Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 сентября 2014 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИЙСКОГО КУПЕЧЕСТВА В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Метель Екатерина Вячеславовна
студент 5 курса ФИиП «АГАО им. В.М. Шукшина», РФ, г. Бийск
Почеревин Евгений Владимирович
научный руководитель, канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории «АГАО им. В.М. Шукшина», РФ, г. Бийск
По данным изданного в 1907 г. официального справочного издания «Благотворительность в России», к 1902 г. в Российской Империи насчитывалось свыше 19 000 филантропических учреждений [13; с. 5]. Бийские купцы М.С. Сычёв, П.А. Копылов, Н.И. Ассанов вкладывали немалые средства на строительство церквей, школ, учреждений здравоохранения, а также на прочие нужды.
Успешное развитие промышленности, транспорта и торговли невозможно без увеличения контингента грамотных людей, особенноперсонала со специальной профессиональной подготовкой. В Сибири весьма динамично развивалось общее и специальное образование. Становление и совершенствование системы народного просвещения происходило в регионе во многом благодаря инициативе прогрессивной общественности, нежели деятельности государственных структур (органамместного самоуправления, обществам попечения о народном образовании, пожертвованиям частных лиц, в основном — представителей купеческого сословия). В Бийске активно действовали подобные общества попечения.
Дуализм ситуации, а именно: соседство максимального государственного администрирования с минимальным государственным финансированием, были замечены гласными Бийской городской Думы. Последние были недовольны неравномерным распределением денежных средств, отпускаемых министерством народного просвещения, между отдельными городами [4; с. 3].
Большинство купцов Западной Сибири внесли свою лепту в развитие не только экономики региона, но и других отраслей. Данный факт рассматривается нами как положительный для народного образования, потому как организация данной отрасли осуществлялась лицами, заинтересованными в её развитии. Негативным же он видится нам в силу того, что средства купечества были ограничены, к тому же организация народного просвещения является одной из обязанностей государства.
Благотворительность являлась одним из важных компонентов саморегуляции общественного организма в ситуации нараставшей социальной напряженности. Средства, полученные подобным образом, являлись весьма важным фактором, обеспечивающим существование учреждений народного образования. Представители купеческого сословия весьма деятельно принимали участие в становлении и развитии системы народного просвещения города. Большая часть учебных заведений города была открыта благодаря их пожертвованиям. В частности, 27 марта 1913 г. на заседании Бийской городской Думы был зачитан доклад об образовании комитета для изыскания средств для строительства мужской гимназии в г. Бийске. Сумма в 23 173 рублей 94 копеек, собранная комитетом, была перечислена в Бийское отделение Русско-Азиатского Банка для строительства мужской гимназии [5, с. 4].
Наибольшие суммы в качестве пожертвований были предназначены системе народного просвещения. Общественный деятель, революционер-народник С.Я. Елпатьевский отмечал, что купечество Сибири охотно перечисляло деньги на училища и библиотеки, различные курсы и музеи, на сибирский университет,являвшийсязаветной мечтой сибиряков, на поддержку сибирского студенчества в Москве и Петербурге — на всё то, что отвечало интересам сибирских жителей, особенно в области народного образования [8].
Тем не менее, нами было замечено, что сами филантропы зачастую имели относительно невысокий уровень грамотности. Наиболее ярким примером являлась Е.Г. Морозова, которая внесла внушительные средства на развитие школьной сети города, при том, что сама Елена Григорьевна не имела и начального уровня образования.
Из воспоминаний современника нам стало известно, что среди купцов в г. Бийске насчитывалось «никак не более десятка людей, кончивших городское училище, получивших среднее образование вовсе нет. Большинство хозяев и приказчиков едва умеют писать свою фамилию» [12, с. 118]. Что касается чиновников, относительно этой категории имеется информация о том, что «слабообразованные члены управы оказывались бессильными, выполнить даже прямые требования Городового положения относительно отчетности о своей деятельности, об исполнении финансовых смет» [6].
