучительна картина под названием «Шипка-Шейново» или «Скобелев под Шипкой». На полотне перед зрителем парад, который посвящен победе русских над турками у поселений Шипка и Шейново в 1877 году. Перед нами выстроилась протяженная шеренга русских солдат и вдоль нее стремительно мчатся всадники. Впереди своей свиты мчится на белом коне сам генерал М.Д. Скобелев, он приветствует своих самоотверженных бойцов, подняв руку, и спешит поздравить их с победой. Все радостно приветствуют командира и летят вверх солдатские фуражки. Но главный замысел полотна — на переднем плане — заснеженное поле с замерзшими неубранными, трупами некогда живых солдат, которые ради этой победы отдали свои жизни. В своем произведении Верещагин не прославляет отдельную личность, а напоминает зрителю о главных героях войны — простых солдатах, показывает их беспримерные героизм и самоотверженность. Для художника главным является не изображение героизма, а обличение безрассудочности военачальников, обрекших солдат на подобную участь.
Верещагин создал одну из самых страшных и будоражащих сознание и человеческий разум картин в истории мирового художественного искусства — «Апофеоз войны». Перед зрителем на фоне разрушенного войной города и высохших садов изображена огромная пирамида человеческих черепов, выложенная в среднеазиатской долине. Стаи голодных, обозленных, кровожадных хищных птиц кружат над черепами и с удовольствием садятся на них с желанием ухватить кусочек сохранившейся живой человеческой плоти. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Серовато-желтый колорит как нельзя лучше подходит для передачи ощущения высушенной солнцем, умершей природы. Прекрасная природа своим увяданием вторит бессмысленной людей, вступивших некогда в военные ряды с желанием или в силу других обстоятельств защищать свою Родину и свой народ. Но вряд ли кто-то из них мог желать для себя такой участи: мало того что был убит, еще и не будешь достойно похоронен. Слишком велика цена победы в завоевательных войнах — это цена человеческой жизни. На раме картины художник написал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» [2, с. 64].
Сравним две картины «После удачи» и «После неудачи», в которых художник демонстрирует не эпизод из сражения как таковой, а страшную изнаночную сторону побед и поражений. На полотне «После удачи» пред глазами зрителя предстают два туркестанских воина, которые с удовлетворением любуются на отсеченную голову русского солдата, погибшего во время сражения. У одного из турок в руках мешок для сбора «урожая». Неужели в них нет ничего человеческого или они забыли, что значит быть людьми, подчиняясь приказам свыше? А кто там свыше и почему каждый слепо должен ему подчиняться, почему его жизнь так ценна, а жизнь простого человека никчемна и он должен предстать в качестве «пушечного мяса»? Действие разворачивается на фоне пустыни, где повсюду лежат трупы убитых русских солдат, некоторые из трупов уже разлагаются из-за жары и это зловонье привлекает голодных стервятников. Пейзаж — одинокая безжизненная пустыня рассматривается как символ вечности, безвыходности, смерти. На полотне преобладают грязно-жёлтые, охристые тона. Небо практически одного оттенка с землей, что создает ощущение замкнутости пространства, безысходности. Всё едино.
На картине «После неудачи» изображен исход боевого события в пользу русского войска. Трупы убитых лежат друг на друге, рядом с ними разбросано их национальное оружие. Один из русских солдат стоит рядом с убитыми. Он закуривает папиросу. Его лицо не выражает никаких эмоций, взгляд опустошенный. Русские солдаты в отличие от турок не изувечивали тела убитых ими людей: нет отрубленных голов, изуродованных тел. Эта картина менее жестокая и кровопролитная. Но, художник, как суровый, объективный человек не идеализирует русскую армию, обличает жестокость той и другой воюющих сторон, показывает, что война отвратительна вне зависимости от того победитель ты или побежденный. В.В. Верещагин на примере этих двух полотен проводит мысль о том, что война любого представителя рода человеческого может сделать жестоким, равнодушным, безжалостным, эгоистичным, трудно в таких условиях остаться людьми, сохранить человеческое достоинство и благородство.
По картинам Верещагина можно судить о позиции автора, об его отношении к военным действиям. Не смотря на то, что художник был непосредственным участником военных действий, он ни в коем случае не оправдывает войну, как способ решения глобальных проблем человечества, как способ поиска справедливости (по отношению к тем, кто эту войну не начинал, а пришлось защищаться). Художник показал зрителю не мстительный дух кровопролитной войны, не эффектные сцены сражений, а обратную, изнаночную сторону, то есть то, какой ценой дается победа в военных действиях. В лучшем случае это цена нарушенной психики, в худшем — гибели человека.
