Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Громова Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(29). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(29).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  И  МУЗЫКА

Громова  Екатерина  Александровна

студент  3  курса,  кафедра  теории  музыки  и  композиции  КГАМиТ,  РФ,  г.  Красноярск

E-mailKatgromova@rambler.ru

Белоносова  Ирина  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  искусствоведения,  доцент  КГАМиТ,  РФ,  г.  Красноярск

E-mailirinabelay@bk.ru

 

В  начале  XXI  столетия  во  все  сферы  образования,  в  том  числе  и  музыкального,  активно  внедряются  различные  педагогические  технологии.  Цель  настоящей  статьи:  рассмотреть  содержание  понятия  «педагогические  технологии»  применительно  к  системе  музыкального  образования. 

Свою  историю  педагогические  технологии  ведут  из  давних  времен,  в  частности,  Древнего  Египта  и  Вавилона.  Именно  здесь  педагоги  обратили  внимание  на  то,  что  повторяемость  операций  при  создании  любых  ценностей  (при  производстве  предметов  быта,  декора  и  т.  п.)  позволяет  выработать  у  ученика  необходимые  трудовые  навыки.

Впервые  научная  педагогическая  технология  была  сформулирована  Яном  Амосом  Коменским  (1592—1670).  Я.А.  Коменский  выявляет  в  своем  труде  «Великая  дидактика»  приемы  и  методы  обучения,  которые  можно  рассматривать  как  гарантию  позитивного  результата.  В  целом  работа  Коменского  направлена  на  формулирование  основных  способов  обучения,  которые,  по  его  мнению,  могут  быть  похожими  на  искусно  налаженный  механизм.  Его  ученый  называл  «дидактической  машиной»  [1].  Искания  Коменского  являются  актуальными  и  в  наши  дни.  Так,  до  середины  ХХ  века  попытки  «технологизировать»  процесс  обучения  сводились  к  использованию  на  занятиях  новых  технических  средств,  таких  как  компьютеров,  радио.  Еще  в  1940-е  —  середине  1950-х  гг.  термин  «технология  в  образовании»  тесно  связывался  с  использованием  аудиовизуальных  средств  в  учебном  процессе. 

В  1960-е—1970-е  гг.  термин  «педагогическая  технология»  подразумевал  программированное  обучение.  Особенностями  этого  обучения  стало  уточнение  учебных  целей  и  последовательная,  поэлементная  процедура  их  достижения.

Содержание  программированного  обучения  наиболее  полно  отражено  в  высказывании  американского  педагога  У.  Шрамма,  который  считал,  что  целью  обучения  является  такой  подход  к  решению  поставленной  задачи,  при  котором  учащиеся  могут  при  помощи  коротких,  логически  связанных  шагов,  не  допуская  ошибок,  давать  правильные  ответы,  подкрепляя  их  полученными  результатами.  В  то  же  время,  по  мнению  академика  В.В.  Давыдова,  использование  компьютеров  в  обучении  не  способствовало  формированию  творческого  мышления  у  учащихся.

В  1970-е  гг.  комплексный  подход  в  преподавании  позволил  решать  дидактические  задачи,  поддающиеся  четкому  описанию  и  определению.  Педагогические  технологии  стали  общепринятыми  практически  во  всех  странах.  «В  документах  ЮНЕСКО  технология  обучения  (понятие  не  является  общепринятым  в  традиционной  педагогике)  рассматривается  как  системный  метод  создания,  применения  и  определения  всего  учебного  процесса  преподавания  и  усвоения  знаний  с  учетом  технических,  человеческих  ресурсов  и  их  взаимодействия.  Технологичность  учебного  процесса  состоит  в  том,  чтобы  сделать  учебный  процесс  полностью  управляемым»  [5].

Существуют  различные  виды  классификаций  педагогических  технологий,  среди  них  система  Г.К.  Селевко,  представленная  в  книге  «Современные  образовательные  технологии»  [9]  и  получившая  разноречивые  отзывы  современников.  По-иному  классифицирует  педагогические  технологии,  предложенные  разными  авторами,  М.Ю.  Олешков  [6].  В  2000-е  годы  педагогические  технологии  активно  изучаются,  поскольку  их  применение  способствует  формированию  активного,  творческого  подхода  к  обучению  [2;  7].

