Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ ХОРЕОГРАФИИ
Трубицына Мария Владимировна
студент факультета социально-культурных коммуникаций Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Белошапка Римма Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент факультет социально-культурных коммуникаций Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Танец существовал и есть в культурных традициях абсолютно всех людских сообществ. Он регулярно менялся и меняется, отражая культурное развитие. В настоящее время также занимает очень большое место в обществе и мире. С помощью танца люди могут проявить собственные чувства, искренние волнение, крик души, положительные и отрицательные мысли. Он прибавляет живописные окраски в жизнедеятельность каждого человека. Танец — это жизнедеятельность, слаженность, дух. В настоящее время каждый человек может обучится искусству танца, отдать своего ребенка в школу танца, постичь его истоки, проникнутся им полностью.
Танец появился из мимики движений и жестов, связанных с чувственными эмоциями человека. Движения со временем подверглись изменению, улучшались, в следствии чего, образовалось искусство танца [1, c. 154].
Современный танец — это модель искусства, где объединяются движения, музыка, жесты и пантомима, где тело приобретает умиротворение и слаженность, и целиком выражает душевное настроение человека. Современный танец демонстрирует абсолютно всем, то что танцевать — следовательно, существовать, говорить языком жестов, движений, демонстрирует, то что танцевать способен любой, самое главное победить лень, боль, страх и сомнение.
Современный танец может помочь победить внутренние колебания, сомнение в себе, формирует понимание, творческие и индивидуальные возможности, может помочь освободиться от комплексов, учить отдыхать и обладать собственным телом [1, c. 112].
В настоящее время современный танец стремительно формируется, создаются ещё наиболее новейшие направления, стили. Существуют и открываются новейшие студии, кружки и средние учебные заведения современного танца, которые различаются собственной неповторимостью и направлением в современной хореографии. Сцена требует от исполнителя мастерства приобретать и совершенствовать способности, однако для этого нужно владеть конкретной танцевальной подготовкой. Качество танцевальной подготовки, необходимой танцору и хореографу, обусловливается его готовностью к исполнению установленных задач. По этой причине в ходе обучения перед ученикам устанавливаются проблемы разнообразной технической сложности, решения которых базируется в различных типах и конфигурациях танца.
На сегодняшний день есть очень большое число разных семинаров, обучающих абсолютно всем типам современного искусства, однако этого не хватает. Остро встает проблема недостатка средних учебных заведений, студий и кружков, где бы ученики имели возможность регулярно и поочередно работать и исследовать искусство современной хореографии.
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и свою систему воспитания и обучения. «Хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии, — определяет доктор искусствоведения В.В. Ванслов. — Воплощать музыку, заключающую в себе действие, она потому и сама становится действенной. Она представляет собой образное отражение конфликтов и противоречий действительности, благодаря претворению смысла жизненных событий в музыкально-хореографическом действии»
Танец — вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенности искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела (скульптурно-графическую выразительность движения, жестов, поз актера-танцовщика). Являясь искусством зрелищным, танец основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Своими специфическими средствами он создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание.
Изящная сущность танца посредством своеобразной и непростой технике данного искусства выявляет внутрений мир человека, его лирико-романтичные взаимоотношения, действия, формирует его наружную своеобразность, демонстрирует национальную, стилевую и многознаменательную особенность [6, c. 41].
Образная суть танца складывается в выявлении нахождения музыкального произведения средствами танцевальной выразительности человеческого тела. Основной задачей хореографов считается развитие средствами хореографического искусства «музыкального тела», то есть тела, способного проявить в балетной пластике всю трудность, присущую аспектам, акцентам и логике этого музыкального произведения, на содержание которого формируется танец. Это гарантирует высокий уровень требуемого артисту эластичного и тренированного психофизического метода.
Система обучения и воспитания средствами хореографического искусства связана с эстетической категорией прекрасного. Возникновение классического танца и системы его тренинга связано с соединением, взаимопроникновением форм античной скульптуры и подлинных народных танцев [9, c. 176].