Знаменательно творчество Б.М. Неменского. Все планы мирной жизни народа, в частности и Б.М. Неменского разрушила война. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людей.
В свое время в Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны.
Работы Б.М. Неменского — это картины-раздумья, наполненные актуальным полифоническим содержанием. Все самые значительные работы будут написаны после окончания войны, в них буде звучать гимн отдельно взятой личности: обычному солдату, простой женщине, детям.
«Земля опаленная». Это произведение возвращает зрителя к событиям прошедшей войны и наводит на раздумье о том, а не повторится ли это вновь. Художник выводит зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.
Перед нами изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная, гибнущая земля — один из главных героев данного полотна. Кричащий оранжево-красный цвет доминирует, подчеркивает весь драматизм событий, это нереальный оттенок для земли символизирующий трагическое переживание. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни», — пишет автор [1, с. 83]. В узкой трещине окопа не сразу обращаешь внимание на присутствующих там людей. Солдат держит в руке на дне окопа несколько уцелевших зерен, что очень символично. Художник с непревзойденным мастерством говорит зрителю об усталости этих отважных солдат и показать их стойкость, самоотверженность несмотря ни на что. В душе этого простого солдата все еще живет жажда жизни, тяготение к миру, к труду на родной земле. Живет все то, что помогает выстоять и выдержать все жизненные испытания.
«Солдаты-отцы». Здесь проводится тема защиты детства, тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства — и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать» — так напишет автор [3]. В практически стертом фашистами с лица земли промерзшем безликом городе бойцы находят невероятным, чудесным образом уцелевшую девочку. Ее лицо покрыто морщинами, она похожа на старушку, и не может даже плакать. Настолько ребенок пострадал. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», напишет в своих воспоминаниях художник [3]. Полотно очень символично. Солдат — спаситель жизни, чувства солдата равносильны чувствам отца, которые основаны на стремление защитить свое дитя. Перед зрителем предстает мрачный фон: разрушенные печи от многочисленных снарядов. Важна каждая спасенная жизнь, тем более жизнь ребенка. От крошечной фигурки беззащитной девочки исходит сияющий лучезарный свет, и этот свет освещает лица солдат, он согревает их душу, чувства, дает силу жить и вершить миссию борца дальше.
«Безымянная высота» («Это мы, господи!»). Это произведение живописец считал своим любимым детищем. Здесь Неменский, так же как и Верещагин сопоставляет солдат двух противоборствующих армий. Он объективен, беспристрастен. Художник видит не злобу со стороны врага, а то, что война сотворила с детьми по сути одной большой земли. На картине перед зрителем предстают распластавшиеся на поверхности напоминающей ночное поле тела двоих погибших в бою молодых солдат, один — русский, другой — немец. Создается впечатление космической бесконечности и вечности. Поле представляется как бархатное покрывало, Невероятно завораживает сознание ночное загадочное молчаливое небо. Ребята соприкасаются головами, вокруг разбросано оружие. По одежде молодых людей можно с уверенностью сказать, что это солдаты. Но эти солдаты очень напоминают уснувших детей, настолько сладок их сон и нежны лица, руки.
Темы, связанные с войной, в творчестве как В.В. Верещагина, так и Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Живописцы поднимают важнейшие проблемы жизни человека, говоря о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. Б.М. Неменский писал: «Я видел пашню, превращенную в пустыню, горящие города и села на русской, украинской, польской, немецкой земле. Не сознанием даже — каждой клеточкой своего тела ненавижу войну. Ненавижу то, что приносит она, и то, что приводит к ней: тупую ненависть человека к человеку, народа к народу, вскормленную фашизмом, до сих пор вскармливаемую!» [3].
В.В. Верещагин всю жизнь ненавидел войну за те страдания, за ту разрушительную силу, которую она несет тысячам ни в чем не повинных людей, ненавидел и презирал тех, кому война выгодна. Художники страстно желали призвать своих современников и будущее поколение вынести урок из своего самоотверженного творчества, своим искусством они стремились предостеречь человечество, показать антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям невосполнимые утраты, боль, страдания и гибель.
Список литературы:
- Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. М., 1971 — 112 с.
- Лебедев А.К.,. Солодовников А.В. Серия: Русские живописцы XIX века. Верещагин М.: Изд-во «Художник РСФСР», 1987 — 180 с.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www. art.1september.ru (дата обращения 10.05.2014).
дипломов
Оставить комментарий