Сфера  музыкального  образования  долгое  время  оставалась  достаточно  консервативной  и  практически  не  использовала  технологических  инноваций.  Во  многом  это  было  связано  со  специфическим  индивидуальным  подходом  к  обучению.  В  настоящее  время  к  проблемам  педагогических  технологий,  в  том  числе  и  в  области  музыки,  обращаются  многие  авторы  [4;  8;  10].

Внимание  к  эмоциям  и  духовному  миру  человека,  развитие  которого  всегда  уникально,  неповторимо  и  не  подлежит  технологическому  описанию,  составляет  «ядро»  образовательного  процесса  в  музыкальных  школах,  особенно  на  уроках  по  специальности.  Уроки  музыкально-теоретического  цикла,  как  правило,  групповые.  Поэтому  именно  здесь  можно  применять  всевозможные  педагогические  технологии.  В  первую  очередь  —  информационные  технологии

К  ним  следует  отнести  использование  на  уроках  музыкальной  литературы,  сольфеджио,  теории  музыки  компьютерных,  аудио-  и  видео-средств

Так,  на  дисциплине  «Теория  музыки»  в  музыкальной  школе  обобщаются  и  систематизируются  все  знания,  полученные  в  процессе  обучения,  практически,  по  всем  музыкальным  дисциплинам.  Ограниченность  во  времени  обучения  (1  год)  требует  от  преподавателя  интенсифицировать  сам  процесс  получения  знаний.  И  в  этом  смысле  незаменимы  рекомендации,  которые  содержатся  в  книге  Г.Р.  Тараевой  «Компьютер  и  инновации  в  музыкальной  педагогике»  [11;  12;  13]. 

Основным  способом  подачи  материала  становится  презентация,  для  которой  можно  использовать  программу  Microsoft  Offis  Power  Point  2007.  Очень  удобны  презентации  на  контрольных  уроках  по  сольфеджио.  Например,  после  изучения  темы  «Интервалы»,  «Аккорды»,  «Лады  народной  музыки»  и  т.  п.  можно  вывести  на  экран  тестовые  задания,  нотные  примеры  (в  виде  схем  или  в  виде  фрагментов  музыкальных  произведений). 

На  уроках  музыкальной  литературы  при  объяснении  тем  биографического  плана  очень  удобно  использовать  презентации,  в  которых  представлены  портреты  композиторов  и  его  окружения.  Как  правило,  в  учебниках  количество  документальных  источников  ограничено,  и  использование  презентации  позволяет  значительно  обогатить  представления  обучающихся  о  личности  композитора,  о  художественной  культуре  эпохи,  в  которой  формировался  авторский  стиль  каждого  конкретного  композитора.

Особенно  активизируют  восприятие  сложной  и  насыщенной  информации,  как  по  сольфеджио,  так  и  по  музыкальной  литературе,  те  презентации,  в  которых  таблицы,  схемы,  тексты  совмещаются  с  аудио-  или  видеорядом.  В  этом  случае  преподавателю  удается  активизировать  работу  визуального  и  аудиального  каналов  восприятия  обучающихся.  Кроме  того,  можно  заранее  запланировать  вовлечение  всей  группы  в  процесс  обсуждения  предлагаемого  материала,  оставив  на  экране  проблемную  информацию. 

Наряду  с  перечисленными  мультимедийными  технологиями  в  музыкальной  педагогике  активно  используются  игровые  технологии.  Использование  игр  в  процессе  обучения  и  воспитания  детей  —  давняя  традиция.  Особенности  детского  возраста  диктуют  такой  способ  передачи  информации,  знаний  о  музыке  и  о  музыкальных  понятиях,  который  более  всего  соответствовал  бы  уровню  развития  ребенка.  Таким  оптимальным  способом  является  игра.  Для  игровых  технологий  характерны  следующие  модели,  в  которых  обязательны:  1)  наличие  сценария  игры  с  определенными  критериями  оценки  действий  играющих,  2)  распределение  ролей  между  играющими,  3)  возможность  выбора  решений  по  ходу  игры,  4)  четко  сформулированные  методы  управления  эмоциональным  напряжением.  Возможности  игровых  технологий  широко  используются  на  уроках,  где  предполагается  использование  нетрадиционных  форм  преподнесения  учебного  материала.  Это  могут  быть  конкурсы,  турниры,  викторины,  соревнования.