Во многом, наверняка, благодаря этому купечество старалось не только вноситькрупные пожертвования на нужды народного образования, но и принимать деятельное участие в делах просвещения. М.С. Сычев, бийский предприниматель, который не имели начального образования, на протяжении двадцати лет являлся «почетным блюстителем» Форштадтского училища, «почетным смотрителем» Пушкинского трехклассного училища, попечителем Заречных церковно-приходских школ, а в 1896 году был утвержден на должность председателя попечительского совета Бийской женской гимназии. Вышеупомянутый общественный пост следом за Михаилом Савельевичем занял купец — «чуец» Н.И. Ассанов, которому, как было указано в «Справочнике по городу Бийску и Бийскому уезду», бийская прогимназия «в значительной степени, обязана существованием» [8]. Эти общественные должности подразумевали не только участие в заседаниях или председательство на всевозможных торжественных мероприятиях, но и организацию финансовой поддержки учебных заведений. В 1914 г. Бийская городская Дума на пожертвования Н.Д. Бородина учредила 55 стипендий для детей Георгиевских Кавалеров в Пушкинском и Владимирском высших начальных училищах, ремесленной школе имени А. и Е. Морозовых, мужской и женской гимназиях и школе Общества попечения о начальном образовании [29].
Попечительство над отдельными учебными заведениями представляло собой следующее. Лица, занимавшие эти общественные должности, были в курсе дел опекаемого учебного заведения, принимали непосредственное участие в заседаниях педагогического совета, вручали учащимся похвальные грамоты и осуществляли прочие поощрения, информировали городскую Думу о нуждах учебного заведения, зачастую финансировали ремонт, приобретение необходимых предметов мебели и книг для учреждения, оказывали материальную помощь учащимся, проводили праздники и торжества. Общество оказывало материальное содействие существующим городским школам, помогало учителям и беднейшим ученикам. Для этих целей, к примеру, в пользу общества попечения о начальном образовании по случаю Пасхи в 1913 г. были перечислены средства в форме пожертвований бийских предпринимателей [15; с. 4]; также для нужд школы общества в 1914 г. была назначена субсидия в размере 1 200 рублей [7; с. 4]. Кроме того, общество открывало новые школы (к примеру, в 1917 г. — Вечернюю школу [3; с. 4]), вело широкую просветительскую работу: организовывало народные чтения, спектакли, научные лекции (такие, как лекция «Роль интеллигенции в общественном движении» профессора Н.А. Гредескула [17; с. 4], лекция «Искусство и гипнотизм» г. Румянцева [18; с. 4]) [10; с. 157]. Администрация общества являлась выборной. Процедура избрания производилась на собрании общества, что впоследствии освещалось в прессе. Так, в 1913 г. были избраны председатель правления — П.В. Орнатский, товарищ (заместитель) председателя — А.П. Строльман, члены правления — Н.И. Ассанов, Р.К. Годомский, А.А. Филиппов, И.Н. Шендриков и М.А. Калинин. Согласно уставу, список лиц был представлен на утверждение губернатору. Полицией были собраны сведения о них, в итоге — список был утверждён частично [16; с. 4].
Первая библиотека в городе была основана в коммерческих целях. В 1885 г. И.Д. Ребровым была учреждена платная частная библиотека, однако прибыли она не принесла, в связи с этим, спустя два года хозяин передал её в собственность городу. Благодаря этому решению, была основана городская публичная библиотека.
На заседании Бийской городской Думы 14 мая 1913 г. был поднят вопрос о создании народного дома. Ещё прошлый состав органа местного самоуправления поднимал вопрос о строительстве культурно-просветительского учреждения и даже направил ходатайство о правительственной ссуде, но городу было отказано, и вопрос остался открытым. В 1912 г. А.П. Копылов изъявил желание пожертвовать сто тысяч рублей на строительство народного дома (что в два раза больше, чем сумма, запрошенная у правительства). Дума не только приняла дар, но и решила внести свою лепту, а именно регулярные денежные отчисления в течение двадцати пяти лет. Гласные были обеспокоены различными бедствиями, которые могут постигнуть строение, а также вопросом его расположения. В здании народного дома предполагалось поместить городской общественный банк и биржу труда [9; с. 4].