Воспевание красоты и гармонии человеческого тела, его героико-романтических, рыцарски-мужественных, сентиментально-нежных произведений, заложенных в произведениях античной скульптуры эпохи возрождения и соединения с грациозными и изящными танцами, темпераментными и элегантными движениями народных, а впоследствии и придворных танцев, создали гармонически завершенную пластическую образную систему, способную специфическими средствами передать через пластические положения тела сложнейшие и тончайшие нюансы человеческих отношений и чувств.
Концепция преподавания основывается в классическом танце. Развитие в роскошной, изящной и элегантной манере классического танца, основанного в классических пропорциях поз с их законченностью и широтой жестов, исполняемых мелодически сформированным телом, артист владеет основами пластики, которые дают возможность ему сотворить великолепное в абсолютно всех моторных проявлениях тела [9, c. 134].
Роль танца в воспитании движений, имеющих отношение согласно пластическим характеристикам к категории великолепного, в особенности немаловажна. Скульптурная завершенность поз и жестов, техническое совершенство и уровень культуры движений характеризуют гармоническое формирование, облагораживающее тело, считаются главными в пластическом воспитании средствами танца.
В обучении появляется непосредственное совпадение технологии танца с художественно великолепными категориями движений. Это дает возможность установить главную направленность воспитания средствами танца ловкого, эластичного и маневренного корпуса, тренированного психофизического аппарата будущего исполнителя. Раскрытие средствами танца основа музыкального произведения.
Далее мы рассмотрим, как специфические средства танца воспитывают у обучающихся качества и каким обучают навыкам.
Воля. Установлено, то, что динамичность складывается только лишь в ходе работы. Танец согласно психофизиологической природе относится к трудовой и в то же время творческой работе. Эта деятельность появляется ровно как акт направленного исполнения пластических компонентов и комплексов. Эффективность исполнения данного действия базируется не только лишь в волевых качествах обучающегося, она требует кроме того высочайшего уровня интереса, памяти и психофизических достоинств: мощи, быстроты, выносливости, изворотливости, ритмичности.
Осуществление непростого комплекса упражнений непременно побуждает у обучающегося мощную астеничность и болевые чувства. Преодоление данных малоприятных явлений сопряжено с упорством. Трудные согласно технической сущности танцевальные части обладают серьезным физическим влиянием на взрослый организм. Для усвоения танцевальной технологии и овладения ею необходима значительная напористость. Непосредственно данное качество гарантирует формирование четкой согласно форме танцевальной пластики, что, отвечает всеобщим условиям, становится основательно персональной согласно сущности собственного выражения.
Раскрытие и воспитание в коллективном процессе танцевальной индивидуальности будущего исполнителя является важнейшим фактором в творческом развитии обучающегося.
Проявление личной инициативы выражается в возникновении мотивированного танцевального действия в этюдах и сценах.
Волевой акт как психологическое явление, выходящие из побуждений и потребностей человека, всегда имеет ярко выраженный эмоциональный характер. Проявление эмоций в танце есть результат отражение личности танцующего. Исходя из этого, принцип индивидуальности необходимо принять за основу воспитания будущего хореографа [10, c. 26].
Внимание. В процессе танцевальных занятий необходимо вырабатывать у обучающихся способность непроизвольно, а в случае необходимости и сознательно, сосредотачивать внимание на наиболее важном в данный момент объекте танцевального действия.
Моментально переключая внимание с одного объекта на другой, артист обязан, обладать способностью, удерживать под контролем другие объекты. Для полного творческого процесса исполнителю нужно совершенствовать целенаправленное внимание, и что особенно немаловажно для танца, внимание, постоянно контролирующее физиологическое поведение.
В объектах танцевального цикла данный процесс методичен: интерес к перемещению собственного тела — интерес к манёвру в сценическом пространстве — интерес к взаимодействию с партнерами.