В  2001  году  на  базе  Уфимской  государственной  академии  искусств  им.  Загира  Исмагилова  была  создана  Лаборатория  музыкальной  семантики.  Инициатором  создания  явилась  Л.Н.  Шаймухаметова.  Благодаря  деятельности  лаборатории  были  созданы  специальные  учебные  пособия,  направленные  на  организацию  совместной  игровой  деятельности  учителя  и  ученика  на  уроках  музыкально-теоретического  цикла  и  специальности.  В  пособиях  «Веселое  сольфеджио»,  «Чтение  музыкального  текста»,  «Музыкальная  риторика»  и  других  отражены  поиски  наиболее  оптимальных  способов  передачи  музыкальной  информации  с  учетом  новейших  достижений  в  области  педагогических  технологий  [3]. 

 

Список  литературы:

  1. Каменский  Ян  Амос.  Великая  дидактика.  —  Государственное  Учебно-педагогическое  издательство  Наркомпроса  РСФСР,  —  1939.  —  Том  1.  —  321  с. 
  2. Колеченко  А.К.  Энциклопедия  педагогических  технологий.  М:  Каро,  2005.  —  368  с. 
  3. Креативное  обучение  в  ДМШ  /  Сайт  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://creative-dmsh.ucoz.ru/
  4. Михайленко  Т.М.  Игровые  технологии  как  вид  педагогических  технологий  //  Педагогика:  традиции  и  инновации:  материалы  междунар.  науч.  конф.  (г.  Челябинск,  октябрь  2011  г.).  Т.  I.  Челябинск:  Два  комсомольца,  2011.  —  С.  140—146.  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/  (дата  обращения:  26.01.2015).
  5. Образовательные  технологии  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/  (дата  обращения:  29.01.2015). 
  6.   Олешков  М.Ю.  Педагогическая  технология:  проблема  классификации  и  реализации  //  Профессионально-педагогические  технологии  в  теории  и  практике  обучения:  Сборник  научных  трудов.  Екатеринбург:  РГППУ,  2005.  —  С.  5—19  /  Труды  Санкт-Петербургского  государственного  университета  культуры  и  искусств.  —  2013.  —  №  1.  —  Том.  200.  —  С.  309—312.  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii  (дата  обращения  26.01.2015).
  7. Педагогические  технологии  /  Под  общ.  ред.  B.C.  Кукушина.  М.  Ростов-н/Д.,  2004.  —  336  с.
  8. Петрачков  К.В.  Технология  обучения  строевому  пению  учащихся  кадетских  школ  //  Педагогика  искусства.  —  2014.  —  №  4.  —  С.  1—8  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm  (дата  обращения  26.01.2015).
  9. Селевко  Г.К.  Современные  образовательные  технологии:  Учебное  пособие.  М.:  Народное  образование,  1998.  —  256  с.
  10. Слонимская  Р.Н.  Технологии  обучения  в  музыкальном  образовании  //  Труды  Санкт-Петербургского  государственного  университета  культуры  и  искусств.  —  2013.  —  №  1.  —  Том.  200.  —  С.  309—312.  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii  (дата  обращения  26.01.2015).
  11. Тараева  Е.Е.  Компьютер  и  инновации  в  музыкальной  педагогике.  В  3  книгах:  Кн.  1:  Стратегии  и  методики.  2007.  —  128  с.
  12. Тараева  Е.Е.  Компьютер  и  инновации  в  музыкальной  педагогике.  В  3  книгах:  Кн.  2:  Технология  презентации.  2007.  —  120  с. 
  13. Тараева  Е.Е.  Компьютер  и  инновации  в  музыкальной  педагогике.  В  3  книгах:  Кн.  3:  Интерактивное  тестирование  /  Г.Р.  Тараева.  2007.  —  128  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.