Оказывалась существенная поддержка и медицине. Так Е.Г. Морозова пожертвовала на строительство городской больницы 1 000 рублей, а также 10 000 рублей Барнаульской лечебнице. Первая больница в городе была открыта купцом. Она была учреждена, а также впоследствии содержалась А.А. Соколовым. Лечебница вмещала 25 пациентов и была основана в 1876 г.
Как отмечает Е.П. Хорькова, «...необходимость благотворения ставилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии» [14; с. 365]. В рассматриваемый хронологический период частные пожертвования были обычной статьей расходов предпринимателей. Бийские купцы также участвовали в благотворительной деятельности.
Мотивы, которыми руководствовалось купечество при внесении пожертвований, были самыми разнообразными. В одних случаях — это стремление получить социальные и налоговые льготы для улучшения своего материального или общественного положения, в других — религиозные, патриотические, культурно-эстетические причины купеческой филантропии.
Виды и размеры благотворительности бийских купцов были самыми разнообразными. Изучая архивные документы, исследователи убедились, что отчисления в пользу церквей и монастырей являлись обязательной статьей расхода предпринимателей. Купцы, подавляющее большинство которых было людьми глубоко религиозными, не только жертвовали церквам колоссальные средства, но и принимали активное участие в организации церковных служб, пели в церковном хоре. П.А. Бурышкин утверждал, что на филантропиювзирали как на «... своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою ... на выполнение какого-то свыше назначенного долга» [1; с. 100]. Воспитанные в духе религиозных устоев и норм христианской морали, предпринимателиполагали, что помощь «сирым и убогим» является их нравственным долгом. Исходя из этого, мы считаем, что все же большинство капиталистовзанималось благотворительностью в соответствии со своими внутренними убеждениями.
К примеру, бийский купец М.С. Сычев будучи «почётным смотрителем» Пушкинского трёхклассного училища, а в 1901 г. являясьглавой города, был избран председателем попечительского совета Бийской женской гимназии. Занимая вышеупомянутые должности, он постоянно финансировал эти учебные заведения. В 1889 г. онперечислил 5 000 рублей на строительство церкви в Томске, в пользу томского Владимирского детского приюта — 100 рублей, в 1900 г. он принял наиболее деятельное участие в строительстве нового каменного здания церкви, выделив для этой кампании более 5 000 рублей. В 1903 г. он организовал строительство нового здания для Успенской церковно-приходской школы, перечислив для этой цели 5 000 рублей. Помимо филантропии относительно Успенской церкви, купцомбыли внесенывнушительные суммы на строительство в г. Бийске архиерейского дома и церкви при нём. Также М.С. Сычевым было пожертвовано 600 рублей на сооружение в г. Бийске Соборной церкви во имя Св. Троицы, 500 рублей — на содержание церкви во имя Александра Невского, 1 100 рублей — на восстановление сгоревших архиерейского дома и церкви при нём, 560 рублей — на сооружение Заречной Покровской церкви. На протяжении 18 лет предприниматель избирался церковным старостой Успенской церкви, к тому же считался одним из наиболее уважаемых членов прихода. Купцом ежегодно выделялись средства на содержание церковного хора, приобретались иконы и расшитые серебром парчовые ризы для священников, жертвовались необходимые суммы на ремонт и содержание храма. Во время русско-японской войны М.С. Сычев оборудовал вагон-склад Российского Красного Креста, выделил значительную сумму на пособие для солдатских жён. Всего с 1876 по 1904 гг. Михаил Савельевич пожертвовал на нужды церкви, образования и здравоохранение 56 500 рублей. Деятельность М.С. Сычева была неоднократно отмечена и благословлена представителями церкви, меценат награждён тремя медалями «За усердие», орденом Станислава второй степени, орденом Анны третьей и второй степени, орденом Владимира четвертой степени [11].