Танцевальный экзерсис — процедура улучшения внимания к процессам собственного тела. Танцевальная средняя часть (упражнение и персональные этюды) — улучшение интереса к передвижению в сценическом пространстве. Танцевальные этюды, танцы и сцены — совершенствование внимания к взаимодействию с партнерами. В танцевальном экзерсисе артист сосредоточивается в намеренном подборе требуемых процессов с целью выполнения этого либо другого элемента. В данном процессе он не только лишь обретает эти движения, однако и стремительно отправляет их, улучшая с целью более четкого и экономного исполнения.
Переход к исполнению элементов экзерсиса и индивидуальных этюдов на середине зала возможен, если техника соответствует уровню полу автоматизированного исполнения. Это позволяет артисту переключать внимание на еще более высокий уровень — на осмысленное передвижение в сценическом пространстве. Так происходит дальнейшее расширение круга внимания. Умение предельно точно выполнить танцевальное задание на середине сцены с правильным передвижением в сценическом пространстве требует о исполнителя целенаправленного и в то же время многоплоскостного внимания [10, c. 44].
Еще более сложной задачей является исполнение танцевальной композиции, то есть движений тела с перемещением в сценическом пространстве и во взаимодействии с партнерами. Это танцы, этюды и танцевальные сцены. На этом этапе обучения перед исполнителем встает задача добиться танцевальными средствами свободного и естественного общения с партнерами, с точным местонахождением на сценической площадке. Названные трудности воспитывают в исполнителе способность к быстрой ориентации, точному и логическому перемещению.
В развитии многоплоскостного внимания важно умение мгновенного переключения внимания с одного объекта на другой. Этими объектами в танце являются: освоение музыки и построенной на его основе танцевальной техники, создание графически сложного рисунка самого танца, состоящего из частных перемещений танцующих, смены партнеров и беспрерывного общения с ними.
Память. Специфика артистической профессии предполагает как аксиому наличие хорошо развитой памяти во всем разнообразии ее видов. Танец развивает двигательную память и попутно благотворно воздействует на развитие остальных видов памяти.
Одна из особенностей повышения уровня памяти учащегося средствами хореографии — активное влияние этого развития на продуктивность танцевальных занятий. Важнейший признак двигательной памяти — способность длительного сохранения разученных движений. Высокий уровень памяти позволяет ученику предельно быстро и продуктивно реагировать на разнообразные танцевальные задания.
Только на основе хорошо развитой памяти можно воспитать у исполнителя не механического исполнения отдельных фигур, а способность к созданию действенного танца органичного и эмоционального [1, c. 203].
Итак, можно сделать вывод, что занятия хореографией имеют большое значение для физического развития человека. Вмести с навыками в области хореографии, приобретается стройная осанка, походка становится легкой, свободной и грациозной, улучшается координация движения. На занятиях хореографией полезные навыки приобретаются естественно. Обучающиеся начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становится нормой поведения.
Список литературы:
- Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. / Адеева Л.М. // СПб.: Просвещение, 2006. — 236 с.
- Базарова Н.П. Классический танец / Базарова Н.П. // СПб.: Лань, 2009. — 190 с.
- Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / Иконникова С.Н. // М.: ЮНИТИ, 1998. — 59 с.
- Кожурова О.Ю. Встреча с личной историей успеха / О.Ю. Кожурова // Народное образование. — 2010. — № 10. — 294 c.
- Лисовский В.Т. Социология молодежи / Лисовский В.Т. // СПб.: СПбГУ, 1996. — 32 с.
- Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе / Левин, М.В. ред. Г.В. Морозова. // М.: ТЕРРА-Спорт, 2001. — 96 с.
- Мальми В. Праздник и танец / Мальми В. // Петрозаводск, Карелия, 2005. — 206 с.
- Массалова А., Брага К. Стиляги из гимназии / Брага К., Массалова А. // Здоровье школьника. — 2011. — № 11 — 119 с.
- Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие для ссузов / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. // М.: Владос, 2003. — 254 с.
- Спивак М.С. Клубные формирования как сфера учебно-воспитательной и досуговой деятельности / Спивак М.С. // М.: Воспитание школьников. — 2011. — № 3 — 53 с.
дипломов
Оставить комментарий