Также много времени и средств отдавал благотворительной деятельности Н.И. Ассанов. С 1896 г. по 1913 г. он являлся членом, а впоследствии и председателем попечительского комитета Бийской Николаевской женской гимназии. За указанный хронологический период отчисления мецената в пользу гимназии составили 25 000 рублей. В 1911 г. он занял пост почётного попечителя мужской гимназии. Николай Иванович регулярно ассигновал средства на всевозможные нужды гимназии,финансировал экскурсию гимназистов в Горный Алтай летом 1912 г. Н.И. Ассанов являлся членом правления местного «Общества попечения о начальном образовании», был председателем совета женской гимназии, организовал в Кобденском округе прививку оспы, что принесло ему большую популярность среди местных жителей, входил в состав бийского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта».
Значительный вклад в строительство Троицкого собора внёс купец 1-й гильдии А.Ф. Морозов. Также церковные капиталы пополнялись за счет ценных бумаг, поступивших как по духовным завещаниям самих купцов, так и от их вдов, к примеру, от Е.Г. Морозовой, которая построила домовую церковь при городском мужском училище, затратив на это 40 000 рублей [2; с. 93].
Таким образом, благотворительность купцов была не только традиционным жестом, но и достаточно весомым вложением предпринимателей: помимо всевозможных орденов и медалей меценаты приобретали социальные и налоговые льготы, посредством чего могли улучшить своё общественное и материальное положение. Мотивация могла быть самой разнообразной: от искреннего желания помочь страждущим до желания извлечения выгоды. Однако в любом случае это было полезно для обеих сторон: как для дарующей, так и для принимавшей, ведь, как уже было оговорено нами ранее, наблюдалось соседство максимального государственного администрирования с минимальным государственным финансированием. Благотворительность являлась одним из важных компонентов саморегуляции общественного организма в ситуации нараставшей социальной напряженности. Средства, полученные подобным образом, являлись весьма важным фактором, обеспечивающим существование многих учреждений. Так, помощь от предпринимателей получали просветительские, благотворительные, медицинские учреждения и прочие организации.
Список литературы:
- Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991. — 352 с.
- Быкасова Л.В. Ценностно-мотивационная структура благотворительной деятельности в Западной Сибири XIX — начала XX в. // III Международный конкурс «Уроки благотворительности». Самара, 2009. — С. 93.
- Вечерняя школа//Алтай, № 240, 02(14).11.1917 г.
- Городская Дума//Алтай, № 37, 14(27).02.1913 г.
- Городская Дума//Алтай, № 70, 29.03(11.04).1913 г.
- Ерёмина Л.А. Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX — начале ХХ веков: БТИ-Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2005. — 184 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-173269.html
- Заседание Городской Думы//Алтай, № 188, 23.08(05.09).1914 г.
- История благотворительности на Алтае. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/blagotvor.php
- К постройке Народного Дома в г. Бийске//Алтай, № 104,14(27).05.1913 г.
- Литягина А.В. Актуальные проблемы исследования культурного ландшафта русского города второй половины XIX — начала ХХ вв. (на примере Сибирского региона)//Гуманитарные науки и образование в контексте формирования исторического мышления: Труды участников Всероссийской научно-практической конференции (12—13 мая). Бийск. 2005.
- Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX — начала XX в.: Монография. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001. — 241 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.altsmb.ru/business/history
- Старцев А.В. Общественная и культурная деятельность предпринимателей Алтая // Предпринимательство на Алтае. XVIII в. 1920-е годы. Барнаул, 1999. — 192 с.
- Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, конец XVIII — начало XX века: Автореф. дис. …д-ра ист. наук. М., 2006. — 268 с.
- Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. М., 1998. — 496 с.
- Хроника//Алтай, № 82, 14(27).04.1913 г.
- Хроника//Алтай, № 182, 20.08(02.09).1913 г.
- Хроника//Алтай, № 250, 13(26).11.1913 г.
- Хроника//Алтай, № 156, 15(28).07.1914 г.
дипломов
Оставить комментарий